Никас Сафронов: «за» или «против»? (Газета “Пульс Осетии” № 14 от 09.04.2019 г.)

Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что ни одна художественная выставка во Владикавказе не сопровождалась таким количеством предварительных негативных комментариев североосетинских художников, как открывшаяся 4 апреля в выставочном зале Национальной научной библиотеки персональная выставка Никаса Сафронова «Весна впечатлений».
Представлять этого художника нашим читателям, полагаю, не имеет смысла. Его имя и без того у всех на слуху. А вот разобраться в том, что же все-таки так раздражает в творчестве Сафронова коллег, наверное, все-таки стоит. Ведь, несмотря на обилие наград, Сафронов подвергается серьезной критике как художников, так и профессиональных искусствоведов.
Говоря о Никасе Сафронове, многие упрекают его в том, что он является представителем так называемого «салона», то бишь салонной живописи. В этой манере творили когда-то многие известные художники позапрошлого века, те же, скажем, Константин Маковский, изображавший девушек в кокошниках и сарафанах, и «воспевший» в красках красоты Крыма маринист Иван Айвазовский, чьим творчеством мы не перестаем восхищаться, несмотря на то, что окружающая реальность в их картинах созерцательна и лишена проблем. Уж не знаю почему, но в настоящее время термин «салонный» стал чуть ли не ругательным, так как обозначает выполненную с большим техническим мастерством помпезную и эклектичную живопись. Никаса Сафронова некоторые считают, скорее, удачным коммерсантом, нежели художником. Так это или иначе, судить не берусь. Одно могу сказать уверенно: чтобы быть удачным коммерсантом, нужно обладать большим запасом энергии. И в любом случае, стоит порадоваться за человека, у которого этот запас есть.
Да и вообще с Сафроновым, полагаю, все не так просто. Ведь попытался же один из местных художников, сфотографировав картину Никаса «Ангел света, или Явление мадонны в храме», сделать ее точную копию. Но (а я видела эту работу) и краски получились не те, и эффект не тот. Сафронову, работающему исключительно маслом, удается передавать всю экспрессию цветов, оттенков, красок. А некоторые техники написания своих картин художник вообще держит в строгой тайне.
Да и звания, и награды, как в нашей стране, так и за ее пределами, согласитесь, просто так не раздаются. А Никас Сафронов – заслуженный художник России, академик РАХ, профессор Ульяновского государственного университета. По итогам опроса ВЦИОМ «Левада-центр», на сегодняшний день он является самым известным художником России, а по версии английской энциклопедии входит в двадцатку самых известных художников мира. Его работы приобретаются государственными музеями как в России, так и по всему миру, что создает Сафронову бесчисленную клиентуру и великое множество поклонников. И еще один любопытный нюанс: живописец тратит большие суммы на благотворительность и помощь молодым талантливым коллегам.
Поэтому, полагаю, совсем даже неплохо, что в нашем Владикавказе открылась выставка 73 произведений Никаса Сафронова, работающего в разных стилях и направлениях, где кубизм соседствует с символизмом, а импрессионизм в пейзажной живописи уживается рядом с портретами политиков и звезд шоу-бизнеса. Буйство красок и многообразие жанров, стилей, школ, направлений, портреты, натюрморты, пейзажи, городские пейзажи, жанровые картины – это все Никас Сафронов, преисполненный оригинальности и чувства юмора. И это все может увидеть каждый. Достаточно лишь сходить на выставку. Что я и сделала, решив непредвзято посмотреть на работы Никаса Сафронова своим непрофессиональным взглядом. Вынося оценочные суждения, руководствовалась исключительно принципами «нравится-не нравится», «цепляет-не цепляет».
Итак, экспозицию открывает портретная живопись художника. Вот он сам в костюме отшумевшей эпохи и с красным цветком в руке. А дальше... А дальше – больше, вернее, интереснее. «Улыбка Дали. Воспоминания о Леонардо» (среди великих мастеров кисти прошлого Никас Сафронов особо выделяет Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали) – это портрет загадочной Джоконды, но Джоконды, облаченной в мужской костюм, в руках у нее (или у него?) кисти. Но главное – это фирменные усики Сальвадора Дали над верхней губой Джоконды. Этакая занятная шутка мастера. Совсем иное впечатление производит портрет Михаила Козакова из серии «Река времени». Михаил Михайлович, хоть и изображен в историческом костюме и парике, что, несомненно, придает ему значимости и загадочности, но поражает не это, другое – пытливый, пронизывающий своей глубиной взгляд. Хороши и Валентин Гафт в образе Сталина, и Олег Меньшиков, чей портрет будто не дописан, – он тоже полон тайн и загадок...
Завораживают картины «Утреннее явление ангела в Архангельском дворце», «Сон ангела, благословляющего храм», «Ангел света, или Явление мадонны в храме». Сюрреалистическое произведение «Дама с веером, или Летний вечер» кому-то может показаться вычурным, ибо на месте лица у дамы букет цветов. Но мне сие показалось занятным, ибо создает настроение и, заметьте, настроение хорошее. Впрочем, это не единичный персонаж, у которого вместо лица цветы. У мадонны с младенцем, будто сошедшей с полотен эпохи Ренессанса, тоже вместо лица роза, как и у дамы с картины «Вечер, окутанный цветами». А вот портрет молодой женщины с картины «Взгляд из глубины русской истории» выписан ровно в той манере, в какой писали портреты художники позапрошлого столетия.
У кого-то, думаю, вызовут особый интерес передающие жар пленительного востока работы из, условно говоря, восточного блока выставки. Тем более что здесь представлены картины, принадлежащие королю Бахрейна. И это уникальная возможность увидеть их в первый и последний раз. Меня же лично из восточных мотивов более всего поразила картина философского звучания – «В поисках смысла жизни в пустыне мысли».
По-своему интересными и оригинальными показались мне и напоминающие старые черно-белые фотографии картины из серии «История России: Казань».
Коты и кошечки из категории «Анимализм», обряженные в исторические костюмы, каждый со своим выражением лица, своим характером – тоже весьма и весьма занятная тема. А глаза... Какие у них говорящие глаза, в которых читается буквально все. Бестия английский аристократ XVI века и зеленоглазая дама бальзаковского возраста – это же прелесть что такое.
А теперь несколько слов о написанной всего лишь двумя красками – синей и белой – мистической картине «Ночная тайна потерянного города Мачу-Пикчу», которая произвела на меня наиболее сильное впечатление. В ней такой же загадочный и завораживающий сюжет, как и сама древняя цивилизация инков. Жители города Мачу-Пикчу некогда таинственно исчезли с лица Земли. Опустение поселения без каких-либо следов насилия произошло в момент, когда колонизаторы из Испании начали свои завоевания. Предположения по поводу того, куда делись 5 тысяч местных жителей, делаются самые разные. Одно из них – это переход целого народа в другое измерение, технология которого описана в книгах Карлоса Кастанеды. Девушка с пронзительным взглядом, изображенная Никасом Сафроновым, – не жрица ли это солнца, которому поклонялись в Мачу-Пикчу? Ведь город предположительно служил центром поклонения солнцу, и допускались в него только избранные, в том числе и жрицы – солнечные девы, посвятившие свои жизни культу солнца....
Словом, как замечено в одном из отзывов о выставке, «талант у художника Сафронова разножанровый». А тематика – «от радужности, реализма, фантастического полета мысли до философских размышлений». Кстати, отзывы посетивших выставку владикавказцев главным образом положительные.
Поэтому, полагаю, все-таки стоит сходить на персональную выставку Никаса Сафронова, которая будет проходить в Национальной научной библиотеке до 12 мая. Ведь бог знает, когда он к нам еще приедет. Ольга РЕЗНИК, фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: