«…Не роком по башке…» (Газета “пульс Осетии” №31 от 07.08.2018 г.)

Станислав Черчесов вмиг заслуженно стал велик, могуч и знаменит, и связано это, естественно, с футболом, фанаткой которого я никогда не была. Однако на днях зауважала Станислава в десять раз сильней, когда прочитала в одном из интервью его ответ на вопрос, что для него лично МУЗЫКА? «Надо, чтобы музыка не била роком по башке, а гладила, как гладит музыка Моцарта и Чайковского». Не став профессиональным музыкантом, все же никогда не забуду детские впечатления от музыкальной классики: я, малышка, часами сидела в огромном зале бакинской филармонии, пустом, но наполненном звуками большого симфонического оркестра, где играла на флейте мама, а на альте – папа. Наверное, поэтому, когда в бытность студенткой МГУ впервые попала на выставку абстрактной живописи и увидела картину «Музыка», то, вернувшись в общежитие, написала:
Люди ходят и думают –
Среди ломаных линий
Где доверчивость Шумана
И порыв Паганини?
Вы никогда не задумывались, как объемно, как многогранно и многозвучно это слово – МУЗЫКА? Ведь она, если прислушаться, – во всем: есть музыка ветра и дождя, листвы и водопада… Неслышимая, она все равно звучит и в человеческой душе, и в наших снах, свободных от суеты… А еще есть музыка… камня. Вот ее точно всегда слышал мой супруг, светлая ему память. Именно ему, «геологу по камням», как он себя называл, я посвятила строки: Есть музыка своя в любом из нас. Вот флейта пискнет, буркнет контрабас… Но тот, кого сравнила бы с орга˜ном, Мне в жизни встретился один лишь раз. Действительно, он был и неистовым разведчиком природных богатств, и таким же неистовым меломаном, и публицистом… Что же сегодня значит МУЗЫКА для абсолютного большинства (особенно – молодежи), если исключить ее создателей, исполнителей и истинных ценителей? Когда я вижу, как в едином порыве, готовые на сцену вскочить от восторга, аплодируют слушатели в столичных (и не только) залах серенькой мелодии или чему-то «бьющему по башке», мне становится не по себе. От безвкусицы, одинаковости песен, от нетребовательности, снисходительности зала. Впрочем, почему «снисходительности»? Некоторые же впрямь уверены, что если ноты есть, голос имеется, – значит, это музыка.
Однако так же не по себе, когда начинаешь сравнивать то, что есть, с тем, что было. Хотя бы у нас, в Осетии… Больших тематических концертов осетинской музыки почти не стало с тех пор, как сменили прежний статус нашей филармонии. Приобрела более высокий – это понятно. Но, приобретая, нельзя терять. Нельзя было терять, например, конкурс молодых дарований «Звездочка Осетии». Это ведь одна из тех «звездочек» – Туган Сохиев, игравший на гармошке, ныне всемирно известный молодой дирижер. И потом, конкурс этот был гарантом сохранения и
развития национальной музыки, национальных исполнителей. Далее… Может, не надо было терять окончивший свое существование более двадцати лет назад конкурс пианистов имени Заремы Лолаевой (сейчас есть достойные аналоги, но это уже другая «песня»). Нельзя было терять «Музыкальное лето Осетии» – традиционные встречи в парке им. Коста Хетагурова с приезжими и местными исполнителями и дирижерами… Насчет таких встреч могу заметить, что Национальная научная библиотека в проекте «Встреча для вас» (автор Зара Газданова) позволила вблизи увидеть и услышать, и пообщаться с Ацамазом Макоевым, Эдуардом Дауровым, Николаем Кабоевым, Людмилой Ефимцовой, Тамерланом Хосроевым, Олегом Диамбековым, Дзерассой Дзлиевой и многими другими. Мне возразят: зато зажглись мировые и российские «звезды» на сцене нашего театра оперы и балета, и сколько радостных встреч на фестивале «В гостях у Ларисы Гергиевой»… Это правда, и это здорово, но повторяю: нельзя, славя настоящее, забывать о добром и славном прошлом. Как нельзя рушить еще вполне добротный, красивый дом только потому, что захотелось построить новый. Деньги есть на строительство – так строй, но не обязательно на руинах старого. Северо-Осетинская государственная филармония – это звучало! Слово «филиал», иноземно-претенциозное, ну никак мне сердце не согревает. Не знаю, как другим… Музыка… Музыка детского смеха и плеска весел по воде, птичьих трелей и трамвайного звона… Да не утихнет она никогда в родном Владикавказе! И когда новой жизнью заживет Центральный парк, – может, вернем наше «Музыкальное лето»? Подумайте, господатоварищи… Кстати, на днях по центральному телевидению в передаче «Играй, гармонь!» неплохой мелодией женский голос явил нам следующее: «И попала в прекрасные сети я, и зовутся они – Осетия». Рифма, конечно, удачная, но давайте вместе признаем, что в песне текст и музыка должны быть на равных. Хороших равных. Так что, звени, не умолкай, музыка Осетии, в краях и дальних, и ближних, в горах и на равнине, в театрах и (ладно уж) филиалах, а во дворах и домах – чтоб минимум траурной, а максимум свадебной, праздничной…
Ирина ГУРЖИБЕКОВА

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: