И вновь «Summertime» – теперь со Стивом Вашингтоном (Газета «Пульс Осетии» №9, март 2018)

Вот уже 19-й раз подряд весна во Владикавказе начинается с джаза. А джаз для владикавказцев, согласитесь, ассоциируется с Государственным национальным эстрадным оркестром им. Кима Суанова, который всегда на высоте, неизменно задает тон и неизменно любим владикавказскими меломанами. В общем, джаз для нас (как неожиданно получилось в рифму!) – это наш владикавказский биг-бэнд, это свобода, импровизация, синтез нескольких музыкальных культур и национальных традиций, это неожиданные акценты и особый драйв! К сказанному я бы еще добавила, что это – умение удивлять. А ведь и вправду мы не перестаем по-хорошему удивляться. Взять хотя бы прошлогодний джазовый фестиваль, который подарил нашей публике встречу с настоящей живой джазовой легендой, лучшей представительницей традиционной вокальной джазовой школы, колоритной афроамериканкой Шэрон Кларк, которая приехала не откуда-нибудь, а с родины джаза Нью-Йорка. А на этот раз... Впрочем, обо всем по порядку.
«Как всегда, в начале весны у нас джазовый фестиваль», – сказал, открывая его в концертном зале СОГУ, где яблоку негде было упасть, его неизменный ведущий – художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств России, композитор Николай Кабоев. Николай Александрович пообещал, что публика сегодня услышит «много вкусной, красивой джазовой музыки». Ее он сравнил с бриллиантом, у которого немало граней. И объявил первый номер концертной программы, которым стала одна из самых узнаваемых джазовых пьес 1970-х годов «Birdland» Джо Завинула – известного джазового композитора, одного из создателей джаза-фьюжн, клавишника, который одним из первых джазовых клавишников стал использовать синтезаторы.
На протяжении всего концерта в исполнении оркестра звучали самые разные известные джазовые произведения, в том числе и особо запомнившаяся знаменитая композиция «Spain» американского джазового музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора, обладателя 22 премий «Грэмми» Армандо Энтони «Чик» Кориа. Солировали (и как солировали!) Елена Кабоева, Олег Диамбеков, Андрей Клинчаев, Армен Аванесян...
Настоящим подарком для владикавказских меломанов стало выступление с оркестром очаровательной джазовой певицы Лизы Кабоевой, дочери известных в Осетии деятелей музыкальной культуры Николая и Елены Кабоевых. За творческим ростом Лизы мы, ее земляки, надо сказать, непрестанно наблюдаем, радуясь ее успехам. В свое время Лиза Кабоева окончила Ростовскую консерваторию и Санкт-Петербургский университет культуры и искусства, в 2007-м в Клайпеде стала лауреатом международного джазового фестиваля, преподавала джазовый вокал в Ростовской консерватории, училище искусств и детской джазовой школе, была солисткой муниципального эстрадно-джазового оркестра им. Кима Назаретова – коллектива Ростовской государственной филармонии. Сегодня Елизавета Николаевна уже руководит вокальным отделением эстрадно-джазовой кафедры Ростовской государственной консерватории. Она состоялась в профессии, состоялась в жизни, у нее замечательная семья! Прежде чем исполнить очень известный джазовый блюз, самую популярную песню 30-х годов прошлого века «Голубая луна» американского композитора Ричарда Роджерса, написавшего музыку более чем к 900 песням и 40 бродвейским мюзиклам, Лиза призналась, что этот «очень известный джазовый стандарт» начала исполнять совершенно случайно, благодаря сыну Денису, который так вырос, что начал уже заниматься музыкой. Вот мама и решила включить в свой репертуар «Голубую луну», раз сын ее играет. Свое исполнение она посвятила Денису.
До конца первого отделения очаровательная Лиза Кабоева, сменившая брюки-клеш на очень красивое маленькое черное платье в пол, блистала на сцене. И уже перед самым антрактом она помогла адаптироваться новому «удивлению» джаза-2018 – прилетевшему, как и Шэрон Кларк, из самого Нью-Йорка известному американскому вокалисту и актеру Стиву Вашингтону, который с удовольствием начал петь дуэтом с Лизой Кабоевой. Увидев ее, он произнес только одно слово «beautiful». А потом американский гость исполнил еще несколько «вещиц» с владикавказским биг-бэндом.
Стив Вашингтон – звезда мюзиклов британского продюсера Кэмерона Макинтоша «Призрак оперы» и «Отверженные», ведущий вокалист музыкального объединения «Raggs & the AllStars». Выступает в самых известных концертных залах Америки. Композиции Вашингтона из альбома 2016 года «Right to Love» транслируются по радио в США, Канаде и Австралии. Харизматичный и элегантный, владеющий исконно американской манерой джазового вокала, он очень тепло принимался публикой, которая не скупилась на аплодисменты и даже подпевала.
Во втором отделении концерта Стив Вашингтон выступал с уже знакомым владикавказским меломанам трио известного российского контрабасиста Сергея Васильева – с коллективом, в котором, кроме Васильева, играют еще барабанщик Павел Тимофеев и клавишник Иван Фармаковский. Все музыканты из трио Сергея Васильева – выпускники знаменитой «Гнесинки». Сам Васильев – победитель и лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов, постоянный участник фестивалей в России и за рубежом. Играл с Майклом Брэкером, Джо Кальдераццо, Крэйгом Хэнди, Лью Табакином, Мишелем Леграном. Барабанщик Павел Тимофеев – тоже победитель и лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов. С 2000 года постоянный участник трио Даниила Крамера, а также его проекта «Опера и джаз» с Хиблой Герзмава. А известный в России пианист Иван Фармаковский, ученик ветерана российского джаза Игоря Бриля, играл в составе многих интересных коллективов и даже был участником квартета и биг-бэнда Игоря Бутмана.
Репетиция Стива Вашингтона с трио перед концертом длилась недолго: всего-то час-полтора, однако выступление было слаженным, а успех, можно сказать, превзошел все ожидания. Потому что это – джаз, который Николай Кабоев назвал интернациональным международным языком, на коем «говорят» все джазовые исполнители.
В завершение концертной программы Стив Вашингтон исполнил дуэтом с Лизой Кабоевой композицию «Без свинга нет музыки» аристократа джаза Дюка Эллингтона – обладателя 13 Grammy, первого афроамериканца, чье изображение попало на монету США, пианиста, аранжировщика, композитора, руководителя оркестра и величайшего представителя свинга.
И уж совсем под занавес Стив Вашингтон исполнил «Summertime» Джорджа Гершвина с Государственным национальным эстрадным оркестром им. Кима Суанова (соло на саксофоне – Артур Налбандян и Олег Диамбеков). Объявляя этот номер, Николай Кабоев сказал: «А сейчас песня, которую у нас поют все заезжие американцы». Это тоже уже традиция. Пела ее, припоминаю, год назад и несравненная Шэрон Кларк. Следует заметить, что джазовые певцы исполняют «Summertime» по-разному. На сегодняшний день известно до 20000 вариантов исполнения этого хита, а по количеству кавер-версий эта композиция – самая известная ария из оперы «Порги и Бесс» – перегнала даже «Yesterday» и попала в топ-10 лучших джазовых мелодий в истории. Еще один интересный нюанс: существует любопытная версия о том, что знаменитый шлягер был написан Гершвиным под впечатлением от украинской колыбельной «Ой ходить сон коло вікон», услышанной композитором во время гастролей Украинского национального хора в Америке. Однако в этой мелодии узнаваемы также и интонации афроамериканских блюзов, придающих лирической музыке чувственное звучание.
И Стив Вашингтон тоже исполнил «Summertime» своим чарующим голосом. «Браво!», «Бис!», переходящие в овации аплодисменты, море цветов – так завершился концерт. Однако джазовый фестиваль продолжается. «Первого апреля (это не шутка) нам исполняется 25. Приходите первого апреля на наш юбилейный концерт», – проинформировал собравшихся Николай Кабоев.
Так что до скорых встреч, дамы и господа!

Ольга РЕЗНИК,
фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: