Новая смена алановцев (Газета «Пульс Осетии» №10, март 2018)

В репетиционном зале ни души. Такое бывает нечасто. Через каких-то минут 20 здесь зазвучат ребячьи голоса, а спустя еще минут 20 начнутся занятия. А пока мы с Мариной Каргаевой наслаждаемся этой звенящей тишиной. Поклонникам государственного ансамбля танца «Алан» (а кто в нашей республике не поклонник этого прославленного коллектива?), думаю, представлять Марину Каргаеву нет необходимости. Бессменная солистка ансамбля «Алан» (пришла солисткой и ушла солисткой!), народная артистка нашей республики, лауреат премии Правительства РФ, кавалер медали «Во славу Осетии», она 27 лет жизни отдала главному хореографическому коллективу РСО-Алания. До недавнего времени еще блистала на сцене, исполняя сольные партии в танцах, в коих, как, может, ни  в чем другом, осетинский народ сумел выразить всю полноту своей самобытности. 
Сегодня Марина Каргаева – художественный руководитель школы-студии при государственном ансамбле танца «Алан», той самой, что растит достойную смену для основного состава главного хореографического коллектива республики. «Подобные студии есть при многих государственных ансамблях, – рассказывает Марина. – У моисеевцев, например, студийцы даже дают самостоятельно концерты. У нас тоже при Лидии Михайловне Цебоевой уже была подобная студия, правда, она просуществовала недолго».
Нынешняя студия при госансамбле «Алан» открылась сравнительно недавно: 4 сентября прошлого года – по инициативе Главы республики Вячеслава Битарова. «Есть даже благодарственное письмо родителей студийцев на сайте Главы, – говорит Марина и показывает мне в своем телефоне это самое письмо. – Такие из них, как, скажем, мать трех братьев Гаглоевых, просто не нарадуются. Ведь у нас столько талантливых ребят и девчат. Но, к сожалению, не у всех есть возможность платить по тысяче-полторы в месяц за занятия танцами. А тут такая появилась возможность. Школа-студия – очень хороший социально значимый долгосрочный проект, за что я и от себя лично хочу сказать спасибо Вячеславу Зелимхановичу».
Из всего вышесказанного вы, наверное, уже поняли, что обучение в школе-студии при государственном ансамбле танца «Алан» проводится бесплатно. И ведут его профессионалы. Занятия проходят под «живую» музыку: на гармонике играет народный артист РСО-Алания Аслан Шавтвалов, на доули – заслуженный артист республики Таймураз Агнаев.  Вместе с Мариной Каргаевой преподает педагог-репетитор, народный артист Северной Осетии Сослан Теблоев – действующий солист ансамбля «Алан».
Отбоя от желающих посещать школу-студию, понятное дело, нет. Юные танцоры приезжают и из районов республики. В старшей группе занимаются 117 юношей и девушек от 13 до 18 лет. В младшей – 139 детей в возрасте от 6 до 12 лет. «Проверяем музыкальный слух, чувство ритма. Берем всех. Мне порой говорят: «Оставь 50 человек в одной группе и 50 – в другой». Но как отбирать, когда у ребят глаза горят, когда они так стараются? Если сразу что-то не получается, получится потом. Было бы желание. Главное – крылья не обрубить. На то и нацеливаем: все получится, если стараться», – уверена Марина.
Что требуется от ее подопечных, так это знание назубок репертуара ансамбля «Алан». А то ведь всякое может случиться. Вдруг кто-то из основного состава заболеет и срочно потребуется замена. «Хотелось бы, чтобы школа-студия принимала участие в концертах «Алана», чтобы давала свои концерты. Хочется, чтобы наш «Алан» был на такой высоте, на какой был всегда, чтобы алановцев узнавали по почерку. Ведь у нас всегда была своя школа. У нас такие замечательные старшие были. Хочется порадовать их достойной сменой, для подготовки которой и ведутся занятия в студии», – делится своими мыслями Марина.  Охотно говорит она и о далеко идущих планах: «Хочу, чтобы мастер-классы в студии проводили ветераны нашего ансамбля, а также ведущие солисты из ансамблей «Вайнах», «Кабардинка», «Лезгинка», «Эльбрус»... Ведь в репертуаре «Алана» не только осетинские танцы, но и танцы народов Северного Кавказа и Закавказья, которые должны исполняться на высоком профессиональном уровне. Хочется также, чтобы студийцам читались лекции по эстетике, по истории танца...».
Время до начала репетиции еще есть. И я начинаю расспрашивать свою собеседницу о том, как она начала заниматься танцами, как пришла в ансамбль «Алан».  Марина Каргаева рассказывает мне о своем отце, который очень красиво танцевал (любовь к танцам, считает она, – это у нее от отца), о том, как она училась на экфаке ГСХИ и начала танцевать в институтском ансамбле «Горец». Там-то ее и заприметила несравненная Альбина Баева, с подачи которой Марина и попала в «Алан». После смерти отца, когда материальное положение в семье стало сложным, она перевелась на отделение заочного обучения и начала работать в «Алане». И сразу же стала солисткой. Тогдашнего руководителя ансамбля Станислава Суликоевича Козаева и своего педагога Галину Ивановну Касаеву Марина называет своими крестными, благодаря которым она состоялась как танцовщица. Педагоги, что и говорить, у нее были серьезные, настоящие профессионалы! «Я очень благодарна и Станиславу Суликоевичу, и Галине Ивановне, и всем артистам того состава ансамбля «Алан», что были в коллективе, когда я начала там работать. Все мне помогали, все поддерживали. «Алан» стал для меня вторым домом. Чему меня учили, тому и я учу сегодня своих студийцев», – говорит Марина.
Чуть позднее, наблюдая за тем, как она работает, я лишний раз убедилась, что передо мной профессионал высочайшего класса. Во время небольшого перерыва в занятиях я обратилась с расспросами, чтобы узнать о том, как им  танцуется в школе-студии,  к ребятам, среди которых владикавказцев, как ни странно, оказалось не больше, чем выходцев из районов республики.
Так, семиклассница Дзера Дряева, например, живет в Михайловском. В школе-студии она со дня ее открытия. Танцами, говорит, занималась и раньше, но здесь, в «Алане», под руководством настоящего профессионала Марины Каргаевой уже научилась очень многому из того, что раньше не умела.
Джульетта Гасинова и четверо ее друзей ездят на занятия из Беслана. О школе-студии узнали от солиста ансамбля «Алан» Олега Дудиева, руководителя танцевального коллектива, в котором они занимались в Беслане и продолжают параллельно заниматься. Есть у ребят мечта – стать артистами главного хореографического коллектива республики, который за долгие годы своего существования с блеском представлял культуру Осетии в разных уголках планеты, покорив своим мастерством сердца миллионов зрителей, сопереживавших происходившему на сцене, где разыгрывались нешуточные драмы, настоящие мини-спектакли из истории и жизни осетинского народа, да и других народов Кавказа, чьи танцы вошли в репертуар прославленного коллектива.
Студент ГМТ Владислав Джелиев в школу-студию пришел  три месяца назад. О ее существовании узнал случайно, из разговора с подругой. Он тоже говорит, что танцами занимался и раньше, но здесь, в студии, совсем другой уровень преподавания, каждому танцующему уделяется большое внимание, к каждому – индивидуальный подход.
Об индивидуальном подходе, требовательности и одновременно  доброжелательности художественного руководителя Марины Каргаевой сказала и девятиклассница владикавказской школы №7 Яна Шавлохова. В студии Яна занимается пятый месяц. Мечтает стать солисткой ансамбля «Алан». А еще признается, что в школе-студии нашла себе отличных друзей.
Сделав напоследок несколько фотографий, я попрощалась со студийцами. Репетиционный зал покидала с мыслью о том, как все-таки хорошо, что для такого коллектива будет воспитываться достойная смена. Ведь неслучайно, нет, неслучайно выдающийся советский и российский хореограф, балетмейстер и балетный педагог Игорь Моисеев, ансамбль которого не раз упоминала в разговоре Марина Каргаева, вынес однажды свой вердикт: «Осетины – аристократы кавказской хореографии». Это он говорил об «Алане», который не просто творческий коллектив – берите выше – он главный выразитель и пропагандист танцевального искусства осетинского народа.

Ольга РЕЗНИК,
фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: