КРЫЛЬЯ ОСЕТИИ (Газета “Пульс Осетии” № 5 от 05.02.2019 г.)

Давать аэропортам имена известных соотечественников – мировой тренд. В мире более 200 аэропортов, названных в честь выдающихся людей. У нас в стране называть воздушные гавани именами знаменитых россиян начали сравнительно недавно. Пока таких аэропортов немного, и в большинстве случаев они носят имена людей, чья жизнь была неразрывно связана с небом – героических летчиков и космонавтов. И это правильно.
У нас же в Осетии в конце прошлого года с одной из трибун прозвучало предложение присвоить аэропорту Владикавказа имя прославленного олимпийского чемпиона Сослана Андиева, которое наша газета небезосновательно назвала поспешным. Почему поспешным? Да потому, что через каких-то два-три года (а время летит незаметно) наша республика сможет провести у себя чемпионат мира по борьбе. И за эти два-три года в Осетии должен быть построен современный Дворец спорта. Так вот ему-то, как говорится, сам Бог велел носить имя величайшего спортсмена Сослана Андиева.
Что же касается аэропорта Владикавказа (Беслана), то ему, полагаю, справедливо было бы присвоить имя другого нашего прославленного земляка – летчика-аса, генерал-майора Советской Армии, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Ибрагима Дзусова. И, надо заметить, этот вопрос уже поднимался лет двадцать тому назад и поднимался отнюдь не случайно.
Знаете ли вы, что как раз на месте владикавказского аэропорта в 1942 году базировалось авиационное соединение генерала Дзусова, защищавшее Северный Кавказ и Северную Осетию, в частности, от немецко-фашистских захватчиков? Об этом, кстати, сообщает мемориальная доска, не очень, к слову сказать, заметная, на здании владикавказского аэропорта: «Здесь в 1942 году базировался 100-й гвардейский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского истребительный авиационный Ченстоховский полк под командованием Героя Советского Союза И. М. Дзусова». Действительно, в грозном 1942-м близи Владикавказа была сосредоточена почти вся истребительная и штурмовая авиация 4-й Воздушной армии генерала Вершинина, в составе которой сражался и авиаполк майора Дзусова. То есть, случилось так, что с детства знакомое Ибрагиму Магометовичу большое ровное поле под Бесланом стало его полевым аэродромом, откуда и он сам, и его однополчане, которых пехотинцы за мужество и отвагу прозвали тиграми, совершали боевые вылеты, давая отпор врагу, рвавшемуся к Владикавказу. «В тесном взаимодействии с наземными войсками, – писал Ибрагим Дзусов, – наша авиация уничтожала живую силу и технику врага, особенно танки, отражала налеты бомбардировщиков и вела разведку. Летчики делали по четыре-пять вылетов в день, а это была большая нагрузка». Именно с будущего владикавказского аэродрома пронеслась впервые радиокоманда: «Внимание! Я – «Тигр» (свою радиостанцию Ибрагим Дзусов назвал тигром в честь своих летчиков – О. Р.)! Над вами на высоте 2000 метров летят 12 «Хейнкелей». Атакуйте их!»...
Это было в 1942-м. А летом 1945 года самолет отправившегося в свой первый послевоенный отпуск в родную Осетию отважного летчика Дзусова вновь приземлился на том же самом поле под Бесланом, где спустя годы (с 1958-го по 1963-й) будет построен гражданский аэропорт – воздушные ворота Осетии. Построен не кем-нибудь, а самим Ибрагимом Дзусовым, который был не просто руководителем, а душой большой и сложной стройки – от выбора места и создания проекта до ввода аэропорта в эксплуатацию (это значительно позже, спустя почти два десятка лет, уже при Кабалоеве, на том же самом месте будет построен новый, современный корпус аэровокзала). «В 1963 году я сдал Орджоникидзевский аэропорт в полной эксплуатационной готовности. Его озеленили, организовали питание пассажиров», – вспоминал позже Ибрагим Магометович.
Дзусов вообще был на удивление энергичным и деятельным человеком. Его биография, надо сказать, вполне типична для стремившихся к совершенству людей того времени. Для желающих учиться, работать, не останавливаться в своем развитии тогда открывалась масса возможностей, потому что не деньги и связи делали человека, а исключительно его личностные качества, его собственные устремления и старания...
Ибрагим Дзусов родился в бедной крестьянской семье в селе Заманкул. Окончил сначала неполную среднюю школу, затем Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина в Москве. В марте 1924 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1927 году окончил Северо-Кавказскую кавалерийскую школу горских национальностей. С октября 1927-го служил в военно-воздушных силах. Кто-то подумает: «Да как же так? Учился на кавалериста, а стал летчиком?» А вот так: увидел однажды, как самолеты выполняют красивейшие элементы высшего пилотажа, и больше не смог расстаться с мечтой о крыльях. В 1929 году Ибрагим Дзусов окончил 3-ю Оренбургскую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей. Служил на различных летных должностях в Украинском и Закавказском военных округах. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.
Любопытный нюанс: еще в период завершения учебы в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского Ибрагим Дзусов встречался со знаменитым авиаконструктором Александром Яковлевым, хотел ознакомиться с его истребителем «ЯК-1», который стал первой боевой машиной, разработанной в ОКБ Яковлева, машиной, положившей начало целой серии самолетов, которые стали основой советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны. И буквально на следующий день после знаменательной встречи бесстрашный летчик совершил полет в московском небе на самолете, еще не принятом на вооружение. А еще через день пошел с визитом к Главнокомандующему ВВС Красной Армии с настоятельной просьбой поставлять «яки» в его полк в Баку для первых войсковых испытаний по их боевому применению, которые, понятное дело, были проведены в кратчайшие сроки. Так что, благодаря Ибрагиму Дзусову, перед самой войной его полк был укомплектован чудо-машинами «ЯК-1», превосходившими по тактико-техническим данным знаменитые немецкие «мессершмитты».
И в одном из первых же боев вскоре начавшейся войны на своем «ЯК-1», который Ибрагим Дзусов называл не иначе, как мечтой летчика, он на виду у всего полка в упор расстрелял и сбил немецкий самолет-разведчик «Хейнкель-111», считавшийся у немцев несбиваемым. А другой бой он вел сразу с восьмью «мессершмиттами», два из которых были им сбиты. Что и говорить, Дзусов умел воспитывать на личном примере, а заодно и развенчивать мифы о непобедимости немецких истребителей.
Будучи командиром полка, он все свое свободное время проводил среди летчиков, всех знал по фамилиям, знал, кто и когда окончил школу, где начал воевать, сколько имеет воздушных боев. А воевать под командованием Ибрагима Дзусова летчикам-истребителям довелось над Крымом и Кавказом, над Украиной и Белоруссией, Польшей и Германией. И всюду на заботу своего «бати» летчики отвечали безграничной преданностью и доверием. Глубоким уважением, любовью и гордостью были продиктованы их слова о командире: «Вы так по земле не ходите, как он летает».
Герой Советского Союза, полковник авиации Аркадий Васильевич Федоров вспоминал:
«Дзусов любил личный состав, умело поощрял тех, кто не просто смело атаковал врага, а делал это обдуманно, тактически грамотно, сообразуясь со сложившейся обстановкой в воздухе и на земле на том или ином участке фронта. Он был непримирим к тем, кто пренебрегал или не хотел воспользоваться тактической обстановкой. В тяжелейших условиях он умело руководил подчиненными частями и последовательно готовил воздушных бойцов».
По-доброму вспоминал своего комполка и другой летчик – Василий Степанович Сапьян из Краснодара: «Чутье нашего бати было исключительным – знал, кого брать в полк. Через три месяца воздушных боев на Кубани Борис Глинка и Николай Кудря стали Героями Советского Союза».
В середине мая 1943 года Ибрагим Дзусов был назначен командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, которая стала лучшей в советской истребительной авиации. Он был не просто командиром 9-й ГИАД, а ее душой. Наперечет знал всех летчиков дивизии, их преимущества и недостатки. Летный состав отвечал ему любовью, доверием и преданностью. Это они, соколы Дзусова, в мае 1945-го на стене рейхстага расписались: «Летчики Дзусова отомстили». К тому времени их «батя» стал уже командиром 6-го истребительного авиационного корпуса.
57 Героев Советского Союза дала дивизия, которой командовал Ибрагим Дзусов! Из них четыре человека стали дважды Героями СССР, а один – Александр Покрышкин – трижды Героем Советского Союза.
Сам Ибрагим Дзусов за боевые заслуги, помимо Золотой Звезды Героя, был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, рядом медалей и польским орденом «Крест Грюнвальда». 15 раз его имя упоминалось в благодарностях самого Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.
Ну что, дорогие читатели, вас еще не охватило чувство гордости за нашего прославленного земляка, чье имя по праву должен носить владикавказский аэропорт, который он сам же и построил?
Если нет, то к сказанному еще добавлю, что по окончании войны Ибрагим Дзусов не сидел сложа руки, он продолжил службу в Советской Армии. В 1948 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. Служил в Группе советских войск в Германии, затем с октября 1951 года был начальником Красноярского управления Гражданского воздушного флота. В мае 1955 года вышел в отставку. Проживал в нашем городе, находился на административной и хозяйственной работе. По выходу в 1965 году на пенсию продолжал заниматься общественной деятельностью. Написал две книги воспоминаний: «В семье отважных» и «Мой позывной – «Тигр».
Именем Ибрагима Дзусова названы улицы во Владикавказе и его родном Заманкуле, а также владикавказская общеобразовательная школа № 46.
И я полагаю (надеюсь, вы со мной согласитесь), что будет справедливо, если и аэропорт Владикавказа, который создал Ибрагим Дзусов, тоже будет носить его имя, имя нашего прославленного земляка, легендарного летчика, Героя Советского Союза!
Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: