ДОРОГАя ПАМЯТЬ (Газета “Пульс Осетии” № 7 от 25.02.2020 г.)

«Все мы любим и гордимся своей историей. Называем себя потомками великих алан, пользуемся их наследием как брендом, а на деле: вместо решения о строительстве обводной дороги, обходящей памятник, кто-то принимает решение продолжить его уничтожение! Бесправные Центры и Комитеты по охране памятников не способны уберечь наше достояние от наших же кабинетных варваров». Это цитата из подготовленной петиции на имя руководства республики, Министерства культуры РФ, председателя Комитета по охране памятников РСО-А с требованием остановить «покушение на культуру народа» и «вести строительство автодороги «а/д «Кавказ» – Ст. Батако – Хурикау – Малгобек – Моздок» – в обход памятников». По словам авторов петиции «сложившаяся ситуация требует безотлагательного вмешательства правоохранительных органов», поскольку «ежедневно работающая тяжелая техника не оставляет шансов на планомерное изучение памятника». Под петицией за 5 дней подписались более 1000 человек. Об уничтожении исторического наследия Северной Осетии в связи с реконструкцией автодороги заявил председатель правления национального историко-этнографического общества «Уасамонга» Марат Цагараев. Он напомнил, что «дорога и без того была проложена прямо поверх «Зильгинского городища» – памятника аланской истории I–V веков нашей эры, который признан объектом культурного наследия федерального значения. Теперь же трассу расширяют, что ведёт к разрушению древнего городища». О том, что на месте древнего аланского городища работает строительная техника, сообщалось в СМИ и ранее, например, в декабре 2019 года. Исследователи и общественные деятели утверждают, что на месте работ разрушено около 500 м2 территории памятника и повреждены погребения на Батакоюртском грунтовом могильнике. В нескольких километрах от села Старый Батакоюрт снесён культурный слой на площади 3000 м2 и разрушено погребение на «Зильгинском городище». Председатель Комитета дорожного хозяйства РСО-А Тариэль Солиев рассказал интернет-порталу «ОсНова», что расположение «Зильгинского городища» учитывалось Комитетом при подготовке проекта строительства новой дороги «Владикавказ – Моздок»: «Мы знали о том, что строительство проходит на территории, где находится «Зильгинское городище». У нас от подрядчика было объединение археологов. Во время работ абсолютно ничего не затрагивалось, никаких археологических элементов мы не видели. То, что сейчас пишут что-то про чёрных копателей, могу сказать, что на данном объекте работы проходят круглосуточно и никаких посторонних лиц замечено не было. Что касается каких-то исторических элементов, мы тоже осетины, живём в Осетии и любим свою историю, и если было бы что-то подобное, молчать не стали бы». Как заметил на своей странице в Фейсбуке руководитель Центра скифоаланских исследований Алексей Чибиров: «В своё время наш коллега, известный археолог В. Чшиев проводил в Зильги соответствующие изыскания до начала строительных работ, и его рекомендация заключалась в том, чтобы провести необходимые охранно-спасательные раскопки, или же обойти объект. Насколько я знаю, его рекомендации были проигнорированы. Более того, изначальный план предусматривал только реконструкцию дорожного полотна, но никак не его расширение, что также подвергло угрозе городище, которому более тысячи лет. Отмечу, что по оценкам специалистов в ходе работ по «расширению» была разрушена цитадель и часть фасада. По той информации, что у меня есть, Комитет по охране памятников также предписал остановить работы, но и это предписание было проигнорировано. Разумеется, надо строить и дороги, и другие объекты инфраструктуры, но, наверное, не стоит при этом разрушать памятники тысячелетней истории нашего народа, которые являются достоянием не только нашего поколения, но и всех последующих. Очень надеюсь на то, что в этом деле в ближайшее время будет какая либо ясность, и что соответствующие структуры адекватно отреагируют на всю эту неприятную до неприличия ситуацию».
Леван Гобозов

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: