В потоке времени Людмилы Байцаевой (Газета “Пульс Осетии” №12, март 2018)

Десять лет тому назад, когда у заслуженного художника России и РСО-Алания Людмилы Байцаевой также намечался юбилей (юбилейные даты, как известно, повторяются через каждые десять лет), я позвонила ей в надежде на интервью. И была даже не удивлена, нет, а по-хорошему ошарашена ее ответом. «Какой юбилей?» – отмахнулась Людмила смеясь. Ту цифру, которую я озвучила, она явно никак не примеряла на себя. Да и пиара не хотела в отличие от многих-многих-многих других. Хотя ей он, по большому счету, и не нужен.

За Людмилу Байцаеву говорят ее работы – невероятно интересные, выразительные, необычные, с глубоким смыслом, талантливо написанные. В них налицо смелость художника, не боящегося самых рискованных экспериментов, что свойственно, в общем-то, молодым. А значит, Людмила была права: ни о каком возрасте в случае с ней не может идти и речи. Людмила Байцаева молода (она и выглядит лет на 20 моложе своего паспортного возраста), красива, талантлива, невероятно трудолюбива. Она личность, состоявшаяся во всем. И эти более 110 работ художника, представленные на ее персональной предъюбилейной выставке «В потоке времени», открывшейся в Художественном музее, – лучшее тому доказательство.

Экспозиция «В потоке времени» открывается инсталляцией «Коконы» или «Not step out», отправляющей сознание к вечной попытке выразить свою индивидуальность в замкнутом деиндивидуализированном пространстве, где единичность отсутствует, а роль личности определяется обществом и степенью развитости этого самого общества. Как личность способна выразить себя, можно увидеть дальше, познакомившись с живописными творениями Людмилы Байцаевой. Поражающее воображение дерево, таинственный дом, в которые нужно всматриваться и вдумываться, манускрипт со старинными письменами... Впрочем, старинные письмена, древние знаки, архаические орнаменты, лики святых и ангелов, а также исторические объекты уникального зодчества проступают практически везде – в работах из серий «Старые фрески», «Послания времен», «Время и стены», в картинах «Вавилон», «Воспоминание о былом», «Колизей», «Венеры», «Палеолитические Венеры», «Письма и камни», «Письмена», «Из глубины веков», «Ковчег», «Неотправленные страницы», «Признание в любви», «Тревога», «Лабиринт судьбы», «Хранитель города», «Ангел», «Михаил и Гавриил». Они словно вестники из прошлого в настоящее и будущее, словно непрерывающаяся связь времен. Все необычно, нетривиально, таинственно, загадочно, многозначительно. На фоне живописного осмысления прошлого и библейских сюжетов не затерялись яркие натюрморты и абстрактные композиции, сочные батики и гобелены, невероятной красоты жанровые композиции (какое непередаваемое словами великолепие опаловых и перламутровых цветовых созвучий!), созданные в технике горячей эмали: диковинные птицы и рыбы, священные горы, святые и ангелы, Мадонна на все времена, щедрая на подарки красавица-осень в пурпурном наряде, у которой женское лицо (женщина – центральный объект творчества Людмилы Байцаевой), золотая солнечная богиня, ведунья и библейская Саломея, охотница и парящий в небе ангел в женском обличье, льющий воду с небес на землю. Это – Водолей, в эпоху которого мы уже живем. Водолей – это знак России.

Если говорить о Людмиле Байцаевой как об известном всему миру эмальере, то невозможно упустить из виду такие факты, как трижды завоеванное ею гран-при Международного конкурса искусства эмали в г. Кечкемет в Венгрии, гран-при Международной выставки эмали в г. Насваде в Словакии, первая премия Международного фестиваля искусств Аsia Link-4 в г. Ханое во Вьетнаме, первая премия за эмали на Первой Уральской международной Триеннале по декоративно-прикладному искусству в Екатеринбурге и первая премия выставки-конкурса «Осенний вернисаж» в номинации «ДПИ».
Много добрых, теплых слов в адрес виновницы торжества и своей бывшей ученицы, представительницы первого выпуска Владикавказского художественного училища сказала на вернисаже первый директор училища, заслуженный деятель искусств РСО-Алания, искусствовед Зара Газданова. «Людмила Байцаева – человек действия. Она всегда в дороге, всегда в пути, всегда чем-то занята. Неизменно пробует новое, ничего не боится. И в то же время она никогда не переходила ту грань, за которой современное искусство становится непонятным. В ее творчестве всюду присутствуют наши национальные образы, знаки, символы. Люда – очень организованный и очень творческий человек, человек искусства, человек сегодняшнего дня. Она может увлекать, вести за собой. У нее большой внутренний запас и желание выложить все это на холст», – дала свою оценку творчеству ученицы Зара Темболатовна. Она рассказала также о том, как в 1982 году по окончании Художественного училища Людмила Байцаева поступила на факультет ДПИ Московского технологического института.

Со словами приветствия и поздравления к юбилярше обратились также министр культуры республики Руслан Мильдзихов («Очень приятно, что в Осетии есть такой известный, замечательный мастер по горячей эмали, как Людмила Байцаева»), директор Художественного музея Алла Джанаева («Более 110 прекрасных работ представлены на этой выставке – живопись, гобелены, роспись по тканям, эмаль, которая зародилась у нас, благодаря Людмиле Байцаевой. Я бы сказала так: эмаль нашла Люду, а Люда нашла эмаль. Это очень сложная и кропотливая работа»), искусствовед Людмила Бязрова («В 2005 году в Нью-Йорке проходила виртуальная выставка «Россия», на которой были представлены предметы, фотографии, произведения, которые могли дать представление о нашей Родине. Мы тоже принимали участие в этой выставке. И выбор тогда пал на роспись по ткани Людмилы Байцаевой «Небесное зеркало». Ее работа всем понравилась. Очень красивый батик, интересное использование авангарда с переложением на язык осетинского искусства. В этой работе – представление о мироздании, которое донесли до нас наши предки. Работа Людмилы Байцаевой стала символом представления о нашей Родине – Осетии, России»), член редколлегии журнала «Мах дуг» (поэзия, драматургия) Казбек Мамукаев («С Людой мы знакомы более десяти лет. Я большой поклонник ее творчества. Ее работы не раз публиковались в нашем журнале. Ждем новых публикаций... Хочется пожелать ей больших творческих успехов»), историк, культуролог Кромвель Биазарти («Не кто-то другой, а именно Людмила Байцаева впервые «сделала» наш герб. Поэтому я хочу преподнести ей такой вот букет – желто-бело-красный триколор – символ нашей национальной культуры»).

В своем ответном слове Людмила Байцаева поблагодарила всех собравшихся. Она отметила, что «художник должен работать для зрителя», что у зрителя свое восприятие, свои чувства, которые «наполняют работы художника новыми смыслами». «Все, что я хотела сказать, ищите в моих работах», – призналась напоследок Людмила Байцаева.

Ольга РЕЗНИК,
фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: