Музыковед-новатор Татьяна Батагова (Газета «Пульс Осетии» №9, март 2018)

Музыкальное искусство осетин многогранно. Осетинская литература, художественная культура и музыкальное искусство развивалось на основе народного творчества. Для развития и изучения творческого потенциала композиторов, певцов, музыкантов нужны были профессиональные ученые-теоретики в области осетинской музыки. И такие были как среди самих композиторов (Борис Галаев, Виктор Долидзе, Дудар Хаханов, Татаркан Кокойти, Феликс Алборов), так и среди преподавателей Владикавказского колледжа искусств (Ксения Цхурбаева, Ольга Потапова, Зинаида Туаева, Людмила Секинаева-Левитская). Каждый из перечисленных светил творил в разное время, но с уверенностью можно сказать, что оставил большой след в вопросах исследования музыкальной культуры.
Их дела преумножила и с большой уверенностью продолжила профессор Государственного Московского института культуры, доктор искусствоведческих наук, заслуженный деятель искусств РСО-Алания и РЮО, член Союза композиторов РФ Татьяна Батагова. Вот уже более тридцати лет она внимательно исследует жизнь и творчество осетинских, русских и зарубежных композиторов, певцов, музыкантов.
Татьяна родилась в Воркуте. Отец Татьяны Эльбрус был военным летчиком. Мама Серафима Отараева была известным хирургом. В свое время Татьяна, получая среднее общее образование, параллельно обучалась и в музыкальной школе. Оба учебных заведения были успешно окончены. Старшие очень хотели, чтобы Татьяна поступила в высшее учебное заведение и выбрала профессию, связанную с математикой и физикой. Но талантливая девушка для себя выбрала другой путь – путь познания музыкальной культуры и искусства. Иначе и быть не могло! В доме ценили образование, культуру, любили театр и музыку. С юных лет Татьяна питала любовь к музыке, и потому ей позволили исполнить свое желание. Так она начала учебу в Музыкальном училище г. Воркуты.
К тому времени девушка увлеклась мировой художественной литературой, ее завораживало творческое наследие русских и мировых композиторов. Подолгу слушая музыкальные композиции, пропуская через себя каждую ноту, осмыслив произведение, она делала его полный анализ. Благодаря такому аналитическому складу ума у Татьяны было много возможностей. Преподаватели училища с первых дней обратили внимание на прилежную студентку и советовали обязательно продолжить учебу в консерватории.
Их пожелание было исполнено. Татьяна поступила в Петрозаводский филиал Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Училась на теоретико-композиторском факультете. Первые три года получала общие знания. Позже ее обучали строению произведения, звучанию, исследованию жанров. Но Татьяна сразу поняла, что одних знаний преподавателей ей мало. Чем больше она погружалась в мировую музыкальную культуру, тем больше хотела познать о ней все. Это было ее основной целью во время учебы. Не было ни дня, чтобы Татьяна не читала профессиональные журналы о музыке, не ставила перед собой новые цели. Уже на старших курсах учебы в консерватории она выбрала путь исследования теории музыки. На этом пути ее руководителем стал профессор консерватории, всемирно известный музыкант, музыковед Юзеф Кон.
Татьяна стремилась соответствовать своему наставнику, быть такой же всесторонне развитой. Будучи студенткой третьего курса консерватории на основной конференции ею был подготовлен доклад о музыкальных различиях и содержании произведений всемирно-известного композитора Джузеппе Верди. Профессорско-преподавательским составом ее работе была дана высокая оценка. Высказанные ими пожелания вселили еще больше уверенности в будущего известного музыковеда. Татьяна с еще большим усердием стала погружаться в тайны теории музыки.
Тогда же Юзеф Кон предложил Татьяне быть научным руководителем ее дипломной работы. Девушка была очень рада такому предложению.
Татьяна Батагова на отлично защитила дипломную работу. Но по сегодняшний день она не забывает пожелания и наставления своего научного руководителя Кона и композитора Денисова после защиты: «На протяжении пяти лет ты была примером для своих однокурсников, а для нас светлой надеждой, благодаря своей неподдельной любви к искусству и жажде знаний. Но больше всего нас поразила твоя дипломная работа своим глубоким содержанием и новизной. Сегодня мы еще больше убедились в том, что ты выбрала верную дорогу. Мы желаем тебе больших высот в твоей научной деятельности!»
Родители Татьяны вернулись на родину, в Осетию, в год окончания ею консерватории, девушка также вернулась домой. Здесь она стала внимательно исследовать все направления осетинской профессиональной музыки. Особенно ее внимание привлекли классические произведения таких выдающихся осетинских композиторов, как Илья Габараев, Дудар Хаханов, Христофор и Жанна Плиевы, а также Людмила Ефимцова и Лариса Канукова… Музыкальная культура предков показалась ей удивительной.
– Поначалу мне хотелось исследовать вопросы в области итальянской музыкальной культуры, но чем глубже я погружалась в осетинскую музыку, тем отчетливее понимала, что свои первые шаги в науке хочу связать с родной музыкой, – рассказывает Татьяна, – и мне это удалось. Чем больше я знакомилась с мировой и русской музыкальной культурой, тем дороже мне становились произведения наших осетинских композиторов. Наши композиторы, певцы свое творчество строили на основе древней культуры предков. Все это соединилось и вылилось в безграничный талант и любовь к своей Родине. Потому им удалось создать такие удивительные оперы, оперетты, кантаты, оратории, реквиемы, балеты. С уверенностью могу заявить, что их можно отнести в сокровищницу мировой профессиональной культуры. И это не только мое мнение, его также разделили выдающиеся советские композиторы, народные артисты Советского Союза Александр Свешников, Тихон Хренников, Мурад Кажлаев, – поделилась Татьяна.
Музыковед защитила диссертацию кандидата наук в Московском государственном институте искусств (при Академии наук РФ) под руководством музыковеда, доктора наук Нонны Шахназаровой.
Выдающийся осетинский ученый Васо Абаев сказал: «Ученые делятся на две большие группы. Одни кандидатские и докторские диссертации защищают только ради степени и положения в обществе, другие полностью отдаются науке, не покладая рук и не считая времени, чтобы исследовать как можно больше вопросов». А потому с уверенностью можно сказать, что Татьяна ни одну из своих диссертаций не защитила ради имени. Все, что ею делается, исключительно с душой и полной самоотдачей ради осетинской культуры, во благо осетинского народа и великой России.
Когда Татьяна жила в Осетии, то, одновременно работая над вопросами исследования осетинской музыкальной культуры, являлась заместителем председателя Союза композиторов РСО-Алания, работала в Гуманитарном и социологическом исследовательском институте им. В. И. Абаева, в Республиканском лицее искусств, во Владикавказском колледже культуры, в Музыкальном педагогическом училище. Помимо этого периодически готовила содержательные и интересные передачи на радио и телевидении об осетинских композиторах, певцах, музыкантах. Время от времени в журналах «Мах дуг», «Фидиуёг», газетах «Северная Осетия» и «Рёстдзинад» печатала статьи на темы музыкальной культуры. Она пользуется огромным уважением среди известных деятелей науки, фольклористов, музыковедов, работников редакций журналов. Статьи Татьяны Батаговой печатаются на страницах таких журналов, как «Музыковедение», «Музыка и время», «Музыкальная академия». Татьяна является автором шести монографий: «Композиторы Осетии» (Владикавказ, 2000. Подобную монографию еще никто не писал до нее!), «Вероника Дударова» (издательство «Музыка», 2001), «Осетинская симфоническая музыка 20 века» (издательство «Композитор», 2010. Это была основная часть ее докторской диссертации), «Композитор Заур Гаглоев. Камерные и хоровые произведения» (Москва, издательство «Композитор», 2012), а недавно из печати вышла ее новая книга «Искусство осетинской примадонны» – о жизни и творчестве народной артистки РФ Долорес Билаоновой (Москва, 2017).
В 2012 году Татьяна успешно защитила докторскую диссертацию в области искусствоведения. Является профессором кафедры оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры (в 50-ом году прошлого века эту кафедру основала известный дирижер, народная артистка Советского Союза Вероника Дударова!). Помимо этого профессор принимает активное участие в различных республиканских, российских и международных научно-практических конференциях и форумах. Ее уважают коллеги и студенты.
Татьяна Эльбрусовна поддерживает теплые отношения со студентами – своими земляками. Знает каждого по имени и всегда с особым вниманием следит за их успехами, оказывает им поддержку в их начинаниях.
У Татьяны Эльбрусовны прекрасная семья. Вместе с мужем Владимиром Гагкаевым (сын профессора, известного осетинского ученого Казана Гагкаева, известный кинооператор, много лет проработал на Одесской киностудии, снял картины «Капитан Нэмо», «Чувствительный милиционер», «Перемена участи», «Сезон чудес», «Выше радуги», «Хижина в горах» (снимал картину вместе с Львом Плиевым), «Сказания о княжне Ольге»…), воспитали двух чудесных дочек. Старшая, Зарина – физик, играет на трех музыкальных инструментах. Младшая, Вероника, на данный момент учится в Российской академии балета.
Член Гильдии музыковедов Российской Федерации, известный ученый-просветитель Татьяна Батагова своим творчеством знакомит, погружает в музыкальную культуру как самих музыкантов, так и ценителей музыкального творчества. Ее научный вклад в музыкальное искусство неоценим. И мы от всей души желаем Татьяне новых достижений и побед!

Валерий ГАСАНОВ,
член Союза журналистов РФ, лауреат республиканской премии им. Аксо Колиева и Государственной стипендии им. Васо Абаева, специальный корреспондент газеты «Рёстдзинад»

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: