«Наследие народа заключается  в духовно-нравственной плоскости» (Газета «Пульс Осетии»№15)

«Народ, не имеющий национального самосознания – навоз, на котором произрастают другие народы», – эти слова П. А. Столыпина можно подтвердить многими историческими примерами. Самый кричащий след в истории оставили народы, которые больше всего зверствовали.
У осетин обрывочная история. И информация о них очень скудная. Об этом свидетельствует полемика, поднявшаяся вокруг публикаций Тины Дзокаевой. По гневному ответу на эти труды Людмилы Магкеевой, можно понять их общий смысл. Поднятая тема об истории осетин давно требовала скрупулезного изучения со стороны осетинских ученых. Почему именно ученых осетинской национальности? Ответ прост – они знают язык, менталитет и обычаи изучаемого народа. По моему глубокому убеждению, именно эти критерии (знание языка, менталитет и знание обычаев) способствуют созданию целостной картины, название которой – ИСТОРИЯ ОСЕТИИ. Высказанное деканом факультета осетинской филологии СОГУ Б. Хозиевым мнение в беседе с Б. Бигаевым о создании постоянно действующей исторической кафедры – верно, но с одним уточнением. На кафедре должны быть собраны таланты, а не бюрократы.
Помимо озвученных в полемике моментов, в глубь истории осетин есть еще две «дороги», которые я считаю главными. Уважаемая мною Людмила Магкеева упомянула о древнейшем символе осетин на Земле – ритуальных пирогах. Неоспорим факт – все, что у нас есть и чем мы себя идентифицируем как осетины – это оставленный нам предками культ трех (двух) пирогов и тосты, тысячелетиями остающиеся, в основном, неизменными. Давайте волшебным образом уберем их из нашего культурного обихода, и у нас ничего не останется! Уникальность осетинского застолья заключается в том, что это не процесс чревоугодия, а способ передачи информации потомкам: кто есть создатель мира, как следует жить в этом мире, отношение младших к старшим и наоборот, как культивировалось и предписывалось уважение между полами и т. д. Одним словом, потомкам передавалась целая философия мироздания, миропонимания, мирознания… Если вдуматься в смысл тостов, то обнаружатся заложенные в них жизнеутверждающие нравственные принципы – честность, доброта, справедливость и т. д. Смысл слова Æгъдау – это все-таки нравственность. В русской классической литературе нравственные понятия называются вечными истинами. Наши предки поступили мудро, заложив в фундамент развития своих потомков Æгъдау – Нравственность. А передача данной информации происходила через культ трех (двух) пирогов. Прежде всего, Æгъдау передавался личным примером, воспитанием, словом. К сожалению, первые два способа передачи информации, мягко говоря, частично утеряны.
Еще одна отличительная черта заключена в том, что в Осетии две основополагающие религии, которые придерживаются вышеизложенного культа. Особенность данного факта в том, что ни у одного народа в мире, к каким бы религиозным конфессиям он не относился, каким бы «языческим» не был, нет культа трех (двух) пирогов и передачи информации посредством тостов. В связи с этим обращаюсь к Людмиле Магкеевой, Алине Туаевой и другим моим землякам, которым небезразлично прошлое, настоящее и будущее Осетии. Надо создать документальный фильм, запротоколировать все обряды (поминальные, свадебные, религиозные, праздничные и т. д.). Важны сами тосты – слова, произносимые во время обрядов... Прогресс слишком быстр, и мы можем все это потерять безвозвратно.
Боюсь предположить, но Æгъдау может оказаться духовно-нравственным наследием всего человечества. Культурное наследие современного мира базируется вокруг материального – египетские пирамиды, статуи, строения... Все чудеса света являются материальными изваяниями. Возьмите расшифрованные египетские или более древние глинописные артефакты Месопотамии. Их суть заключается в возвеличивании фараонов, правителей или, выражаясь современным языком, в простой бухгалтерии. Сравните эти смысловые понятия с оставленным нам нашими предками духовно-нравственным наследием. Уважаемая Людмила Магкеева! Вы правы, поворачивая осетинское наследие в духовно-нравственную плоскость.
Второй путь в глубь осетинской истории не менее важен. Он «вскользь» отмечен в статье Батраза Бигаева выражением «Ирон æгъдаумæ гæсгæ нæлгоймаг никуы тох кодта сылгоймаджы ныхмæ». Осетинская нравственность никогда не позволяла мужчинам сражаться с женщиной или перечить женщине. Здесь двоякий смысл. В прямом смысле – все верно, а вот в бытовом, семейном смысле – неприкрытый матриархат.
В принципе, матриархат возможен только на заре цивилизации. В дальнейшем эти отношения гармонизировались, и появилось другое объемное выражение: «Нæлгоймаг хæдзары – уазæг, сылгоймаг – къæбицы хицау» («Мужчина в доме – гость, женщина – хозяйка кладовой»). Женщина имела моральное влияние на мужчин. Между двумя враждующими мужчинами женщина бросала свой платок, и они прекращали схватку.
К чему веду свои размышления? Наши предки придерживались моногамных семейных ценностей (насколько это было возможно в древние времена), соблюдались равноправные отношения между полами. Важность данного факта в том, что в семье происходило гармоничное воспитание детей. Изначально тяжесть воспитания детей ложилась на плечи матери, т. е. социально-личностный фундамент будущих поколений формировала женщина. Могла бы забитая, напуганная и горемычная женщина дать нормальное воспитание своим детям?! Напуганная, забитая женщина с кровью, молоком и психологически передавала детям ген испуга, пугливости. Разве из таких мальчиков получились бы хорошие воины и отцы, а из девочек хорошие матери? Конечно, нет!
На некоторые из вопросов, связанных с историческими событиями, легче найти ответ простой житейской логикой. Мой родственник, знаток осетинских легенд и историй Борис Дарчиев рассказал такой случай. Наши предки в очередном своем походе, встретив сильное сопротивление в ходе боев, уничтожили основную часть мужского населения завоеванного ими народа. Прожив некоторое время в среде покоренного народа, они оставили там потомство и вернулись на родину.
По прошествии нескольких десятилетий они в походе вновь сошлись в битве с этим народом и уже не смогли одолеть его.
Имеется вторая, более приближенная к историческим реалиям, версия описания данного события. Часть скифов отправилась в поход на восток и пробыла там около 30 лет. Такое долгое отсутствие вынудило скифянок сделать из своих рабов мужей. В итоге вернувшихся на родину скифов встретило хорошо вооруженное
организованное войско, которую они в битве одолеть не смогли.
В обоих случаях наши предки и скифы держали совет, как победить своих противников и в своих размышлениях приходили к выводу о том, что это дети их рабов и, соответственно, они должны бояться плеток. Плетками и побеждали…
Нет сомнений в том, что здесь описывается одно историческое событие. Из двух вариантов более логичен второй.
С другой стороны, появление на исторической сцене амазонок, возможно, связано с вышеупомянутым событием. Видимо, амазонки на исторической сцене просуществовали короткое время. Поэтому установить, миф это или реальность, трудно, но в любом случае появление амазонок связано со скифами и сарматами. Некоторое время сарматами правили женщины. Но амазонки, как отдельное женское племя – это миф, от лесбиянок потомства быть не может.
Амазонки (æмазонтæ – одногодки). Может, женское имя Фатимæ (фат – лук, имæ – с, с луком) пошло от них. Из-за пристрастия наших предков-мужчин к наемничеству и походам, мужское население убывало, и девушкам приходилось браться за оружие.
«Колода» историй народов жестока. Одни народы появлялись, другие уничтожались. Шло постоянное «перемешивание» народов, языков, культур и т. д. К XV веку нашей эры в некоторой степени все успокоилось. Народы выжившие создали государства, другие частью уничтожены, а частью – рассеяны. К сожалению, в числе последних оказались и наши предки. Горстка оставшихся ушла в горные ущелья и спаслась. Так и произошел разрыв нашей истории. Сейчас многие народы, особенно на Кавказе, ищут свои корни, и мы в том числе. Видимо, пришло время.
Я попытался сформулировать два важных направления. Есть и третье направление. От своих друзей и знакомых часто слышу о многочисленных названиях на осетинском языке на Западе. Надо собрать их, отсеять шелуху, классифицировать и опубликовать. Даже король Артур со своим круглым столом представляет интерес. Круглый стол – символ равноправия и независимости. Наши предки были гордыми, независимыми и равноправными. Круглый стол – это их изобретение, кем-то подсмотренное и украденное. Не смогли или не захотели склонить головы перед одним человеком, и в итоге не смогли создать централизованного государства.
Конец нартов оказался пророческим для скифов, сарматов и алан. Для получения информации не надо ехать на Запад. Пусть кто что знает (об осетинских названиях на Западе), сообщит по телефону или письменно, и после перепроверки мы получим поверхностное представление о «цене» вопроса, а для полного прояснения нужно глубокое научное изучение. Во-первых, какие-либо источники, где упоминается о культе трех (двух) пирогов. Возможно, изначально этот культ выглядел как-то по-другому, но логика должна сохраняться. То же самое и в тостах. Не может быть, чтобы из-за своей неординарности этот культ не упоминался в каких-либо древних источниках. Второй параллельный источник может сузить поиск нашего прошлого – это т. н. женский «след». Надо присмотреться к тем древним народам, у которых женщина не является рабыней или одной из жен, а равноправна или имеет некий культ женщины. Соответственно, проанализировать их религиозно-культовые обряды и сравнить с древнеосетинскими. Сам пробовал «поверхностные» исследования, «залез» в Интернет, где содержатся сведения о шумерской цивилизации. Оказывается, ученым удалось перевести на современный язык всего одно слово – амарги (амарди), означающее буквально «возвращение к матери». Ученым смысл данного слова не совсем понятен, а для осетин проблем с расшифровкой не возникает. Одному моему товарищу, Арсену Кодзасову, попался на глаза древнелатинский трактат. Так вот, Арсен утверждает, что около половины текста данного произведения ему понятен. Я не призываю к «осетинофильству», но вышеизложенное предполагает и подталкивает нас к поиску и еще раз – к поиску! Материал может оказаться в самых неожиданных местах по всему информационному полю. Как-то попутчик, узнав, что я осетин, посетовал на то, что, имея такую древнюю веру, мы молимся другому... Я, естественно, поинтересовался его национальностью. Он мне ответил, что – еврей. После этого я задумался о том, кто мы и зачем живем на этой земле, если даже представители других древнейших религий и национальностей подтверждают если не нашу исключительность, то, по крайней мере, исключительную самобытность. Первым религиозно-нравственным учением, опирающимся на единобожие, является Библия. Есть основание полагать, что религиозно-нравственной основой Библии послужили идеи древнеосетинской религии (не язычества, которое нам пытаются навязать, а веры в единобожие и особенно ее нравственные критерии). Другим доказательством, так скажем, данной теории является то, что слишком много тождественного в древнеосетинской религии и христианстве. Есть одно и очень весомое отличие – наши предки обращались к Создателю лично, без посредников…
Нартовский эпос и осетинская религия – это нравственно-культурное наследие, оставленное нам, современным осетинам, нашими предками. Многие кавказские народы приписывают себе этот эпос, а вот на осетинскую религию никто не претендует. И это понятно, так как осетины придерживаются культа трех (двух) пирогов и, по понятным причинам, попытки присвоить этот культ невозможны. Глубоко убежден, что нартовский эпос и осетинская религия – порождение одного народа, поэтому данное наследие следует рассматривать в комплексе.
Вариации толкования эпоса другими народами в данной статье я не затрагиваю – это бессмысленно, к тому же всякое отстаивание приводит к мелким оскорблениям и желчной иронии, что для нас унизительно.
Логико-историческое доказательство данного мнения имеется. Прежде всего, осетины относятся к тем нескольким народам (их можно перечислить на пальцах одной руки), которые имеют свою религию, не приобретенную, не навязанную извне. То есть, осетинскую религию создала древняя народная мудрость, позволявшая нашим предкам гармонично жить в социальном обществе, объединяясь в борьбе за выживание и религиозное объяснение происхождения мира сего. В принципе, все религии служат для данных целей. Но, в отличие от других, осетинская религия имеет очень важную особенность – она не фанатична. То есть, наши предки никогда и никому не навязывали ни духовно-нравственными методами, ни тем более огнем и мечом, свою религию.
Религиозный менталитет нартовского эпоса органичен, идентичен логике осетинской религии – нефанатичность. В связи с этим можно утверждать, что осетинская религия и нартовский эпос – это нравственно-культурное наследие одного народа.
Осетины остались единственными прямыми носителями некогда, не побоюсь сказать, самой прогрессивной дохристианской нравственно-духовной религиозной веры. Утверждение о том, что фундаментом христианской религии является древнеосетинская вера, легко доказывается с точки зрения атеизма. Библейское религиозное учение создал человек, который должен был опираться на знание, опыт предыдущих религий. Такое творение, как Библия, от себя, на пустом месте, не сотворишь.
Дальше проще сравнить менталитет других религиозных верований и христианской религии. Египетская вера не подходит, греко-римская – тоже, также – индусская и китайская. Остается скифо-сарматская вера. Но здесь надо с прискорбием отметить, что до сих пор нет целостной картины о влиянии скифо-сармато-аланской культуры, религий на древний мир, хотя в том, что она имела немалое место, сомнений нет.
К этому народу, заселявшему некогда обширные южные территории от Европы до Азии, не осмеливались вторгаться ни Александр Македонский, ни могучая Римская империя. От данного исторического факта никак не отвертеться, и это говорит об очень многом.
С другой стороны, должно быть обширное взаимопроникновение культур скифо-сармато-аланского и славянского народов. В исторических летописях нет упоминаний о каких-либо обширных военных походах, войнах, завоеваниях между этими народами, жившими рядом на протяжении тысячелетий. Этому историческому факту должно быть какое-то объяснение…
Одним из богатых источников о влиянии скифо-сармато-аланской культуры на древний мир является нартовский эпос. Как известно, самым знаменитым эпосом современного мира является греческий. Хотя по художественной яркости изложения нартовский эпос никак не уступает греческому. Внимательному читателю, знакомому с обоими эпосами, не может не броситься в глаза схожесть или прямое повторение тех или иных эпосных рассказов. В связи с этим, естественно, встает вопрос, кто у кого заимствовал. Дальнейшая логика двигает нас к еще одному важному вопросу: какой эпос древнее – нартовский или греческий? Возможно, они развивались параллельно, обогащая друг друга. Но имеются некоторые «технологические» факты, позволяющие думать о том, что нартовский эпос все же более древний. Греческий герой передвигается по воздуху на сандалетках, нартовский герой – на орле. Технологический прогресс налицо – создателям нартовского эпоса не хватало фантазии придумывать летающие сандалетки, ковры и т. п. Вот и брали герои для более быстрого передвижения по воздуху природный транспорт – орлов. Данный «технологический прогресс» в греческом эпосе доказывает, что нартовский эпос более древен. Психолого-аналитическое сравнение также говорит о том, что нартовский эпос «пахнет» древностью все же сильнее, чем греческий…
Насколько древен нартовский эпос, установить трудно. Имеется косвенная информация, упомянутая в текстах шумерской цивилизации, где ученым удалось расшифровать смысл одного слова «амарги» («амарди»), обозначающее «возвращение к матери» (данное понятие менталитетно древнеосетинской религии «Земля рождает жизнь, в землю жизнь и уходит»).
Мы не ошибемся, если обозначим смысл данного изречения религиозным, выводящим на след неизвестной древней религиозной матриархальной культуры. Здесь прослеживается прямая логическая связь – Земля дает жизнь – Женщина дает жизнь, то есть, налицо естественное религиозное воззрение, фундаментом которого является естественное природное событие, явление (даже по современным меркам очень мудрая и разумная религия).
Мы не являемся наследниками шумерской цивилизации (может создаться такое ложное представление), об этом и речи быть не может. Я усматриваю здесь влияние древнеосетинской религии, которая изначально была матриархальной религиозной культурой. Доказательство этому – нартовский эпос. Собирательный образ женщины Шатана в данном эпосе централен, так как это – мудрая мать нартов.
Здесь мы и подошли к ответу на вопрос о древности нартовского эпоса. Логично предположить, что наряду с возникновением системного религиозного учения должен формироваться и эпос. Религиозное воззрение в нартовском эпосе патриархально, но в ней четко сохранилось уважение к женщине и женскому началу. То есть, на стыке окончаний матриархальной религиозной культуры и начала патриархальной религиозной культуры и формировался нартовский эпос. В любом случае, нартовский эпос как минимум на два тысячелетия старше греческого…
Вышеизложенное поднимает много проблем в осетинской истории. Самым главным является отсутствие научного изучения осетинской религии. Осетинская религия и нартовский эпос органично дополняют друг друга, и надо изучать их в комплексе. На поднятые вопросы и проблемы должны ответить осетинские историки совместно с представителями других компетентных наук. Религия же является праматерью всех наук!
Хотелось бы закончить свои размышления на данную тему следующей мыслью: «Тот народ мудр и разумен, который считает себя не выше и не ниже других народов».
Вывод: если мы, осетины, не восстановим свою историю (а прочный фундамент для этого имеется – религия, эпос, æгъдау), то слова П. А. Столыпина для нас окажутся реальностью, и мы со временем исчезнем как нация…

Ахсарбек ДАРЧИЕВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: