Белая собака –  убыток продавцу хлопка (Газета «Пульс Осетии» №22, июнь 2018)

Одним из отличительных признаков социалистической системы является отсутствие посредников между национальным достояниям и народом. Набивший оскомину в свое время лозунг «В СССР все принадлежит народу» был недалек от истины. Между государственными ресурсами и народом стояла национальная бюрократия, которая, конечно, была не сахар, не яичко ко Христову дню, но, тем не менее, чиновники работали только за свой оклад и к ресурсам отношения не имели. Даже бездарное управление не наносило народу такого катастрофического вреда, какой сейчас наносят хозяева, ставшие собственниками национальных ресурсов, в результате всевозможных мутных технологий.
Появилось много посредников между национальной собственностью и населением. Многоступенчатая, глубокоэшелонированная оборона разного рода паразитов-перекупщиков настолько окрепла, так сильно срослась с правоохранительными структурами и властью, что искоренить все это можно только при системном подходе.
Меры, предпринимаемые государством, крайне неудовлетворительные, неэффективные, запоздалые. Но все же кое-что делается. Даже в нашей республике как-то пытаются привлекать инвесторов. Например, в прошлом году у нас открылся торговый центр МЕТРО. Перед открытием и еще какое-то время после начала работы МЕТРО был шквал негодования по этому поводу. Предрекали полный апокалипсис и стагнацию всей торговли в республике. Ничего из тех мрачных прогнозов не сбылось. Когда страсти улеглись, выяснилось, что никакого вреда покупателю торговый центр не причинил. МЕТРО честно, на основании закона, зарабатывает свои деньги, платит налоги. Те, кто возмущался перспективой вывоза денег из республики, вспомнили, что местные денежные люди тоже вывозят деньги за пределы республики, строят гостиницы на курортном побережье и т. д. Боллоев развивает свой бизнес за пределами республики, и не только он. Словом, никто никак не пострадал от МЕТРО и о нем стали постепенно забывать.
Но вот появилась новость о приходе в республику крупного ритейлера «Леруа Марлен». Страсти разгорелись с новой силой. Суть доводов сводится к призыву «не пущать чужака!» Руководство республики совершенно правильно поступает, начав вести борьбу с дороговизной. «Леруа Марлен» – это крупный игрок, который не имеет дела с перекупщиками. Такой гигант будет закупать большие партии товара со скидкой непосредственно у производителя. Поэтому и розничные цены будут значительно ниже, чем у тех, кто закупается по длинной цепочке перекупщиков. Разумеется, это не нравится местным перекупщикам, которые до этого благополучно паразитировали на отсутствии реальной конкуренции. Теперь пошли крики о том, что, мол, «местного предпринимателя хотят задушить вороги». Не только упомянутый Боллоев, но и много других предпринимателей-осетин, в том числе турецких осетин, не хотят почему-то работать в республике и уезжают в другие регионы. И это повод для раздумий.
Впрочем, лозунги знакомые. Они всегда возникают, если монополист видит перспективу утраты своего положения, когда он, не напрягаясь, мог зарабатывать на перекупке. В советское время такое тоже имело место быть. Такси «поймать» было трудно даже в будние дни, а в выходной день или в праздник вообще невозможно. Масса сатирических статей и фельетонов на эту тему никак не вразумляли всемогущих таксистов. Но вот государство узаконило частный извоз и положение сразу же выправилось. Тут таксисты заголосили: «Развелось, понимаешь, частников, шабашники нам, государственным таксистам, план не дают выполнять» и пр.
Сколько у нас «местных предпринимателей», которые покупают в «Магните» кефир по 40 рублей, у себя в магазине выставляют его по 65 рублей, и это называется предпринимательством. Недавно сотрудник редакции собирался купить что-то из мебели. Обошел все магазины в городе. Нашел что нужно. Это стоило 80 с лишним тысяч рублей. Уже собирался покупать, поскольку дешевле не было. Жена поискала в Интернете и нашла точно такую же мебель в Грозном за 40 тысяч. Заказали, продавцы через час привезли, установили. Кто виноват? Покупатель, купивший товар не у «своих предпринимателей» или «родные бизнесмены», которые давно потеряли страх божий и от ненасытности выставляют конские цены?
Как-то зимой зашел на Центральный рынок вечером перед закрытием. Женщина-продавец попросила купить у нее мандарины и объяснила ситуацию. Она из села, ей еще надо добираться домой, у нее осталось пол-ящика мандаринов и ей, войдя в ее положение, разрешили остаток продать дешевле. Вот так вот! Вошли в положение и разрешили. Могли и не разрешить. И попробуй, ослушайся. «Родные местные предприниматели» за непослушание вышвырнут с торгового места в два счета и никакой Страсбург не поможет. Осетины, уехавшие заниматься бизнесом в другие регионы, наверняка через это проходили.
Наши маршрутные такси – это отдельная песня. Была перспектива поручить пассажирские перевозки по городу питерской команде. Наши маршрутчики забили во все колокола с целью не допустить чужаков в республику. Тогда власти пошли им навстречу и оставили все как есть. Маршрутчики, очевидно, рассудив, что с помощью акций протеста они всегда могут продавливать ситуацию в нужное русло, совсем пошли вразнос. О работе наших городских маршруток даже и говорить нечего – настолько это опостылевшая тема. Вот так работает монопольное преимущество: «Что хочу, то и ворочу, а не нравится – ходи пешком!» Удобства и возможность реализовать свою алчность всегда происходят за чей-то счет. В данном случае за счет пассажиров, которые вынуждены терпеть скотское отношение монополиста.
Возвращаясь к перспективе прихода в нашу республику «Леруа Марлен», нужно отметить намерения определенной части жителей республики защитить «местного предпринимателя» от экспансии «торговых монстров». Хорошо это или плохо – это отдельный разговор. Вопрос в том, за чей счет будут создаваться преференции одной категории граждан? Как обычно, за счет простых людей, которые едва сводят концы с концами?
Россия сама добывает свой газ и продает его Европе, которая покупает его за свои деньги. Каким боком в этой простейшей схеме должна присутствовать Украина, которую настойчиво навязывают нам в нахлебники? Производитель создает товар и намерен продать его без спекулятивных накруток. Покупатель также хочет купить товар без излишних наценок. Но перекупщики хотят продавать товар по грабительским ценам, и чтобы у покупателя не было выбора. Как таксисты-бордюрники на вокзале: будут стоять целый день, но повезут только за тройную цену. Им это тоже удобно. За чей счет эти удобства? В этом и заключается конфликт интересов. Решением проблемы является привлечение в республику крупных инвесторов, которые, подобно «Северному потоку», обходящемуся без «нэзалэжной» нахлебницы, будут обходиться без перекупщиков. Именно эти действия сейчас принимает руководство республики.
Люди высказывают суждения по поводу инвестиций. Есть те, кто ссылается на мнение экономистов. В частности, упоминаются доводы Ноха Токаева и Маргариты Куловой. Суть их мнения сводится к тому, чтобы с помощью ультиматумов принудить инвестора решать все накопившиеся проблемы в республике. «…Обязать эту фирму построить в республике два-три хороших предприятия…» – предлагает Нох Токаев. «…Крупному инвестору можно выставлять ряд условий…» – вторит Токаеву Маргарита Кулова. Эти ультиматумы концептуально не отличаются от требования откатов. В одном и другом случае речь идет о навязывании инвестору кабальных условий, тем более по нашей устоявшейся практике, до настоящего времени именно эта метода и применялась с известным результатом. Если даже наши экономисты под привлечением инвестиций понимают создание заградительных мер, что говорить о людях неискушенных. Именно поэтому республику обходят стороной все инвесторы, как пришлые, так и свои.
Настоящий предприниматель не боится конкуренции. А перекупщик всячески избегает контраста с нормальным бизнесом, ибо сопоставление разоблачит недобросовестный подход. Не зря говорят: «Белая собака – помеха для торговца плохим хлопком».

Юрий ПЕТРОСОВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: