Есть лишь одна честь (Газета «Пульс Осетии» №22, июнь 2018)

Согласно Указу Президента РФ 8 июня объявлен Днем социального работника. Дата выбрана не случайно. Именно 8 июня в 1701 году Петр I принял Указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». По Указу Петра «для десяти человек больных – в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».
День социального работника – это праздник людей, которые первыми принимают на себя волны людских проблем и, в меру своих возможностей, полагают решать эти проблемы. «Есть лишь одна честь – честь оказать помощь, есть лишь одна сила – сила прийти на помощь», – писал Р. У. Эмерсон. Это высказывание мыслителя точно определяет подвижническую миссию тружеников социальной службы.
Работник социальной службы – это как русская печь в избе: большая, громоздкая, пол-избы занимает, и как-то забывается, что эта печь дает тепло. Но как только печь перестает топиться и не греет, сразу же выясняется ее ценность.
После распада СССР многие службы, которые стабильно функционировали, стали давать сбой или вообще деградировали. Особенно уязвимым оказалось «слабое звено»: пожилые люди, больные, пенсионеры, особенно одинокие. Эту категорию немощных людей бросили на произвол судьбы, сдали. Просто сразу сдали, одним плевком. Они оказались за бортом жизни, не вписались в людоедский гайдаро-чубайсовский рынок. Жизнь граждан этой категории превратилась в нескончаемую черную мессу. Статистика смертности того периода показывает масштабы трагедии. Не зря говорят, что в мире хищников всегда виновата жертва. Мало того, что у людей были отобраны все сбережения на книжках, так ограбленных еще обзывали лодырями, мол, у работяг деньги всегда есть, а если у кого денег нет, значит, он лодырь.
В результате всевозможных шоковых мер со стороны тогдашнего руководства ожесточился и народ. Людям тоже стала безразлична судьба наиболее уязвимых сограждан. Познер к одной передаче о чернобыльцах проводил опрос граждан – как они относятся к тому, что чернобыльцам положены льготы. Из респондентов только 19 % высказались за льготы для чернобыльцев, 64 % – однозначно против и 17 % также против, но в уклончивой форме. То есть, из пяти опрошенных только один считал необходимой господдержку, а четыре сошлись на мнении «а ну их!» И только благодаря государственным службам чернобыльцы пользуются льготами, получение которых не зависит от общественного мнения.
Казалось бы, эти Авгиевы социально-общественные конюшни уже не очистит никакой Геркулес – настолько все было запущено и безнадежно. Но постепенно, благодаря, самоотверженной работе сотрудников социального обслуживания, ситуация начала выправляться.
Руководитель комплексного Центра социального обслуживания населения Промышленного района г. Владикавказа Мамитова Рита Сахангериевна поведала о нелегкой, но благородной работе коллектива Центра. Служение на этом поприще началось в 1993 году. Тогда это было просто отделение. Начала работу с должности рядовой сотрудницы. В то время Рита Сахангериевна еще не предполагала, что всю дальнейшую жизнь посвятит новому призванию, ибо работа очень трудная. Потеря работы и повальная безработица тогда вынуждали людей браться за любую тяжелую и неблагодарную работу. Так же сформировался и весь коллектив.
Ситуация была безнадежная. Для стариков и больных не было даже самого необходимого. Финансирование мизерное, которого ни на что не хватало. Стало понятно, что без помощи добрых людей не обойтись. Решили искать спонсоров. Это оказалось действительно реальным выходом из положения. К счастью, на просьбы о помощи всегда откликались. Главным образом, оказывал помощь «Электроцинк». «Завод был для нас как отчий дом», – с благодарностью вспоминает Рита Сахангериевна. Даже и сейчас, когда положение нормализовалось, «Электроцинк» продолжает оказывать всестороннюю помощь. Для различных мероприятий они всегда предоставляют нам помещение Дворца металлургов и т. д. Кроме «Электроцинка» оказывали помощь многие бизнесмены и даже просто торговцы на рынке, когда даже продукты приходилось изыскивать в тех условиях.
«В коллективе у нас нет бездушных людей, – говорит Рита Сахангериевна, – сотрудницы имеют большое терпение и это очень важно, поскольку престарелые пенсионеры народ непростой». Норма на одного работника – обслуживание 11 человек «получателей социальных услуг». Как видим, со времен Петра Великого мало что изменилось («для десяти человек больных – в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил»). Есть в штате психологи – должность совершенно необходимая. Не зря ведь в народе говорится: «Внутреннюю болезнь мазью не вылечишь». Можно как угодно образцово содержать престарелого человека в социальном плане, но есть ведь и внутренние проблемы. Часто дети бросают своих стариков и для них это большая трагедия, им свет не мил. К таким надо изыскивать особо чуткий подход, чтобы сгладить психологическое состояние. Нередко сами старики далеко не сахар, далеко не всегда ведут себя в рамках. Многие проблемы пришли в старость из юности: недолеченный в молодости эгоизм в старости оборачивается одиночеством. Иногда некоторые пациенты обращаются с неподобающими просьбами, например, просят принести пиво. Приходится тактично и терпеливо объяснять, что такая просьба не может быть удовлетворена. К участникам ВОВ отношение особое, они окружены особой заботой.
Давно замечено, что ухаживать за больным и немощным труднее, чем самому быть таковым. Но сотрудники Центра с честью выполняют эту работу по отношению ко всем нуждающимся в уходе, здесь «не укоряют тонущего за неумение плавать».
Я пытался представить себе, какое терпение нужно для такой работы, но не смог. Когда моя сестра находилась в больнице уже при смерти, я и другая моя сестра круглосуточно присматривали за больной. Это очень тяжело во всех отношениях. Но вот сотрудницы Центра занимаются таким тяжким трудом каждодневно из года в год, и притом оказывают милосердие людям не близким и не родным. Это поистине тяжелое служение. Удивительно, как они могут это выносить? Как им удается? Существует мнение: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек». Именно это и объединяет сотрудников Центра – способность чувствовать чужую боль, способность сопереживать чужим страданиям и никогда не привыкать к этому как к обыденности и рутине.
В коллективе нет текучки кадров. Ровная рабочая атмосфера: без панибратства, но и без казенщины. В кабинетах масса различных призов, вымпелов, благодарственных писем. На субботники коллектив выходит дружно, не пропускают такие ответственные мероприятия. Рита Сахангериевна просила выразить благодарность руководству республики, и. о. министра труда и социального развития И. В. Кесаеву, привела конкретные примеры их помощи Центру.
Уходил я из учреждения в каком-то умиротворенном состоянии. Не все в этой жизни продается и покупается. Что-то у нас меняется в положительную сторону и есть ощущение того, что груженый золотом осел уже не может взять любую крепость. Есть у нас люди, которые ради служения и долга не оглядываются на модную ныне рентабельность.

Юрий ПЕТРОСОВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: