Предложения по устойчивому развитию горных территорий (Газета “ПО” № 40 от 09.10.18 г.)

ХУЗМИЕВ Измаил Каурбекович, профессор, доктор технических наук и доктор экономических наук, членкорреспондент Российской Академии электротехнических наук. Имеет более 300 научных трудов, в том числе 22 изобретения и патента, автор пятнадцати книг, из них шесть – монографии.От редакции: на прошлой неделе Правительством РСОАлания был одобрен и передан в Парламент республики на утверждение окончательный вариант законопроекта «О статусе горных территорий в РСО-Алания», в связи с этим выражаем надежду на то, что депутаты Парламента смогут дополнить его некоторыми предложениями, которые делает известный ученый.
Одной из приоритетных целей можно считать освоение горных территорий как существенного резерва инновационного развития республики. Центры инновационного развития в горной зоне, создаваемые в местах освоения ресурсов территории, могут стать местом привлечения населения и современных высокоэффективных производств и технологий, становясь существенным фактором в строительстве нового социально-экономического облика территории. Созданию таких зон способствуют образованное население, транспортная доступность, экологически чистая окружающая среда, наличие научно-образовательных учреждений в виде вузов и центров РАН. Для этого необходимо сформулировать государственную политику по освоению материальных, энергетических, рекреационных и информационных ресурсов гор на основе концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие – это удовлетворение потребностей всех категорий потребителей вне зависимости от социального положения и душевого дохода нынешних и будущих поколений людей на Земле нормированным количеством жизнеобеспечивающих ресурсов, достаточных для поддержания здорового образа жизни и работоспособности при снижении рисков деградации окружающей среды как основы поддержания экологической, социально-экономической и политической стабильности в мировом сообществе. Основная цель такой политики – обеспечение соответствующего современным стандартам качества жизни населения, чтоб сделать привлекательными условия проживания, работы и отдыха в горной зоне. Для этого необходимо обеспечить оптимальные с точки зрения населения параметры социальных, хозяйственных, экологических, культурологических сфер общественнополитической жизни общества. Главные факторы, влияющие на развитие горной зоны в республике
• Отсутствие закона и целенаправленной системной политики по рациональному использованию всех ресурсов горных территорий с целью их устойчивого развития.
• Большая территория – 4550 кв. км, то есть 56,9% от всей территории республики, – слабо заселена, официальная численность населения на 01.01.2015 г. – 9700 человек, это 1,2 % от всего населения. Реально же около 6000. Отток населения увеличивается: за период с 1989 по 2014 гг. покинуто 15 поселений в горах.
• Упадок в этой связи школьного образования. В 2007 году было 18 школ, сегодня функционирует 8, а ведь только в Верхнем Згиде в 80-е годы обучалось около 1000 учащихся. На сегодняшний день осталось всего 468 учеников: в Мизуре – 209, в Фиагдоне – 123, в малокомплектных Стур-Дигоре, Даргавсе, Кобане, Махческе, Мацуте, Буроне – начальная школа. • Неравномерное расселение граждан: плотность населения в горной зоне – 2,1 человека на кв. км, что в 40 раз меньше, чем на равнине.
• Неразвитая инфраструктура: транспортная, социальная, хозяйственная, административная.
• Нерациональная организация медицинской помощи населению горных территорий. Фактическая потеря профилактической направленности в организации работы системы здравоохранения
республики в целом и на горных территориях в частности. Отсутствие стимулирующих условий для привлечения молодых специалистов для работы в горах.
• Неэффективное использование всех ресурсов.
• Неравномерная освоенность территории.
• Нерациональное использование взятых в аренду земель сельхозназначения.
• Отсутствие планов территориального развития горной зоны. Передача горных земель в аренду на 49 лет ограниченному числу лиц, что привело к их практической приватизации. При этом земли передаются в субаренду, ограничивается доступ за счет строительства заборов вдоль трасс и частных дорог, ведется бесконтрольная добыча инертных материалов.
• Бессистемная застройка территории с нарушением законодательства о землепользовании и строительных норм.
• Существенная разница в уровне и темпах освоения ресурсов гор и социально-экономического развития по сравнению с равнинной частью.
• Слабая экологическая защита при реализации отдельных проектов.
• Бессистемное использование рекреационных и бальнеологических ресурсов.
Что необходимо?
• Создать научную экспертную группу (4-5 чел.) при Правительстве РСО-А совместно с ВНЦ РАН по устойчивому развитию территории.
• Поручить Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Владикавказскому научному центру Российской академии наук, вузам республики разработку комплексной программы устойчивого развития горных территорий РСО-Алания.
• Поручить Владикавказскому научному центру Российской академии наук функции координатора государственной политики РСО-А по устойчивому развитию горных территорий республики.
• Поручить Владикавказскому научному центру Российской академии наук проведение долгосрочных комплексных геолого-геофизических и гляциологических исследований в горных районах возможных природных и природнотехногенных катастроф, а также расширение минерально-сырьевой базы.

Основные принципы политики для обеспечения устойчивого развития горных территорий республики
• Повышение самостоятельности и ответственности муниципальных образований в горной зоне.
• Защита прав местного населения от рейдерских захватов земель в горах. Реализация прав местного населения по использованию ресурсов для предотвращения его оттока на плоскость.
• Оптимизация использования всех ресурсов и в особенности горных земель общественного и сельскохозяйственного назначения. Защита горной зоны от бесконтрольного строительства,
загрязнения окружающей среды. Снос всех незаконных построек. Ограничение дачного строительства.
• Ликвидация зон экологического бедствия. Обеспечение общественно-политической стабильности.
• Общественный контроль за использованием всех ресурсов в горной зоне.
• Обеспечение единой республиканской, районной и муниципальной политики по социально-экономическому развитию горных территорий.
• Принятие закона о рациональном использовании всех ресурсов горной зоны.
• Изъятие всех земель сельхозназначения, находящихся в аренде, если они в течение трех лет не вовлечены в аграрное производство.
• Введение репрессивного налога на хозяйства, сдающие арендованные земли в субаренду, или же запрет субаренды земли на территории республики.
• Принятие стимулирующих мер по созданию в горной зоне современных аграрных и промышленных предприятий по производству экологически чистых продуктов питания, парфюмерии,
фармакологии, возобновляемых источников энергии, строительных материалов и другой продукции, а также научно-образовательных центров, рекреационных и лечебных кластеров.
• Отказ от оптимизации здравоохранения в нынешнем ее виде и разработка программы совершенствования системы оказания медицинской помощи с учетом региональных особенностей
горных территорий республики. Развитие преемственности и взаимодействия между амбулаторными и стационарными звеньями системы здравоохранения, что является ключевым фактором, необходимым для оказания своевременной эффективной и квалифицированной помощи населению республики, в частности горных территорий, на всех уровнях. Создание оптимальных социально-экономических условий для молодых специалистов-врачей с целью их привлечения к работе на горных территориях.
• Создание крестьянских хозяйств и аграрных кооперативов различной специализации для производства органических продуктов питания .
• Создание зоны для дачников наподобие советских садов-огородов. Они должны иметь площадь шесть соток и располагаться компактно.
• Закрепление горных земель на определенный срок исключительно под производство аграрной продукции с разрешением строить жилые помещения только для постоянного проживания.
Если земля не используется по прямому назначению, она должна изыматься. Иначе вся территория будет застроена загородными коттеджами состоятельных людей с высокими заборами
и станет недоступна для хозяйственного использования. Нужно провести ревизию переданных в частные руки горных земель, и, если они не используются по назначению, они должны быть изъяты и переданы тем, кто хочет жить и работать в горах.
• Организация льготной финансовой поддержки сельхозпроизводителей в горах. Можно построить жилье и передать его во временное пользование молодым семьям. Если они проживут в горах более десяти лет и будут там работать, жилье безвозмездно переходит им в собственность вместе с приусадебным участком площадью не менее двадцати соток.
• Восстановление учхоза ГГАУ в с. Кобан. Необходимо разобраться, куда и почему ушло на сторону имущество и земли учхоза, и вернуть все учебному заведению. Повинных в развале учебного хозяйства привлечь к ответственности. Восстановить опытное хозяйство НИИ горного и предгорного земледелия в с. Даргавс. Выяснить причины распада успешного экспериментального хозяйства и принять адекватные меры к людям, допустившим это.
• Принятие стимулирующей программы по переселению молодых семей в горную зону за счет передачи на льготных условия земельных участков, льготных кредитов, льготного налогообложения на реализацию бизнес-проектов, способствующих рачительному использованию ресурсов гор с учетом охраны окружающей среды, для чего разработать пакет бизнес-планов
по аграрному и промышленному производству, туризму, развитию гостиниц и приютов, ресторанов и мест общественного пользования и т. п.
• Разработка концепции и плана мероприятий устойчивого социально-экономического развития горной зоны с привлечением всех заинтересованных юридических и частных лиц. Разработка
обоснованной программы рекреационного и бальнеологического использования ресурсов горных территорий. План и программу развития принять после общественного обсуждения как
законодательный акт Парламента республики.
• Рассмотрение возможности использования экологически чистых растений для парфюмерии, фармации и розлива столовых и лечебных вод.
• Привлечение средств из различных источников на реализацию поставленных задач.
• Создание с Владикавказским научным центром РАН (ВНЦ РАН) лаборатории по мониторингу опасных явлений в горах с привлечением всех организаций, имеющих соответствующий опыт.
• Создание Минобрнауки совместно с вузами и ВНЦ РАН на базе школ в горной зоне сети круглогодичных интернатов и стационарных научнообразовательных центров различной специализации по горной тематике для подготовки школьников к поступлению в вузы по соответствующим специальностям и прохождению практики и проведению научно-исследовательской работы студентами и молодыми учеными.
• Создание инновационной зоны – кремниевой долины «Тагаурия» им. святого Андрея Первозванного.
• Разработка и создание в «Тагаурии» проекта активно-адаптивной электрической сети (умная сеть) для отработки методов и технических средств инновационной электроэнергетики XXI века с экологически чистыми возобновляемыми источниками энергии с целью повышения надежности энергоснабжения и снижения тарифов.
• Разработка программы производства и строительства с целью снижения тарифов и создания рабочих мест в горной зоне высокорентабельных локальных возобновляемых источников энергии.
• Принятие рыночных мер по снижению тарифов на электроэнергию для постоянно проживающих в горах жителей и производителей сельскохозяйственной продукции в горной зоне.
• Обеспечение свободного доступа к скоростному интернету на всей территории горной зоны.
В условиях кризиса и ограниченности финансовых ресурсов необходимо сосредоточить внимание на первом этапе устойчивого развития горных территорий на малозатратных, малообъемных
инновационных проектах, имеющих высокую рыночную перспективу. При этом необходимо отказаться от экологически опасных, имеющих сомнительную окупаемость в обозримое
время затратных проектов. Например, проекты «Мамисон», Зарамагские ГЭС, с одной стороны, и семеноводство или малые ГЭС – с другой. Необходимо создать единые университетские комплексы подготовки специалистов по направлениям для востребованных отраслей в регионах с горной и предгорной территориальной спецификой посредством интеграции вузов, колледжей, лицеев, средних школ, профессиональных училищ и ВНЦ РАН. Например, подготовки аграриев, энергетиков, специалистов для IT- сферы и т. д. К сожалению, в республике ведется подготовка большого количества невостребованных и имеющих низкую профессиональную подготовку экономистов и юристов, на что бесполезно расходуются большие ресурсы и время молодого поколения. Это достаточно серьезная работа и ее нужно увязать с программами социальноэкономического развития РСО-А  В условиях ограниченности материальных и
финансовых ресурсов необходимо уточнить и конкретизировать задачи в горной зоне в следующих сферах:
• социально-политическая: расселение, безопасность, образование, здравоохранение, культура, администрирование на местах;
• экономическая: развитие аграрных, промышленных, научно-образовательных предприятий с учетом несущей способности территории;
• активно-адаптивные (умные) системы;
• возобновляемые источники энергии;
• просвещение и наука;
• приграничное сотрудничество;
• инфраструктура;
• экология и охрана окружающей среды;
• рекреация и лечебные центры.

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: