Первый осетин-пластиограф СССР, актер, каскадер, режиссер (Газета “ПО” № 39 от 02.10.2018 г.)

Таков профессиональный диапазон Бимболата Кумалагова. Его имя известно не только российским, но и зарубежным кинематографистам. Будучи старшим консультантом Центра по пластической культуре Союза театральных деятелей РСФСР, Бимболат часто выезжал в различные театры страны. Такие постановки, как «Ромео и Джульетта», «Лермонтов», «Отелло», «Петр Великий», «Тимон Афинский», «Денис Давыдов», «Кровавая свадьба», «Сильнее всех», «Мамаша Кураж и ее дети», «Гамлет», «Царь Эдип» и «Мария Тюдор» (всего не перечислишь!), безусловно, внесли свежую струю в жизнь театра. Но одной из самых любимых в его репертуаре, по его словам, был танцевальный номер «Путь к солнцу». Именно его он хотел посвятить осетинскому народу. Работать над ним Бимболат начал в 1974 году, уже будучи популярным артистом Осетинского театра. Выходу на сцену предшествовал долгий, напряженный труд. Репетировать приходилось поздними вечерами. Бимболат терпеливо сносил неудачи. Вновь и вновь возвращался на сцену, заучивая каждое движение. Ему предстояло работать с кинжалами – с настоящими, не бутафорскими. Любое неверное движение могло обернуться бедой. Борьба Солнца и кинжала, добра и зла – вот философская основа задуманного. Танец, исполненный Бимболатом, был уникальным в своем роде – ничего подобного танцевальное искусство Осетии не знало. Дорога в мир сценического искусства начиналась со страстного увлечения танцем, в немалой степени вызванного искусством таких великолепных мастеров, как Батырбек Сопоев, Пигу Торчинов. Их концерты в Ардоне Бимболат никогда не пропускал, как и выездные спектакли Осетинского драматического театра. Однажды его поразила пламенная игра Ф. Каллагова в «Хасане». Факелчувств, горящий на сцене, зажег сердце юноши. Тогда и родилась мечта о сцене, у которой оказались сильные крылья. В 1965 году, успешно сдав все экзамены, Бимболат становится студентом первого курса актерского факультета ГИТИСа. Познавая секреты актерского
мастерства, он все так же фанатично отдается своему давнему увлечению – танцу, и уже после первого года обучения его приглашают в Москонцерт с предложением отправиться на гастроли с коллективом выпускников ГИТИСа по Сибири и Дальнему Востоку. В студенческие годы у него возникает интерес к редкой профессии постановщика сценического боя. Бимболат все больше «заболевает» вопросами пластической выразительности актера, и в дальнейшем центром его творческих интересов становится театральная пластика в самом широком смысле. Позже, уже работая в Осетинском театре (параллельно преподавая сценическое движение и пластику в училище искусств), Бимболат уделяет особое внимание внешнему пластическому рисунку, пристально изучает бытовое своеобразие народов Кавказа, сценическая манера его становится все более убедительной. Яркая пластическая выразительность характерна для таких его ролей в театре, как Керкуцио в «Черном драконе», Слендера в «Виндзорских проказницах», Бындза в «Я не женюсь». Тогдашний главный режиссер Русского драматического театра Зарифа Бритаева пригласила молодого актера на постановку пластических сцен и эпизодов боев в спектакле по пьесе Флетчера «Женись и управляй женой». Это его первая крупная работа в классическом репертуаре. Актер, исполняющий роль, фехтовал с двумя противниками на балконе, а затем, в ходе боя, ловко раздевал одного из них. В Москве, став аспирантом на кафедре сценического движения в театральном училище им. Щукина, Бимболат Кумалагов одновременно начинает работать режиссером в цыганском театре «Ромэн» по приглашению Николая Сличенко. Одна из самых значительных постановок, осуществленных им, – сцена в спектакле по пьесе Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба», признанная театроведами самой поэтичной сценой
спектакля. «То была сцена любви, любви такой силы, которую трудно выразить словами. И понятно, почему постановщик отнял у актеров текст и оставил только музыку, передав в пластическом этюде не просто торжество чувств юных героев пьесы, но и всю любовь, всю страсть, всю нежность мира – в этих двоих», – так писала «Советская культура» в феврале 1980 года. Работая над этим спектаклем, Бимболат Кумалагов вводит новые термины – «пластография», «пластиограф». Работа в театре и кино у Бимболата Кумалагова всегда шла параллельно. Среди советских и зарубежных кинематографистов он известен, прежде всего, как мастер постановки сценического боя, обладающий незаурядной эрудицией в области светских ритуалов, костюмов, правил этикета, общественных и бытовых условий, свойственных самым различным эпохам. Кумалаговым заинтересовались во ВГИКе и пригласили преподавать сценический бой.
Ему посчастливилось работать с такими мастерами кино, как С. Герасимов, Б. Чирков, Е. Матвеев, А. Баталов, проводя занятия со студентами их мастерских. Покинув в свое время сцену,
Бимболат Кумалагов не прервал с Осетинским театром творческого контакта. В 1980 году он осуществил постановку боев и пантомим в пьесе Ш. Джикаева «Отверженный ангел». Особый интерес представляет работа Бимболата в спектакле «Тимон Афинский» (постановка народного артиста РСФСР Г. Хугаева). Пластический образ спектакля был решен Кумалаговым.
– Мне кажется, что театр – явление особое, возвышенное и праздничное. Артисты театра для меня люди из иного мира – какого-то таинственного и волшебного. Свое детство Бимболат провел в Ардоне. Он уже с малых лет мечтал стать актером, – вспоминает его младшийбрат Таймураз Кумалагов. – Он стал обучаться актерскому мастерству в местном драматическом театре. Тогда всем очень нравилось, как он мог выразить свои чувства и мысли, мог показать свое мастерство. Надо отметить, что у него это отлично получалось. Он с энтузиазмом брался за предложенную работу и блестяще исполнял свою роль, выкладываясь полностью. Его работоспособности мог позавидовать любой человек, не только актер. Он побывал и в Америке, куда его пригласили. Там же, в Колумбии, открыл свою киностудию, где преподавал каскадерские трюки. За долгую жизнь в искусстве, помимо театральных ролей, можно перечислить и главные
роли в кино. Например, в фильмах «Ах, любовь», «В горах реки бурные», «Пираты 20-го века» и многие другие. В каждой из этих ролей он старался показать человека во всей массе его
чувств, эмоций, противоречий. Уже много лет его нет на свете. Но в архивах лежат фильмы, в которых он играл. В искусстве он достиг высоты, постиг тайн, которых не узнает никто.
Марина КУДУХОВА

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: