Небольшой экскурс об исходе Задалески Нана (Газета “Пульс Осетии” № 6 от 12.02.2019 г.)

Осетинский фольклор очень богат и разнообразен, имеет свои особенности, свой характер. Среди «тьмы» персонажей Задæлески Нана занимает далеко не последнее место. Это уникальный образ трагической и в какой-то мере, может быть, романтической, блиставшей мудростью, красноречием, кротостью, умом, женщины-матери. Когда читаешь текст, то волей-неволей в сознании возникает почему-то вопрос, откуда родом эта загадочная героическая женщина. С каких мест, откуда начала свой путь, что побудило ее вместе с целой «армией» беспризорных детей пройти через перевал Бафони (Бæфонифцæг), в песне – через перевал Цагат (Север), в с. Задалеск, в Морга пещеру (Морги лæгæт)?
Начиная со второй половины IV по XIV в. аланы попадали в подчинение и зависимость от гуннов (хуннов) (IV в.), булгар (V–VI вв.), хазар (VIII–X вв.), татаро-монголов (XIII в.), среднеазиатского завоевателя Аксак-Темура (Тимура – Тамерлана) (XIV в.). Аланское раннефеодальное государственное образование оказалось в орбите их влияния, в том числе – бассейн Кубани с центром православия в Алании (Нижний Архыз), а также и местность, называемая Тапанта (плоский, равнинный), расположенная в 41-м км к северо-западу от города Черкесск). Есть аналогичное название в Дигорском ущелье – Тъæпæн Дигорæ, это же название отражается и в песне «Задæлески Нана»: «Кровавый дождь над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией...» Скорее всего, этот топоним принесли с собой в горную Дигорию зеленчукские аланы, вынужденные покинуть родные, исторически обжитые места в результате вторжения в район реки Большого Зеленчука тюрко-монгольских войск под предводительством будущего хана Золотой Орды Батыя (внука Чингизхана, старшего брата Берке), а вместе с ними и женщина, как выше подчеркнуто, с целой «армией» беспризорных детей, впоследствии названная жителями Дигорского ущелья Задæлески Нана (Мать Задалеска). Далее вторая волна миграции повторилась через 155 лет в процессе полного разгрома алан (как союзника Тохтамыша) на правом берегу Терека Тимур-Тамерланом (в песне «Задæлески Нана» упоминается также и его имя как Ахсак-Темур (Ахъсахъ-Темур): «от волков Ахсак-Темура с железными пастями...» В данном сюжете топоним Тапан Дигора и имя Ахсак-Темур в песне несовместимы, удалены друг от друга исторически, географически и временем).
Но политика Тимур-Тамерлана по отношению к завоеванным странам, народам в корне отличалась от политики ханов Золотой Орды. Если эти ханы присоединяли территории завоеванных народов вместе с их экономическим потенциалом к Золотой Орде, то Тимур-Тамерлан почти поголовно уничтожал население вместе с экономическим потенциалом. Этой участи не удалось избежать и местности Тапанта (Республика Карачаево-Черкесия) в 1239–1240 гг., а в 1395 г. – дельте реки Сунжа (РСО-Алания).
Однако важно подчеркнуть, что в фольклорной тематике есть один немаловажный нюанс, что одна часть фольклора реальна, а другая часть противоречива. Следуя этой логике данной исторической песни «Задалески Нана», было уничтожено не все взрослое население и не все «боеспособное» в районе рек Уруп и Большая Лаба (пограничный рубеж Западной Алании, территории к западу от Большой Лабы были для алан чужими, издавна принадлежавшими соседним меото-адыгским племенам (В. А. Кузнецов). Таким образом, Задалески Нана сумела оторваться и уйти от преследования татаро-монголов.
Руслан ЦАКОТИ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: