Смеяться, право, не грешно... (Газета «Пульс Осетии» №10, март 2018)

Ну что ж, дамы и господа, хочется нас всех поздравить с замечательной премьерой, состоявшейся в минувшие выходные в Русском театре. После искрометной, веселой, захватывающей комедии «Лес» по Островскому в постановке болгарского режиссера Богдана Петканина нашего зрителя, казалось бы, уже нечем было удивлять, потому что смешнее просто некуда. Ан нет, удивили. И снова Богдан Петканин (это его третья постановка на сцене Русского театра, кроме «Леса» и «Зануды» болгарский режиссер порадовал владикавказских театралов еще и мюзиклом «Любовь несмотря ни на что»), и снова комедия (в переводе с французского самого Богдана Петканина) – сценариста и кинорежиссера Франсиса Вебера «Зануда», того самого Вебера, что написал и снял всеми обожаемые французские комедии с Пьером Ришаром – «Игрушка», «Папаши», «Невезучие». И если в драме «Лес» у Островского есть благородные герои, такие, как, скажем, Геннадий Несчастливцев, который произносит свой гневный монолог, направленный в защиту благородных артистов, против лицемерных обитателей «леса», знаменуя тем самым победу театра высокой поэзии над пошлой прозой жизни, то здесь в чистом виде комедия положений.

Сюжет до банальности прост. В гостинице по соседству, через стенку (стенка в петканинской постановке, понятное дело, условная, что тоже придает комичности) поселяются две полные противоположности: зануда и недотепа фоторепортер Пиньон и киллер Ральф, получивший задание убить из окна отеля важного свидетеля-мафиози. Но выполнить задание киллер не может. А все потому, что с ним по соседству обитает, казалось бы, безобидный человек, но невероятный зануда и энергетический вампир Пиньон, который сначала вешается, потому что от него ушла жена (ее он пытается всеми правдами и неправдами вернуть, угрожая самоубийством), потом беззастенчиво вешает на соседа все свои проблемы и, наконец, своим занудством и назойливостью буквально доводит последнего до белого каления.

В «Зануде» Петканина все доведено до гротеска, поэтому по-особенному смешна и значима каждая реплика, как значима говорящая мимика персонажей. Комедию играют два актерских состава (хорошо бы, конечно, посмотреть оба). Но в том варианте, который видела я, в главной роли зануды Пиньона предстал великолепный Никита Верзилин. В комедии «Лес» по Островскому он замечательно сыграл бойкого и предприимчивого рыжего бестию, актера Аркадия Счастливцева. В «Зануде» Верзилиным создан совсем иной, даже отдаленно не напоминающий прохиндея Счастливцева образ. Пиньон Верзилина – доводящий до умопомрачения чистой воды зануда, сентиментальный болтун, присосавшийся к своему соседу, как пиявка, и, как пиявка, высасывающий из него все соки. Никита Верзилин играет своего Пиньона так, что ни на секунду не усомнишься в том, что он может быть еще каким-то другим – ненавязчивым, легким, самодостаточным, бойким. Причем, налицо несомненный комедийный талант Верзилина.

Полный антипод Пиньона – киллер Ральф, представляющийся Жаном, непростую роль которого, и тоже блестяще, сыграл Станислав Кибилов. Вот уж кому пришлось несладко с самого начала, так это ему. И перетаскивать вырубленных полицейских довелось, и мастерски изображать последствия почти садистских уколов доктора Вольфа, и терпеть занудство Пиньона, пусть даже на сцене. Со всеми этими задачами Кибилов справился на «ура».
Интересный образ доктора Вольфа, того самого, к которому ушла от Пиньона его жена Луиза, создал заслуженный артист РСО-Алания Алан Цаллаев. Врач-психиатр Вольф в его исполнении и сам немножечко того. А как мило, совсем по-особенному он заикается, повторяя многократно одно и тоже слово (интересная придумка, надо сказать).

Как всегда, очаровательна Мария Федорович в роли экс-жены Пиньона и подруги доктора с сумасшедшинкой Вольфа – Луизы. Понравился мне и гостиничный гарсон в исполнении Давида Бязрова, которому ничего и говорить-то, по большому счету, не надо было: все читалось на его лице.
Временами актеры двигались в спектакле, будто изображая замедленную киносъемку. Интересный режиссерский прием, этакий неприкрытый намек на то, что комедия «Зануда» Франсиса Вебера неоднократно экранизировалась. Неординаны были и поэтическая вставка со стихотворением «Луна, луна...» (и луна появилась на сценическом небосводе) в том месте, где должна звучать нецензурная брань, и прямое обращение Пиньона-Верзилина в зрительный зал: «Дорогие зрители, в этой сцене должен быть выстрел, но случаются осечки. Извините». Все это, с одной стороны, свежо и нетривиально. С другой – напоминание об условности всего происходящего на сцене.

А вот что было неусловным и настоящим – так это смех, который, по меткому определению Виктора Гюго, является солнцем, прогоняющим зиму с человеческого лица. Смех, переходящий в хохот, звучал на протяжении всего спектакля – очень динамичного, задорного, позитивного, интересного, талантливо поставленного и сыгранного и до мелочей продуманного.

Ольга РЕЗНИК,
фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: