Поэт, гражданин и воин (Газета «Пульс Осетии» №9, март 2018)

Читая чудесные строки из книги «Ирон фæндыр», осетины впервые осознали, что они один народ с единой культурой, исстрадавшейся душой, чаяниями и мечтами. «Характерно, что первым, посвятившим стихотворение Коста, как национальному гению, был дигорский поэт Блашка Гурджибети», – писал Васо Абаев.
Высказывание выдающегося ученого свидетельствует о том, как высоко Блашка ценил и любил Коста.
Талантливый поэт-демократ конца XIX начала XX веков, подъесаул Блашка Гурджибети был мало известен широкому читателю Осетии и Терского казачества. О творчестве Блашка написано очень мало литературных исследований, а его произведения, стихи, комедия «Æдули» и легенда «Сахи рæсугъд» издавались во Владикавказе только в 1903–1905 гг. В советский период, как казачий поэт, он печатался редко. Только в 1966 году в республиканском книжном издательстве вышла мизерным тиражом (всего 800 экземпляров) небольшая книга избранных произведений. Тексты подготовил и предисловие к ним написал поэт Казбек Казбеков. К большому сожалению, огромное рукописное наследство поэта безвозвратно погибло в годы репрессий, в 1937–1938 годах. Только благодаря усилиям поэта Амурхана Кибирова в 2002 году в издательстве «Ир» осуществлено второе издание творческого наследия Блашка Гурджибети. Помимо произведений, вошедших в изданную в 1966 году книгу, сюда вошла переписка автора с семьей, друзьями, напечатаны воспоминания о нем, также опубликована статья Губади Дзагурова о его творчестве.
Блашка Майрансауович Гурджибети был первым писателем, писавшим на дигорском языке. Он – основатель дигорской литературы, оставил для потомков достойное литературное наследие, проложил первую борозду дигорского литературного языка.
Блашка родился 1 марта 1868 года в станице Ново-Осетинской. Его предки из селения Ханаз Дигорского ущелья в 1810-х годах переселились в моздокские степи. Обосновав несколько поселений, дигорцы связали свою жизнь с местными казаками. Отец, Майрансау, образованный для своего времени офицер, пользовался большим уважением среди всех, кто его знал. Он умер, когда мальчику было всего семь лет. Но, несмотря на это, Блашка в детстве получил хорошее трудовое, нравственное и воинское воспитание, как и дети казаков.
Окончив Павлодольскую начальную школу, юноша поступил в ставропольскую гимназию, но окончить не смог. Из-за тяжелого материального положения семьи после смерти отца он оставил учебу. А в 1886 году был зачислен в Кизляро-Гребенский полк рядовым казаком. За успехи в боевой службе ему было присвоено звание урядника, и он был направлен в ставропольскую школу юнкеров, куда он мечтал поступить давно. Успешно окончив в 1893 году это учебное заведение, получил чин подхорунжего и был направлен в Первый Сунженско-Владикавказский полк. Здесь ему поручили возглавить военно-учебное заведение.
Молодой офицер Блашка Гурджибети искренне дорожил честью казачьего командира, добросовестно и успешно выполнял свои служебные обязанности. Поэтому в 1896 году ему по служебной линии было присвоено очередное офицерское звание – хорунжий (лейтенант), а спустя 4 года он стал сотником, в 1904 году – подъесаулом (капитаном).
Когда началась русско-японская война, Терское казачество было целиком охвачено патриотизмом. Подъесаул Блашка Гурджибети подает рапорт с просьбой направить его на Дальний Восток защищать интересы своего Отечества, хотя у него была бронь. Только после третьего обращения командование отправляет его в составе Сунженско-Владикавказского полка Терского казачества. Части терских казаков, где участвовал Гурджибети, совершали дерзкие рейды по тылам японцев. В этих боях Б. М. Гурджибети лично проявил храбрость, показал себя умелым офицером.
В конце 1905 года в тяжелом бою у перевала «Санвайцзы» при штурме укреплений позиции врага, подъесаул Блашка, отважный и стойкий командир, погиб смертью храбрых. Тело поэта боевые товарищи перевезли из Манчжурии на родину и похоронили со всеми воинскими почестями на кладбище рядом с отцом в станице Ново-Осетинской. На траурном митинге выступили академик В. Ф. Миллер, командир полка Н. Н. Баратов, атаман Моздокского отдела и друзья.
В газете «Терские ведомости» была помещена статья Н. Баратова (будущего генерал-лейтенанта, командира Кавказского конного корпуса) под названием «Памяти подъесаула Власия Ивановича Гурджибекова». В ней говорилось, что поэт «пал смертью героя и был представлен к награде орденом Святого Владимира IV степени, с мечом и бантом».
Изучая со школьных лет Пушкина, Лермонтова, Некрасова – классиков русской литературы, Блашка с особым уважением относился к выдающемуся осетинскому поэту и художнику Коста Хетагурову. Первая встреча Блашка (ему был 21 год) с Коста произошла на открытии памятника Лермонтову в г. Пятигорске в 1889 году, где они оба были в составе осетинской делегации. С этих пор они неоднократно встречались, в том числе в селе Ардон в семье подполковника Иналука Гайтова.
На дочери Гайтова – Надежде – был женат Б. Гурджибети. Творчеством Блашка начал заниматься в 1896 году. Первый сборник его стихов «Дигорон уаджимистæ» вышел в 1902 году во Владикавказе в типографии Шувалова. В той же типографии через год поэт издает и поэму «Сахи рæсугъд» («Очаровательная красавица»), затем – лучшее свое произведение – комедию «Æдули» («Дурачок»).
Эти произведения были первыми в истории дигорской литературы, вышедшими на родном диалекте. Они проникнуты духом романтизма на основе народных преданий. Написаны талантливо, народным языком. Разумеется, они внесли большой вклад в развитие литературы всей Осетии.
Через все творчество Блашка Гурджибети прошла тема гуманизма и великой любви к Оте-честву. Он сыграл важную роль в укреплении дружбы и боевого содружества русского и осетинского народов. Поэт стремительно и неудержимо летел к своему предугаданному счастью во имя национальной поэзии и культуры. Он писал в стихотворении «Умирающий воин»:
«Ку мæлун уин, о мæ мадæ, мæ хуæртæ!
Бинойнаг, фæууадзун дæ дзæгъæлæй!
Сауæй мæбæл бадаретæ уæ сæртæ,
Неуетæ, ихалгæй дор уæ нæгæй!»
История Осетии богата именами многих патриотов, выдающихся ученых, поэтов и других деятелей культуры. Среди них Блашка Майрансауович Гурджибети по праву стоит в первых рядах, он повторил своей судьбой христианский подвиг самопожертвования и, наверное, поэтому идея сооружения памятника Блашка в столице республики возникла неслучайно, и через некоторое время жители увидели запечатленный в металле образ гражданина, поэта и воина.

Жорж ГАСИНОВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: