Он создавал наш океанский Военно-Морской Флот («Пульс Осетии» № 17 май 2013)

Сергей Каргапольцев из Иванова вновь порадовал меня сообщением еще об одном нашем земляке – Герое Социалистического Труда (раньше это были руководитель атомной промышленности А. Петросьянц и известный машиностроитель В. Кабаидзе). Когда Г. И Капырину в 1963 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда, в Указе Президиума ВС СССР была приписка: «без права публикации». Теперь Р. Каргапольцеву удалось выйти на биографии тех из Героев, кто ковал нашу оборонную мощь в послевоенные годы.
В биографии Георгия Ильича поражает разносторонность деятельности – от броневой танковой стали и материалов для корпусов атомных подлодок и их реакторов до создания ракет морского базирования. Гением таких инженеров и ученых были созданы лучшая в мире боевая техника и оружие.
Сегодня, как и в двадцатые годы прошлого столетия, наша страна остро нуждается в инженерных кадрах высокой квалификации, поскольку отмечается отставание в большинстве отраслей промышленности. И хочется верить, что студенты технических вузов страны будут учиться с полным сознанием ответственности и всю жизнь стремиться к новым знаниям, как это делали Георгий Ильич Капырин и сотни тысяч других инженеров и ученых, создававших индустриальную мощь нашей страны в 80–90-е годы.
К
апырин Георгий Ильич – директор ЦНИИ-48 Государственного комитета по судостроению СССР.
Родился 29 января 1910 года в городе Владикавказе, ныне столица Республики Северная Осетия-Алания.
В 1928 году поступил работать на Мариупольский металлургический завод. В 1936 году без отрыва от работы окончил Мариупольский металлургический институт (ныне Приазовский государственный технический университет). С 1937 года работал в организованной на заводе Центральной броневой лаборатории № 2. В 1940 году лаборатория была преобразована в Мариупольский филиал ЦНИИ-48 (ныне ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей»).
С этим институтом была связана вся дальнейшая трудовая и научная деятельность ученого. Сначала работал главным инженером Мариупольского филиала ЦНИИ-48, затем начальником металлургического отдела, главным инженером. Был одним из разработчиков брони высокой твердости и технологии ее производства для танков Т-34. В годы Великой Отечественной войны руководил организацией броневого и корпусного производств на Сталинградском заводе «Красный Октябрь» и на заводах Урала, активно разрабатывал и внедрял технологические мероприятия по повышению качества брони.
В 1947 году институт был переведен из Наркомата танковой промышленности в Наркомат судостроения. С этого времени важнейшими работами института являлись создание корпусных материалов и методов их сварки для Военно-Морского Флота и гражданского судостроения. В 1949 году Капырин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В послевоенные годы при участии Г. И. Капырина была успешно решена задача по строительству цельносварных крейсеров проекта 68-бис. В то же время при его участии были созданы металлические материалы и технологические процессы сварки для новых кораблей ВМФ и атомного ледокола «Ленин». В 1952–1958 годах созданы материалы (АК-25) для первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». В институте были заложены научные основы для создания нового класса материалов – высокопрочных хорошо свариваемых корпусных сталей.
В феврале 1958 года был назначен директором института и руководил им почти 20 лет. В период его руководства одним из основных направлений деятельности института было создание конструкционных материалов для атомных транспортных и стационарных установок, оценка их работоспособности в составе узлов и конструкций атомных энергетических установок (АЭУ). Ему принадлежит приоритет в определении природы коррозионного растрескивания аустенитных сталей в процессе эксплуатации АЭУ.
Г. И. Капырин хорошо понимал роль эксперимента в развитии современного материаловедения. Под его руководством созданы уникальные научно-экспериментальные подразделения института, оснащенные современным испытательным оборудованием.
С началом развития атомной энергетики в 1955 году перед институтом была поставлена новая задача: разработка конструкционных материалов для атомных энергетических установок кораблей ВМФ, гражданского флота и АЭС. Большой комплекс исследований обеспечил разработку нового класса радиационно-стойких теплостойких свариваемых сталей для корпусов атомных реакторов. Создана широкая гамма материалов, обеспечивающих длительный срок службы атомных реакторов в условиях высоких давлений, температур и нейтронного излучения. Из материалов и по технологиям, рекомендованным институтом, построены и успешно эксплуатируются практически все промышленные ядерные энергетические установки гражданского и оборонного назначения.
Впервые в мире институт инициировал морское применение титановых сплавов в качестве материалов, обладающих великолепными служебными свойствами – высокой удельной прочностью, коррозионной стойкостью в морской воде и немагнитностью. В 1956 году по приказу министра судостроительной промышленности Б. Е. Бутомы в институте на базе исследований, проводимых с 1953 года, сформировано новое научное направление по разработке титановых сплавов, способных работать в морских условиях.
Начиная с 1955 года институт разрабатывал высокопрочные свариваемые алюминиевые сплавы морского применения. Коррозионностойкий сплав типа 1561, созданный в 60-е годы, получил широкое распространение в судостроении. Из разработанных институтом морских алюминиевых сплавов построены большие серии судов с динамическими принципами поддержания на воздушных подушках типа «Зубр», морские, речные суда на подводных крыльях и др.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов институт участвовал в разработке первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей для кораблей ВМФ: П-6 (для подводных лодок) и П-35 (для надводных кораблей). После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 года был принят на вооружение.
Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «не подлежит опубликованию») от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Капырину Георгию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1963 году без защиты диссертации ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1966 году присвоено ученое звание профессора.
В 1977 году Г. И. Капырин ушел с поста директора института, но продолжал работать в должности главного консультанта.
Жил в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Скончался 7 мая 1982 года.
Награжден двумя орденами Ленина (1945, 1964), орденами Отечественной войны I степени (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1949, 1970), орденом «Знак Почета» (1951), медалями. Лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1959) премий. Удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1970).

Петр ГЕРИЕВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: