Хранитель народа (Газета «Пульс Осетии» №8, февраль 2018)

Конструирование образа Ос-Багатара сегодня видится как одна из важнейших задач, стоящих перед всем народом Осетии. Необходимость ее решения требует наращивания потенциала управления и соответствующих компетенций менеджмента. Возможно, объявление конкурса на создание памятника Ос-Багатару и есть та огромная честь, которая предоставлена осетинскому народу, чтобы восстановить имидж Осетии. Однако успех может быть обеспечен не индивидуальными небольшими достижениями, а общими победами в борьбе за развитие эффективной инфраструктуры и надежности функционирования (городской, сельской, горной, предгорной) системы художественных ландшафтов и индивидуальных сценариев шести ущелий республики.
Создание образа Ос-Багатара связано и с совершенствованием территориальной организации и жизнедеятельности общества, т. к. сегодня мобильность и подвижность открыла новые горизонты.
Поэтому замкнутая со всех сторон пл. Свободы, отведенная (предлагаемая группой лиц) для создания памятника Ос-Багатару, крайне недопустимое место!
И для памятника С. Орджоникидзе, который вместе с трибуной гармонично вписывался в ближайшее окружение (Дом правительства, бывшее училище МВД), пространство самой пл. Свободы также было замкнутым. По масштабу архитектурных объемов эта площадь должна быть раза в два больше (скорее всего, раскрыта в сторону парка).
Имидж республики тесно связан с ее духовной экологией. Надо сказать, на протяжении 20 лет активно муссируется вопрос о моделях потребления ресурсов в области культуры и, в частности, вопрос потребления невосстанавливаемых ресурсов (археология, городища и т. д.). Актуальность этой темы зафиксирована в тезисе о том, что решения, принимаемые в республике, требуют глобального мышления.
Мировой опыт богат примерами решения таких задач. Многие из памятников стали визитными карточками своих стран, способствуют развитию информативности среды, ее выразительности, с учетом ее художественных особенностей, удовлетворяющих потребности развития, обучения, отдыха и общения. В нашей ситуации качество дизайнерских разработок, политических лозунгов и программных предначертаний пока еще не позволяет международным экспертам достойно оценить «имидж» наших городов и сел. Поэтика ландшафтного пространства, эстетика урбанизированной среды и динамика городской культуры – особые темы для понимания проблем градостроительства. В этой связи возникает вопрос, можно ли руководствоваться отсталыми нормами и стандартами? Следует отметить и то, что складывающиеся различия представлений о стандартах средового поведения, эстетических ценностях пространства и системное решение этих проблем совсем не просто найти.
В рыночных условиях РСО-А без социально-экономического развития, социально-эстетической выразительности пространств, ландшафтных пространств, не будет обеспечена их социальная значимость.
Все это формирует отличительные черты политического климата в республике, а в конечном итоге определяет привлекательность или непривлекательность ее образа в зонах экономического развития.
Правильно сформулированное переосмысление взаимосвязи землепользования и художественной выразительности ландшафтов не должно быть просто на уровне довольно частых бюрократических и политических компромиссов.
Эстетическое представление о местах общего пользования дают природные доминанты с выразительным запоминающимся обликом, плюс локальные объекты-образы, по которым создается впечатление о различных районах республики в целом, учитывающих цель и особенности пребывания людей в пространстве.
Формирование запоминающегося образа великого аланского царя- полководца Ос-Багатара зависит не только от Духа времени. Здесь ключевая (на уровне правительства и профессионалов) роль должна быть отведена поиску места или мест, в которых проявляются такие возможности, как видовые точки (на горы, с гор, со стороны въездов в город, в республику и т. д.). Только так можно создать рамки, определяющие условия гармоничного развития архитектурно-художественного сценария, вписанного в то или иное пространство. Среди них и феномен культурных традиций, который и должен помочь разобраться в феноменологии зрительного восприятия не только скульптурной композиции монумента Ос-Багатару.
Для выбора места необходимо выделить ряд элементов, посредством которых человек как бы строит «каркас» окружающей среды в своем сознании. Такими элементами являются пути, границы, зоны, узлы, ориентиры, по которым осуществляются перемещения с различной степенью регулярности. Благо, что в республике видовых точек на фоне гор предостаточно.
Национальная традиция Осетии в области архитектуры и искусства как раз и способна проявиться в темпераменте самого народа, при создании таких крупных по значимости объектов как памятник Ос-Багатару. Образ, или имидж Осетии, тогда-то и определится как сформировавшийся, эмоционально окрашенный отпечаток совершенных действий (монумент в духе времени и в духе места) на высоком художественно-эстетическом уровне.
А именно:
1. Конкурс на эскизный проект монумента, посвященный выдающейся личности, представленной как национальный герой, должен быть объявлен не на республиканском, а на более высоком уровне в две стадии, где результаты каждой из них оценивает отдельное жюри:
а) указать место расположения памятника;
б) представить образ, т. е. объемно-пространственное решение художественной композиции памятника.
2. Состав обоих независимых друг от друга жюри под председательством Главы республики.
3. Все работы, занявшие призовые места, должны быть выставлены на всеобщее обозрение на проспекте Мира или на пл. Свободы.

Руслан КОЗЫРЕВ,
лауреат госпремии им. К. Л. Хетагурова,
заслуженный архитектор РФ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: