У кого нутро черное, у того и лицо черное. (Газета “Пульс Осетии” № 38 от 25.09.2018 г.)

Интересна известная история написания картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Художник писал свое знаменитое произведение много лет. Сначала все шло хорошо. Центральное место картины – образ Иисуса Христа. Мастер довольно быстро нашел натурщика. Это был некто Пьетро Бардинелли, молодой человек с благообразным обликом. Он пел в церковном хоре. Во взоре, во всем облике угадывались благородные порывы, стремление к высокому, духовному и чистому. Леонардо быстро, без особых трудностей, написал главную фигуру картины – Иисуса Христа и подумал, что работа почти готова. Так же быстро Леонардо нашел натурщиков практически для всех апостолов. Эта часть работы далась художнику тоже легко. Дошло дело до Иуды. Вот здесь у Леонардо возникли трудности. Работа попросту зашла в тупик. Никак не удавалось найти натурщика на образ Иуды. Были типажи, вроде бы подходящие, но никто из них не тянул на всю полноту образа. Не было ни одного такого, чьи черты лица, чей облик полностью соответствовал бы поиску художника. Много лет Леонардо не мог закончить свою работу. Уже он отчаялся найти нужного ему натурщика, полностью соответствующего требованиям персонажа. Наконец пришла удача. Мастер нашел того, кого искал так долго. Это было именно то,
что соответствовало образу Иуды. Все искомые качества были в наличии и явственно выражены. Это была поистине долгожданная находка для художника. Весь облик этого человека говорил об алчности, зависти, мелочности, готовности продать ближнего за грош. Словом, кого сейчас назвали бы опустившимся асоциалом. Леонардо быстро завершил картину. На радостях заплатил натурщику больше против оговоренной суммы и, уже машинально, просто для приличия, спросил его имя. «Меня зовут Пьетро Бардинелли. Много лет назад я уже был вашим натурщиком для образа Христа», – представился человек. Леонардо был ошеломлен. Он с трудом в это верил. Да, это, несомненно, был он, тот самый Пьетро Бардинелли, с которого когда-то был написан центральный персонаж картины. Художник узнал его по голосу. Сообразно ли это с чем-либо? Светлый лик Христа и отталкивающая физиономия Иуды были написаны с одного и того же натурщика! Как эти противоположные свойства могли соединиться в одном человеке? Кажется, такого не могло произойти. Но вот это произошло и это несомненный факт.
Какое-то время в начале жизненного пути у человека были действительно светлые помыслы. Он мечтал о достойном месте в жизни, о высоких идеалах, он любил. И какое-то время удавалось жить в соответствии с этими благостными настроениями. Этот праведный внутренний настрой отражался в облике. Внутри все было красиво и эта внутренняя красота давала проекцию
внешнего облика.
Потом где-то жизнь поставила перед выбором: поступить честно или сшельмовать,сподличать. Однажды человек сподличал и этим решил какую-то жизненную проблему. Человек приобрел
сребреники, но потерял что-то гораздо более важное. Затем это понравилось и подобные эпизоды стали повторяться и вошли в привычку. Сложилась иная система ценностей. Внутренний мир
начал блекнуть. Это стало отражаться на внешнем облике. В конце концов наступила пора, когда уже возврат к прежним ценностям был невозможен. Внутренний мир окончательно и безвозвратно превратился в крокодила. Внешний облик стал отражением этого внутреннего крокодила. На ранних стадиях деградации, когда человек еще молод и физически крепок, ему
удается контролировать мимику лица, но к старости немощный организм уже не способен на контроль мимики и оно предстает в своем истинном свете. Маска уже не удается и приходится явить себя миру со своим реальным багажом. Пьетро Бардинелли не сразу обнаружил внешне свое отражение внутреннего убожества. Сперва ему удавалось «держать фасад». Но с возрастом и сопутствующей ему физической немощью подлинные качества вышли наружу. Цепкий взгляд художника сразу же определил соответствие типажа. Так, один человек в одном произведении великого художника неисповедимо оказался типажом двух диаметрально противоположных персонажей картины. Разница между ранним Пьетро Бардинелли и поздним состоит в сознательном выборе жизненных ориентиров, который через годы изменил человека на его противоположность. В Интернете кто-то обратил внимание на фотографии престарелых бандеровцев на очередном националистическом шествии во Львове. Это не лица, это мерзкие хари, в сравнении с которыми Пьетро Бардинелли в худшие времена своей жизни выглядел волонтером «Армии Спасения». На этих харях отчетливо читается весь послужной список их деятельности в карательных батальонах. Мерзкая бандеровская харя – это не просто какое-то совпадение, это улика совершенных когда-то преступлений. Плиний Младший в своем знаменитом панегирике императору Траяну прозорливо подметил: «Сколько наглости придает испорченной душе эта уверенность “а кто узнает?”». В наши дни тоже знают о таком свойстве испорченной души и поэтому часто размещают таблички «Объект оборудован видеокамерами»,
которые внушают некоторый «страх божий». Ибо если у людей есть уверенность в том, что поступок останется незамеченным, то найдутся такие, что соблазнятся. Соблазнятся именно в
расчете на то, что это никак не аукнется. Часто говорят о воздаянии за все наши дела в потустороннем мире. Кто верит в такое воздаяние, а кто и не верит. Люди в основном ориентируются на
воздаяние ощутимое, зримое, которое воочию можно увидеть реально в нашей жизни. Воздаяние частично случается еще при жизни. Если человек даже совершенно скрыто делал в своей жизни нечестивое и рассчитывал остаться неузнанным, то это совершенно неоправданные надежды. В старости, к концу жизни, лицо выдаст признаки того, какой багаж накопился внутри. Бывает, умер некто, вроде бы солидный и положительный, а в гроб без грима положить невозможно, ибо лицо имеет отталкивающий вид. А бывает, что померла какая-то сельская бабуля, а лицо у нее, у покойной, просто светится какой-то благостной умиротворенностью. Люди говорят: «Жила светлой жизнью и во гробе вся такая же ясная, как в рай пошла». Не зря говорят, что грешить можно тайно, но рожать приходится явно. Что посеешь, то и пожнешь. И это обнаружится рано или поздно уже в нашей теперешней жизни. К старости жизнь каждому из нас скажет: «Гюльчатай, открой личико!»

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: