Жизнь, посвященная творчеству (Газета «Пульс Осетии»№4, январь 2018)

Искусство и творчество – до боли знакомые определения, за которыми вроде бы ясные и легко узнаваемые понятия. Однако зачастую ими прикрываются ложь и фальшь. Как же отличить оригинал от подделки? Прежде всего, истинное искусство всегда служит интересам человека – в этом его глубинный смысл. И интересам не низменным, а максимально возвышенным идеалам формирования полноценной личности. Искусство, если хотите, есть один из вариантов вечного двигателя прогресса, нет, не научно-технического, а духовно-нравственного развития и становления индивида и, как следствие, общества в целом.

Сегодня мы поговорим об одном из ярчайших представителей творческой интеллигенции Осетии и России Хаджисмеле Петровиче Варзиеве (1938–2011), заслуженном деятеле искусств Российской Федерации, народном артисте СОАССР, советском и российском балетмейстере.
Хаджисмел Петрович – первый дипломированный балетмейстер Осетии, выпускник балетмейстерского отделения режиссерского факультета ГИТИСа имени А. В. Луначарского 1969 года по специальности «режиссер балета». Учился в мастерской народного артиста СССР, доктора искусствоведения, профессора Ростислава Владимировича Захарова.
Основоположник осетинского национального балета Хаджисмел Варзиев остается в истории Северной Осетии ярчайшей фигурой в хореографическом искусстве осетинского народного танца, самым молодым в истории среди признанных балетмейстеров-постановщиков СССР конца 60-х – начала 70-х годов ХХ века. Народный артист СССР, основатель балетмейстерского отделения ГИТИСа профессор Ростислав Владимирович Захаров в своей книге «Записки балетмейстера» причислил Варзиева к элите балетмейстеров-народников наряду с мэтрами Т. Устиновой, Н. Надеждиной, П. Вирским и И. Моисеевым.

В 1956 году он в возрасте 18 лет был принят в Государственный ансамбль песни и танца Северо-Осетинской АССР, в составе которого участвовал в VI Фестивале молодежи и студентов (в 1957 г. ансамбль стал лауреатом II премии), в Декаде осетинского искусства и литературы в Москве (1960) и многократно гастролировал за рубежом. Как танцовщик, участвовал в I Всероссийском конкурсе артистов эстрады (диплом). А в 1962 году специально для II Всероссийского конкурса артистов эстрады поставил номер «Поединок», с которым артисты ГАПиТ стали дипломантами конкурса (диплом III степени). За успешное выступление на гастролях за рубежом был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, в 1963 году получил звание заслуженного артиста Северо- Осетинской АССР. 1964 год запомнился тем, что Хаджисмел Варзиев прошел стажировку в ГАНТ СССР (руководитель И. А. Моисеев) и поступил на балетмейстерское отделение Института театрального искусства им. Луначарского (руководители курса Ростислав Захаров и Леонид Лавровский) и начал учиться по специальности «режиссура балета». Среди педагогов Варзиева были Тамара Ткаченко, Александр Лапаури, Раиса Стручкова, Анатолий Шатин.

Уже на I курсе сотрудничал со студенческим самодеятельным ансамблем народного танца «ОССА» (Осетинский студенческий самодеятельный ансамбль) при МГУ, делая для него новые постановки. В 1966 году, учась на 3-м курсе, в качестве студенческой практики поставил в родном ансамбле хореографическую композицию «Мать», вошедшую в его постоянный репертуар (сценография Зинаиды Дзаховой). Тогда же по рекомендации профессоров ГИТИСа Тамары Ткаченко и Ростислава Захарова, известный в те годы Юрий Григорович принял на свои мастер-классы на территории Большого театра студента Хаджисмела Варзиева. После одной из бесед со студентом Варзиевым, Григорович вызвал на репетицию солиста Большого театра танцовщика Александра Лавренюка для воплощения на сцене сольного танцевального номера балетного формата «Тур». В свою очередь Ростислав Захаров посоветовал Варзиеву для сочинения музыкального сопровождения обратиться к выпускнику Московской консерватории Эдуарду Артемьеву. Эскизы костюма создавал Эльбрус Саккаев; впоследствии, после доработки танца и введения в танец второго персонажа – «охотника», музыку писал начинающий композитор Вячеслав Артемов, и танец был в 1967 году включен в репертуар ансамбля «Алан» в слегка измененном названии – «Джук-тур».

В 1966 году Варзиев инициировал реформирование ансамбля ГАПиТ (Государственный ансамбль песни и танца) в ГАНТ (Государственный ансамбль народного танца), в 1968 году дал ансамблю название «Алан» и был назначен художественным руководителем и главным балетмейстером. В этом качестве он подготовил концертную программу для турне по городам республик Средней Азии и Казахстану. Для Всесоюзного конкурса государственных танцевальных коллективов на право представлять СССР на IX Фестивале молодежи и студентов поставил «Дуэт» и композицию «Осетинская сюита». В результате ансамбль завоевал в Софии 3 золотые медали, а сам Варзиев, как постановщик танцев, получил из рук председателя жюри Татьяны Устиновой диплом «Лучшего балетмейстера фестиваля».
В 1969 году, защитив дипломную работу, Хаджисмел Петрович получил по специальности «Режиссура балета» квалификацию «режиссер-балетмейстер» (Диплом Э № 548325, регистрационный № 4276).
В 1972 году он входил в педагогический состав Курсов повышения квалификации балетмейстеров Кавказа и Приволжья, читал лекции по курсу «Искусство балетмейстера».
С 1973 по 1976 год, будучи художественным руководителем и главным балетмейстером Государственного ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс», обновил состав ансамбля и сделал несколько собственных постановок.
В 1979 году Варзиев был главным балетмейстером Государственного конного театра «Нарты».
В 1980–1982 годах – главный балетмейстер-постановщик ансамбля народного танца «Арт». Под его руководством ансамбль участвовал в церемонии торжественного открытия «Олимпийской деревни», построенной к Олимпийским играм в Москве и Софийском международном фестивале-конкурсе (1-я премия).
В 1982–1989 годах Хаджисмел Варзиев являлся балетмейстером-постановщиком им же задуманного ежегодного фестиваля «Праздник хореографического искусства», г. Орджоникидзе. В 1983 году он – главный балетмейстер-постановщик ансамбля «Кафт».
В 1986–1989 годах – вновь художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля народного танца «Алан».
1987 год – гастроли в Бирме и Вьетнаме (ансамбль получает звание «Почетный гражданин Хошимина»), 1988 год – гастроли в Индии и получение ансамблем награды орден Дружбы народов (за заслуги ансамбля в развитии советского хореографического искусства). 1989 год – гастроли в Италии и награждение ансамбля Республиканской премией им. К. Л. Хетагурова.
С 1994 по 2011 год был директором Республиканского центра народного творчества при Министерстве культуры Республики Северная Осетия-Алания.
Варзиев – автор идеи фестивалей народного танца «Зори Владикавказа», «Зори Алании» и «Золотой дуэт», режиссер-постановщик и почетный член жюри многих фестивальных и конкурсных мероприятий, связанных с народным танцем.
Хаджисмел Варзиев в истории профессионального исполнительского искусства Северной Осетии является обладателем самого большого числа исполненных ведущих и сольных партий репертуара главного ансамбля Северной Осетии, за успешное исполнение которых за короткий период с 1961 по 1963 год ему было присвоено звание «Заслуженный артист СОАССР».
Первый же постановочный триумф в его балетмейстерской карьере состоялся в 1962 году в возрасте 24 лет, когда Хаджисмел Варзиев получил диплом 3-й степени на ll Всероссийском фестивале артистов эстрады за сочинение и постановку танца «Поединок» – первой его балетмейстерской работы, в которой он был не только постановщиком, но и исполнителем (партнеры Зоя Гониева и Гамид Чихтисов). Варзиев являлся автором и основателем сюжета с брошенным девушкой платком, способным остановить смертельный поединок юношей.
В 1964 году, оставив на пике славы блистательную карьеру ведущего солиста, Хаджисмел Варзиев, несмотря на запреты со стороны руководства ансамбля и республики, уезжает в Москву, где проходит стажировку в Государственном ансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева. Не имея целевого направления от республики, после долгих раздумий, ректор Горбунов, декан режиссерского факультета Шатин и заведующий балетмейстерским отделением Захаров на общих основаниях за проявленный талант при сдаче вступительных экзаменов принимают Варзиева в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС).

Уже на 3-м курсе (1967), он назначен на должность главного балетмейстера, и в этой должности и статусе «танцующего балетмейстера» начинает готовить ГАПиТ к гастролям по городам Средней Азии и Казахстана. На 4-м курсе Варзиев готовил Государственный ансамбль песни и танца СОАССР к выступлению на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария), где он, Хаджисмел Варзиев, получил золотую медаль и диплом «Лучший балетмейстер» и настоял, чтобы ансамблю дали название «Алан». На 5-м курсе, оставаясь главным балетмейстером, ему дополнительно была назначена должность художественного руководителя, и в этом качестве прошла подготовка Государственного ансамбля народного танца СОАССР «Алан» к Всесоюзному фестивалю «Русская зима».

Всего за период со 2-го по 5-й курс (1965–1969) Хаджисмел Варзиев сумел провести реформы по усовершенствованию репетиционного процесса, став основоположником школы балетмейстерского искусства в осетинской хореографии, жестко подчинив постановочный процесс соблюдению всех нюансов драматургии, сочинив авторские постановочные приемы, композиционные блоки, оригинальные движения и элементы лексики, вошедшие в репертуар многих коллективов Северной Осетии. В 1972 году Министерство культуры СССР (министр Е. А. Фурцева) привлекло Х. П. Варзиева к организации «Курсов повышения квалификации балетмейстеров Кавказа и Приволжья». Варзиев был включен состав приемной и экзаменационной комиссий, куда входили: народный артист СССР профессор Р. В. Захаров, народный артист РСФСР А. А. Лапаури, инспектор Министерства культуры СССР А. В. Морозова, педагоги Большого театра: народная артистка СССР Н. И. Сорокина и народная артистка РСФСР профессор Т. С. Ткаченко, педагог ГИТИСа А. С. Шапран.

Кроме назначения ответственным за организацию курсов, Варзиеву было поручено провести лекционный курс по самой престижной для балетмейстеров дисциплине «Искусство балетмейстера» в объеме 82 часов! При этом, обучавшие его когда-то педагоги имели: А. А. Лапаури («Композиция») – 62 часа, Р. В. Захаров («Искусствоведение») – 40 часов, Т. С. Ткаченко («Разработка и запись танца») – 20 часов.

На протяжении многих лет Хаджисмел Варзиев плодотворно сотрудничал со многими театрами Северной Осетии в качестве балетмейстера-постановщика, где осуществленные им постановки в составе различных спектаклей пользовались заслуженным успехом и получали высокую оценку зрителей и профессиональных критиков. Среди наиболее знаковых произведений были: «Адæмы фарн», «Золотая свадьба», «Любящие сердца», «Фыдæлты уæзæг», «Цола», «Чермен», «Фатимæ», «Перед грозой», «Эдип-царь», «Азау æмæ Таймураз» и другие.
К его помощи в самые ответственные и трудные периоды обращались Государственные ансамбли народного танца «Алан» Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики, «Нальмэс» Адыгейской автономной области и руководители многих ведущих коллективов Северной Осетии и других регионов. Его мастерство было востребовано организаторами международных, всесоюзных и всероссийских фестивалей хореографического искусства, а также многими учреждениями культуры регионов СССР и России, среди них его детище – знаменитый Международный фестиваль народного танца «Зори Алании».

Хаджисмел Петрович Варзиев прожил творчески очень короткую, сложную, но очень яркую жизнь, оставшись в истории Северной Осетии бесспорным мэтром в хореографическом искусстве, обладателем самого внушительного в Осетии послужного списка успешной балетмейстерской деятельности, осуществленной за удивительно короткий срок – с 1966 по 1971 год. Дисциплинированный и галантный Хаджисмел Варзиев запомнился многим как непритязательный человек вне работы и жесткий и неистово требовательный в профессии. По воспоминаниям коллег и очевидцев вдохновение посещало его везде и внезапно. Будучи приглашенным на встречи во время совещаний или собраний, он мог неожиданно для окружающих уйти в себя и сосредоточиться, а в некоторых случаях имитировать ногами какие-то движения, а потом, если позволяла ситуация, взять любой бумажный клочок и на нем что-то зафиксировать. Это было его естественным состоянием. К Варзиеву регулярно приходили телеграммы от профессора ГИТИСа Р. В. Захарова, в которых в точности был одинаково традиционный текст «Дорогой Хаджи, позвоните мне домой. Профессор Захаров». И каждый раз телефонный разговор заканчивался уговорами не терять своих перспектив и приступать к серьезным работам.
Вспоминает А. А. Лавренюк, заслуженный артист РСФСР (1976 г.), главный дирижер театра балета Ю. Н. Григоровича: «...то, что сочинял Хаджисмел, исполнить было почти невозможно. Для меня, в то время опытного танцовщика, исполнить танец «Тур» было испытанием на прочность. …Видимо, учитывая дарование Хаджисмела, профессор Р. В. Захаров имел на него несравнимо большие планы, чем видеть в нем просто главного балетмейстера государственного ансамбля вашей республики, и, думаю, что желал видеть Хаджисмела не только лектором ГИТИСа по предмету «Искусство балетмейстера», но и в качестве постановщика крупных балетных спектаклей. …Недавно мы вспоминали Хаджисмела с Юрием Григоровичем, он прекрасно помнит Варзиева и его идею танца «Тур», которую они долго обсуждали и Юрию Николаевичу, безусловно, есть, что сказать о Варзиеве...»

Вспоминает сын Сослан Варзиев: «Звонки и телеграммы шли со всех регионов СССР. Отца приглашали возглавить существующие государственные коллективы и с нуля организовать работу во вновь создаваемых ансамблях, но отец без колебаний выбрал родную Осетию. В последний год своей жизни он сожалел о том, что своим молодым коллегам не оказал должного внимания в деле повышения их постановочного мастерства – очень важного для сохранения и, тем более, развития осетинского народного танца. К сожалению, со стороны чиновников от культуры остались не понятыми идеи Хаджисмела Петровича Варзиева по созданию «Союза балетмейстеров» (1971), «Хореографического общества» (1988) и впоследствии «Балетмейстерской мастерской» (2008) – организаций, являющихся научно-практической лабораторией, объединяющих всех специалистов для развития и совершенствования мастерства балетмейстеров Осетии».

Свое последнее хореографическое сочинение – новую редакцию двупарной версии традиционного осетинского народного танца «Хонгæ» – Хаджисмел Петрович Варзиев написал в больнице в ночь перед своей последней операцией, а свое последнее рабочее совещание в качестве действующего директора Республиканского центра народного творчества он провел у себя в квартире в постельном режиме в тяжелейшем состоянии, под сильнодействующими обезболивающими лекарствами.
Вся его жизнь была посвящена единственно важному для него делу – служению искусству народной осетинской хореографии, в жертву которой он принес всего себя без остатка. Не успев по объективным причинам реализовать намеченные преобразования в деле сохранения осетинской народной танцевальной культуры и совершенствования хореографического искусства, он при этом успел оставить своему народу наследие, которое позволяет сегодня развивать искусство балетмейстера, мастерство исполнителя и компетентность зрителя.
Похоронен Хаджисмел Варзиев на территории мемориала «Аллея Славы» в городе Владикавказе.

Илона ХОЖАЕВА

Комментарии

CraigAtolf, 17:53, 03 Фев. 2018

Приобрести можно на веб-сайте http://m.1bestone.pw/
Предлагаем нашим клиентам потрясающее средство для снижения веса сироп Мангустина. С ним можно сбросить около 15 кг за недели.

Дерево мангостан произрастает на Филиппинах. Плоды этого дерева имеют удивительные особенности. Во флаконе имеется более 25 плодов данного замечательного растения. Плоды с дерева мангкут помогают сжечь излишнею жировую ткань. И также положительно влияют на человека в комплексе. Технология производства средства, и специальная упаковка позволяют сберечь все удивительные свойства дерева.

Главным веществом сиропа Мангустина являются фрукты с дерева мангкут, в них содержится большое число питательных микроэлементов. Благодаря веществу ксантону, которое в больших количествах имеется в плоде, сильно замедляются окислительные процессы в организме. Окись дифениленкетона признана одним из наиболее мощных антиоксидантов. В плоде растения гарциния также есть разные группы витаминов и микроэлементы. Купить сироп Мансустина можно на веб-сайте http://tedsjkpb.bestseller-super.ru.

CraigAtolf, 03:34, 04 Фев. 2018

Приобрести можно на веб-сайте http://m.1bestone.pw/
Рады предложить вам потрясающее средство для похудения Mangoosteen. С ним реально избавиться от 10 kg за 14 дней.

Дерево мангостин растет в Малайзии. Плоды данного растения имеют потрясающие особенности. В баночке содержится более 25 плодов этого замечательного растения. Плоды дерева мангостан помогают сжечь излишнею жировую ткань. И также замечательно влияют на человека в целом. Специфика производства препарата, а также уникальная упаковка позволяют сберечь все удивительные свойства растения.

Главным компонентом сиропа Mangoosteen являются фрукты с растения мангустин, в них содержится большое количество питательных микроэлементов. Благодаря веществу окиси дифениленкетона, которое в огромных дозах имеется во фрукте, значительно притормаживаются процессы окисления в теле. Ксантон считается одним из самых сильных антиокислителей. В плодах растения мангостан к тому же имеются различные витамины и элементы. Купить сироп Mangoosteen возможно на интернет-сайте http://tedsjkpb.bestseller-super.ru.

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: