Театр на Малой Бронной – на площади Ленина, 3 (Газета «Пульс Осетии» №24, июнь 2018)

Площадь Ленина, 3 – это, если кто не знает, владикавказский адрес Русского академического театра им. Е. Вахтангова, на сцене которого с 1 по 12 июня в рамках инициированной Президентом РФ Владимиром Путиным программы «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, учрежденного Министерством культуры РФ, проходили гастроли одного из старейших театров Москвы – Московского драматического театра на Малой Бронной, который входит в десятку самых посещаемых театров российской столицы.

65 представителей коллектива Театра на Малой Бронной побывали за эти 12 дней во Владикавказе. И все они, как один, влюбились в осетинскую столицу, и не только потому, что здесь можно отведать самые вкусные на свете осетинские пироги. Не поверите, но о пирогах, как это бывает обычно, во время пресс-конференции с журналистами речь даже не зашла.
Владикавказ как давняя мечта

Наш город, который московские гости назвали замечательным, понравился им сразу, с первого взгляда. Поразила архитектура (преимущественно в стиле модерн) центра нашей столицы, поразила даже погода: в южном Владикавказе было чуть холоднее, чем в Москве.

«Владикавказ для меня – давняя мечта, – признался неподражаемый майор Томин из телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», он же заслуженный артист России, ироничный Леонид Каневский. Дело в том, что в Щукинском училище Леонид Семенович учился одновременно с талантливыми ребятами из североосетинской студии. И его из-за яркой кавказской внешности даже приглашали на работу в наш национальный театр, уверяя, что язык можно выучить за месяц, главное, что он до мозга костей наш. С тех пор побывать в Орджоникидзе, а теперь уже во Владикавказе – стало мечтой Леонида Каневского. «Я прошелся по улицам города. Нахлынули воспоминания. Город – класс! С уникальной историей. Здесь указ императора о преобразовании крепости в город размещен на фоне Ленина...» – констатировал артист.
Сказанное Леонидом Каневским подхватил еще довольно молодой, но уже весьма известный, благодаря своей успешной карьере в кино, актер Даниил Страхов – лауреат премии Правительства РФ. «Поразила удивительная воспитанность владикавказцев, – отметил он. – Когда в Москве на наших замечательных, отремонтированных улицах происходит момент узнавания, я всегда сжимаюсь, потому что к тебе могут запросто подойти, дернуть за рукав, не спросив разрешения, сфотографировать. Здесь все по-иному: подчеркнутое уважение и нежелание побеспокоить. По Владикавказу можно гулять спокойно, без напряжения, думая о своем, внутренне готовясь к спектаклю».

Пять лучших постановок на владикавказской сцене
Московский театр на Малой Бронной действительно привез во Владикавказ пять своих лучших спектаклей. Два из них – «Ревизор» и «Сирано де Бержерак», которыми открывались гастроли, – классика. И о ней разговор особый. Три других – «Деревья умирают стоя», «Княжна Марья» и «Особые люди» – полагаю, никого из зрителей не оставили равнодушными.

Спектакли эти, как говорится, на любой вкус. В трагикомедии испанского поэта и драматурга Алехандро Касона «Деревья умирают стоя» в постановке Юрия Иоффе, например, есть все, что придется по душе романтичным натурам: и страсть, и красота, и задушевность, и этакое, как в реальной жизни, переплетение веселого и грустного. Этот спектакль о правде и лжи на поверку становится историей о вере, надежде и любви, без которых сама жизнь теряет всякий смысл. Актеры играют легко, виртуозно и, понятное дело, заставляют зрителей сопереживать.

Другой спектакль «Княжна Марья» (сцены из романа Льва Толстого «Война и мир») в постановке Сергея Посельского для тех, кто склонен к философскому переосмыслению, кто любит копать глубоко, отыскивая связующие звенья между историческими событиями и разными эпохами. Такая подача материала оказалась вполне по силам молодым артистам – ведь в «Княжне Марье» играют только молодые актеры. Постановка появилась на свет в 2014 году как дипломная работа актерского курса мастерской Павла Хомского и художественного руководителя Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова в ГИТИСе. Молодые актеры играют так, что вырисовываются характеры благородных людей, истинных патриотов вне временных рамок. Это – спектакль о загадочном русском характере, таинственной русской душе. В первую голову все вышесказанное относится к главной героине постановки – княжне Марье, за роль которой ее исполнительница Юлиана Сополева была отмечена премией «Золотой лист» («За лучшую женскую роль»), а также премией имени М. И. Царева («За успешное постижение актерской профессии»). Смотришь этот спектакль и невольно ловишь себя на мысли, что описанное Толстым в «Войне и мире» никуда не исчезло, сохранилось, продолжилось и продолжается до сих пор. Потому и костюмы героев, никак не соответствующие эпохе наполеоновских войн, ничуть не раздражают и даже несут какую-то свою смысловую нагрузку.

А вот спектакль «Особые люди» в постановке Сергея Голомазова, единственный в своем роде, необычный и очень трогательный, пожалуй, для любителей сильных ощущений. Думается, его стоило бы посмотреть как можно большему числу зрителей. Потому что те, о ком идет в нем речь, находятся рядом с нами, живут среди нас и требуют к себе внимательного отношения. Спектакль «Особые люди», предельно честный и достоверный, рассказывает о родителях, которым пришлось столкнуться с такими диагнозами у детей, как синдром Дауна, детский церебральный паралич, аутизм. Авторами идеи спектакля выступили актеры Екатерина Дубакина и Артемий Николаев. В процессе работы над постановкой они посетили детский летний лагерь Центра лечебной педагогики на Валдае, где пообщались с особыми детьми и их родителями. В постановке нет места вымыслу: все истории были найдены либо в Интернете, либо в дневниках и книгах. Документальные материалы артисты отнесли драматургу Александру Игнашову, который и соединил их воедино. И получилась пронзительная история о семьях с особенными детьми.

Осторожно: классика!

А теперь несколько слов о спектаклях «Ревизор» и «Сирано де Бержерак», которыми, собственно, открывались гастроли.
Хотя режиссер-постановщик «Ревизора» Сергей Голомазов и предупредил, что действие в его спектакле происходит не как у Гоголя, в ХIХ веке, а в первой половине века ХХ, точнее – в 1937 году, и даже объяснил, для чего это было сделано («В ХIХ веке за нарушения, выявленные ревизором, просто бы отстранили от должности, а вот в 1937 году за это головы могли полететь в буквальном смысле»), поначалу трудно было воспринимать то, что гоголевский текст никак не ложился на тридцатые годы прошлого столетия. Но какие, скажите на милость, в советской действительности могли быть богоугодные заведения или купцы первой гильдии (да их давно подвергли национализации и отправили куда следует, конечно, тех из них, кто не успел эмигрировать)? И как можно было в стране, где уже два десятка лет правил бал воинствующий атеизм, предлагать ревизору проинспектировать строительство церкви? И хотя Голомазов пояснил, что действие происходит по времени ближе к нам, во времена наших дедушек и бабушек, как-то уж никак не вязалось все вышесказанное именно с нашими конкретными, жившими в стране советов дедушками и бабушками. В каком-нибудь другом капиталистическом государстве того времени – пожалуй. Но уж никак не у нас.

Правда, такое восприятие было только поначалу. Пока не захватила великолепная игра актеров, в первую очередь Леонида Каневского, который предстал перед зрителями в роли Городничего, и Даниила Страхова, игравшего Хлестакова. И хотя Каневский на пресс-конференции с журналистами рассказал, что на вступительных экзаменах в «Щуку» читал монолог Городничего, осознавая, что с таким лицом, как у него, он никогда эту роль не сыграет, в голомазовской постановке сходство актера с отцом народов оказалось как нельзя кстати. Потому-то так по-южному пышно встречают в уездном городе Хлестакова, которого принимают за ревизора. Потому на столе ваза с фруктами южных широт с гроздью аппетитного винограда на первом плане. И угощения дорогому гостю выносят по-восточному коленопреклоненно.
Во всем, буквально во всем великолепно передан дух той эпохи. Военные кители. Военная выправка Городничего. А вот появляется Хлестаков в брендовом для 30-х годов спортивном купальнике, он делает зарядку и играет в бадминтон. Марья Антоновна (Таисия Ручковская), тоже одетая по моде того времени, такое вытворяет – тут тебе и йога, и акробатика в одном флаконе. Словом, комсомолка, спортсменка, просто красавица и все такое. Да и Анна Андреевна (Лариса Парамонова) ей под стать: темпераментная, затейливая, модная (то она появляется в японском кимоно, то в платье-матроске, столь популярном в 30-х годах прошлого века) и... недалекая. Звучит инструментальная музыка 30-х годов (ах, как кружат голову все эти «брызги шампанского» и аргентинское танго). У Хлестакова и без того голова идет кругом – он нанюхался кокаина. Думаете, наркотики – проблема только нашего времени? Отнюдь. Сколько кокаинистов и морфинистов было в начале прошлого столетия! В общем, я поняла одно: перенесение действия комедии Гоголя «Ревизор» в более близкое к нам время открывает немало новых возможностей и добавляет колорита – это раз. И благодаря этому (вы не поверите) будто смахиваешь пыль с комедии «Ревизор», будто заново открываешь для себя Гоголя. Бог мой, а ведь как он современен: все так же у руля мздоимцы и пройдохи, все так же распускает свои цупальцы коррупция. Тем, собственно, и хороша классика, что она всегда, как пресловутая ложка к обеду, неизменна, будто вчера написана.

Словом, «Ревизор» Сергея Голомазова мне понравился. И даже очень!

Чего не могу сказать об авангардной версии «Сирано де Бержерака» Павла Сафонова. И хотя в спектакле заняты блистательные артисты, которые великолепно играют (в главных ролях популярные российские киноактеры Григорий Антипенко и Ольга Ломоносова), в моем случае ни катарсиса, ни прямого попадания в «яблочко», то бишь в душу не произошло. Не понравилась сама интерпретация гениальной пьесы известного французского поэта и драматурга неоромантического (!) направления Эдмона Ростана.

Поначалу раздражающим фактором стали костюмы (художник по костюмам – Евгения Панфилова), совершенно не соответствовавшие эпохе мушкетеров. Персонажи мужеского пола появлялись на сцене в шортах, один из них с чернобуркой на голом торсе. Кто-то был даже одет в юбку. Казалось, еще немного и на сцену выйдет бородатая женщина. Непонятные новомодные декорации Мариуса Яцовскиса (ступня лемурийца размером с кровать – зачем, почему?) тоже не добавляли позитива. И это как-то сразу снизило градус восприятия.

И вот, наконец, появляется на сцене сам Сирано с огромным клоунским белым носом на веревочках, в черном сюртуке и такого же цвета коротких штанах, в ботинках на босу ногу. Сирано де Бержерак или карикатура на него – так сразу и не поймешь. Он бесконечно суетится, наносит удары противнику не шпагой, а веточкой и так далее и тому подобное. И ведь играет Григорий Антипенко великолепно (чего только стоит уморительная пантомима под балконом Роксаны), но... в рамках заданной режиссером концепции.

Нет, не таким, совсем не таким выписан, на мой взгляд, Ростаном остроумный и блистательный стихотворец, отчаянный бретер и забияка, едкий насмешник, наделенный талантом любить, проводник высокой поэзии, драматург и философ Сирано де Бержерак. Лично я, признаюсь, предпочла бы классическую версию «Сирано» с историческими костюмами. Не восприняла я этакий авангардный спектакль и даже не досидела до конца, ушла в антракте (и не я одна). Хотя навязывать свое мнение никому не хочу, кому-то, знаю, пришелся по душе и такой «Сирано де Бержерак». О вкусах, как говорится, не спорят.

А вот что из классики мне бы хотелось посмотреть в Московском театре на Малой Бронной, так это «Горе от ума» Грибоедова в постановке, кстати, того же Павла Сафонова. Там действие, как стало известно, и вовсе переносится в наше время – в ХХI век. Это, когда мы учились в советской школе, написанное Александром Сергеевичем казалось таким далеким и невозвратным прошлым. А вот теперь, нате вам, снова живем при капитализме со всеми вытекающими отсюда «прелестями». Так что, из такой классики, как «Горе от ума», думается мне, получился, должно быть, весьма и весьма современный и актуальный спектакль. Впрочем, это уже совсем другая история.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: