Профессиональный осетин Жорж Гасинов (Газета “Пульс Осетии” № 38 от 25.09.2018 г.)

Во Владикавказе издательским домом «Терские ведомости», при финансовой поддержке руководителя технологического
центра «Баспик» Сослана Кулова, выпущено литературно-художественное издание из серии «Личность и время» с емким названием «Жорж Гасинов». Пишу «с емким» потому, что имя Жоржа Гасинова в Осетии всем хорошо известно. Выдающийся художник, актер, каскадер, мастер песни и танца, исследователь, археолог, публицист – это все он, разносторонне талантливый и неугомонный Жорж Гасинов, который на вопрос о том, какая же все таки из его профессий является главной, неизменно отвечает: «Моя профессия – осетин».
И, действительно, чем бы ни занимался Жорж Иналович, вся его разносторонняя творческая и общественная деятельность подчинена одной цели – духовному возрождению осетинского
народа, которому он верой и правдой служит всю свою сознательную жизнь. Подумать только, но по живописным творениям художника Гасинова, таким, как «Задалески Нана», «Весна в Архызе», «Девушка из Махческа», «Царь Алании Итаз», «Дургулель Великий», «Базук и Амбазук», «Скифская легенда», «Осетинский храм в Сентах», «Осень”. . Склепы Дзивгиса», «Натюрморт с родовой башней», «В стране нартов», «Сарматская царица Амага», «Лики прошлого» и другим, можно запросто изучать историю родного края. И совсем не случайно картина
Гасинова «Царь Алании Дургулель Великий, ХI век» украшает обложку учебника осетинского языка. А найденное им в архивах изображение аланского герба сегодня вместе с флагом
считается одним из главных символов Осетии-Алании. Уже одного только вышеперечисленного, казалось бы, хватило на то, чтобы имя человека прогремело на всю республику. А художник Гасинов рисует еще и эскизы скифских, сарматских, аланских и современных кавказских костюмов, в которых танцуют государственные ансамбли Севера и Юга Осетии «Алан» и «Симд»,
народные ансамбли «Горец», «Сармат» и «Скифы», работают актеры Дигорского драматического театра в спектаклях «Две сестры» и «Аланти Нана». Но и это далеко еще не все. Жорж Гасинов является организатором фольклорного ансамбля «Цин» (создан в 1988 году на базе Дворца культуры и спорта ОЗАТЭ), участниками которого стали представители различных профессий и разных поколений, объединенные любовью к осетинским народным песням, танцам, обрядовым традициям и желанием пропагандировать со сцены национальную культуру.
Другое направление творческой деятельности Жоржа Гасинова – кинематограф. В 1974–2009 годах он снимался и работал художником в фильмах «Дума о Ковпаке», «Ненависть», «Жемчужина», «Ярослав Мудрый», «Право на любовь», «Карпаты, Карпаты...», «По следам Карабаира», являлся главным художником и консультантом осетинских фильмов «Фарн», «Голос матери», «Горец». Последний в 1992 году на I Международном фестивале национальных кинематографий «Серебряный полумесяц» в Ашхабаде получил главный приз жюри, в чем немалая заслуга художника. Не меньшую известность получил Жорж Гасинов и как публицист, обращающийся в своих исследованиях к проблемам осетинской культуры, научным и творческим изысканиям, которые направлены на восстановление утраченных традиций народного искусства. Его материалы по истории, этнографии, народной хореографии, костюму, эпосу давно нашли
свою читательскую аудиторию. Поэтому я с особым удовольствием пишу сейчас о том, что с ними можно ознакомиться, открыв только что изданную книгу «Жорж Гасинов».
В первый раздел издания под названием «Изобразительное искусство» включены статьи публициста Гасинова «Дружба – источник вдохновения» (о выставке во Владикавказе работ выпускников Санкт-Петербургского академического института им. И. Е. Репина Александра Новоселова, Рустама Яхиханова и Вадима Каджаева), «Знаменосец осетинского искусства» (о жизни и творчестве одного из самых блестящих представителей осетинского национального изобразительного искусства Махарбека Туганова), «Подлинные портреты Тамары и Сослана-Давида», «Кого изобразил Рафаэль Санти в своей работе «Афинская школа». Следующий раздел сборника «Сценическое искусство» открывается статьей Жоржа Гасинова «Ансамбль «Цин»: как все начиналось». Далее в том же разделе помещены исследования и размышления публициста «Сценический костюм и его истоки», «Круговой танец», «Симд», «Танец-шествие», «Танец приглашения», «Чепена – жреческий танец», «Жизнь как танец» (посвящено народному артисту Северной Осетии Касполату Касаеву) и другие. И, наконец, третий, интереснейший раздел книги – «Кинематография». В нем представлены, в основном, уникальные фотографии из личного архива Жоржа Гасинова с кадрами из кинофильмов, в которых мастеру довелось сниматься, а также с подборкой высказываний о Жорже Иналовиче известных кинематографистов. К слову, высказываний известных личностей о «виновнике торжества» в выпущенном «Терскими ведомостями» новом литературно-художественном издании, надо сказать, предостаточно. Немало их и в последнем разделе сборника «Общественная деятельность», где размещены такие материалы, как «Уникальная находка», «О древних памятниках культуры», «Чудеса из Дзивгиса», «Таргитай или Заратуштра», «Одежда – зеркало сути женщины», «О египетских невольниках- мамлюках», «Загадки и открытия скифской истории», «Луч надежды и света» (о поэтах Коста Хетагурове и Блашка Гурджибекове, последнему Жорж Гасинов по материнской линии доводится внучатым племянником). Поэту Гурджибекову посвящена также статья «Поэт, гражданин и воин», 20-летию общественного движения осетин «Стыр Ныхас» – «Возвращение к истокам».
Думается, что книга, к слову сказать, щедро проиллюстрированная репродукциями с картин художника Гасинова и фотографиями разных лет из его личного архива, найдет своего читателя. И он, должно быть, так же, как и я, будет покорен многогранной личностью художника, артиста, танцора, исследователя, публициста и так же, как и я, с трепетом и любопытством окунется в мир его интересов.
Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: