Брить или не брить – вот в чем вопрос! (Газета “Пульс Осетии” №29 от 24.07.2018 г.)

В этом году исполняется 320 лет с момента выхода указа Петра I, согласно которому был установлен налог на бороды. Данная мера была принята государем с целью привить народу европейские ценности. Указ вызвал огромное сопротивление со стороны общественности, для которой ношение бороды было не просто продиктовано традициями, но и имело сакральный смысл. Однако суровые меры возымели эффект: мужчины в России начали брить лицо. Но история движется по спирали.
На дворе 21 век. Горячие споры относительно бороды не утихают по сей день. В последние несколько лет и вовсе она стала модной в молодежной среде, а услуги так называемых барбершопов – специализированных заведений для «бородачей», пользуются большим спросом, в том числе и в Северной Осетии. «15-ый Регион» провел опрос среди читателей: как они относятся к бороде? 89,1 % респондентов оказались ярыми противниками растительности на мужском лице, 8,7 % поддержали бороду, а 2,2 % читателей предпочли занять нейтральную позицию.
Пока сторонники объясняют свой выбор тем, что такое «украшение» придает мужскому лицу более зрелое и солидное выражение, противники отмечают визуальную неопрятность бородатых мужчин, а также несоответствие осетинским канонам, приводя в качестве аргумента устоявшийся стереотип, что поводом отрастить бороду для осетина всегда служило только печальное событие. Но насколько истинно это суждение? Если наличие бороды действительно противоречит обычаям осетин, почему же на старых фотоснимках и картинах запечатлены по большей части именно бородатые мужчины? А нашего прославленного земляка, поэта Коста Хетагурова и вовсе сложно без нее представить.
Председатель «Высшего совета осетин» Руслан Кучиев результатами опроса был удивлен. «Честно говоря, учитывая, насколько эта мода сегодня распространена, я думал, что проголосовавших «за» будет больше. Лично я невижу в ношении бороды ничего предосудительного, отношусь к этому вполне нормально. Наши предки носили бороды, мой дедушка ее носил, поэтому упрекать молодых людей и говорить им о том, что это расходится с нашей культурой – неправильно. Они спросят: «Неужели Коста тоже нарушал «æгъдау»? Нет, не нарушал. «Æгъдау» – это не наличие или отсутствие бороды, «æгъдау» – это то, как человек выглядит в целом. Порочит образ осетина неухоженный, неопрятный вид – не важно, с бородой он или без», – отметил Кучиев. По его словам, бытующее мнение о том, что борода в традиции осетин является исключительно признаком траура – ошибочное. «Мужчины в трауре не
отпускали бороды намеренно. Они просто не брились в этот период, поэтому, когда видишь именно небритого, заросшего мужчину, не понимаешь, как его воспринимать: в трауре он или нет? Что касается бороды, то ее испокон веков у осетин носили мужчины, которые были старшими в доме. Если у молодого человека в доме есть отец или старшие братья, которые бороду не носят, то и ему не следует, иначе это считается неуважением. Когда же мужчина, у которого уже есть своя семья, где он старший, носит бороду и выглядит при этом аккуратно и ухоженно, в таком случае я ничего отрицательного не вижу. Поэтому устраивать проблему из ношения бороды, я думаю, неправильно», – резюмировал общественный деятель.
Аналогичного мнения придерживается и мастер одного из барбершопов Северной Осетии Артур Багдасаров. Столкнувшись с негодованием окружающих по поводу бороды, молодой человек изучил немало тематической литературы, побеседовал с осетиноведами и даже провел во Владикавказе просветительские мероприятия, целью которых было донести до общественности, что в былые времена смысл имели детали не только одежды осетина, но и его лица. «Мужчины Осетии всегда носили бороды, но суть в том, что носить ее были вправе только старшие мужчины. Когда в дом приходили гости, они, таким образом, могли определить его хозяина. Некоторые специалисты даже трактуют слово «борода» как «богатство рода». Сын же не мог носить бороду, проживая в доме еще живого отца. Усы тоже имели особое значение: их носили мужчины, которые никогда никого не обманули, по этому признаку выявлялись честь и достоинство осетина. Когда я проводил мастер-класс, многие после признавались, что пересмотрели свои взгляды, другие остались при своем мнении. Каждый имеет право на точку зрения. Главное, не навязывать ее другим», – отметил барбер. По мнению Багдасарова, на отношении жителей республики к бороде сказался целый ряд факторов. «Я думаю, исход голосования обусловлен еще и воспоминаниями о недавних трагических событиях в республике– терактах: у людей, которые застали те времена, все осталось в голове», – отметил Багдасаров. На вопрос, кому же идет борода, специалист отвечает фразой, которая стала уже крылатой: «Безусловно, слепо следовать моде глупо, нужно ориентироваться на личность человека. Знаете, как в той шутке: «Если у тебя лицо бородатое, у тебя и сердце должно быть бородатым». Во всем нужна гармония. В мужчине должен быть мужской стержень. Мода – это не то, что нам диктуют масс-медиа. Я считаю, что модно то, что тебе идет», – резюмировал специалист. За 2 года функционирования барбершопа во Владикавказе, посещаемость его заметно возросла.
И все же в приоритете у мужчин Северной Осетии – сдержанный стиль, который среди барберов получил кулуарное название. «Многие посетители, по их собственному признанию, не носили бороды именно потому, что не было какого-то определенного места, благодаря которому можно было бы выглядеть с ней ухоженно. Сейчас это направление набирает обороты. Но все же люди у нас консервативные: клиенты просят сделать такую форму бороды, чтобы не было ничего лишнего, что бросалось бы в глаза, мы называем это не иначе как «осетинская борода», – отметил барбер.
Фитнес-тренер Хетаг Сурков также поддался модным тенденциям. Он считает, что в современном мире людям стоит отойти от стереотипов касательно бороды. «Мне кажется, что в XXI веке такие мелочи не должны вызывать какой-то бурной реакции, надо относиться легче ко всему. Если мужчина следит за своим внешним видом, не выглядит как-то запущенно, то любой адекватный человек поймет, что он не носит траур и уж тем более не относится к какому-то сомнительному течению. Я ношу бороду уже 2 года, потому что мне это нравится, мне так комфортно. Без бороды – наоборот чувствую себя неуютно», – отметил он. Как и Артур Багдасаров, Сурков убежден: борода это только атрибут образа. Все остальное – внутренний мир человека. «Многие думают, что борода делает их брутальными и мужественными. Визуально – может быть, но я думаю, никакого психологического влияния на носителя она не оказывает. Если внутри нет этих качеств – никакая борода не поможет», – резюмировал молодой человек.
О предназначении мужской бороды испокон веков велись дискуссии: она служила природным щитом от многих угроз здоровью, ей приписывали магические свойства, а по наличию или отсутствию бороды определяли социальный статус ее владельца. Отношение к растительности на мужском лице варьировалось от законодательного запрета до обязательного ее наличия, в зависимости от многих факторов, среди которых – религия, классовая принадлежность, традиции, мода. Сегодня же какие-либо правила в отношении бороды актуальны разве что на уровне индивидуальных предпочтений. Брить ее или не брить – каждый решает сам.
Элина ХУТИЕВА

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: