Историю не изменишь! (Газета «Пульс Осетии» №52, декабрь 2017)

Прошлое надо изучать не потому, что оно уходит, а потому, что, уходя, оно оставляет последствия. Но порой последствия стараются не замечать и этим нарушают ход исторического развития, а это неуважение к прошлому.
Уже сколько написано о тайне Нузальской часовни в газетах, журналах, издана даже книга. В них разговор идет о том, кто же похоронен в Нузале. То ли Сослан-Давид, то ли наш прославленный полководец царевич Багатар (XIV век), который объединил осетин Юга и Севера, изгнал монголов и грузинских азнауров с осетинских земель.
Здесь я не буду касаться трудов и работ Е. Г. Пчелиной, И. А. Лолашвили и Т. Б. Мамукаева, где есть отдельные противоречия по этому вопросу. Известный историк В. Д. Дзидзоев и политолог К. Г. Дзугаев в большой статье «Ветер истории над могилой великого осетина» (газ. «Владикавказ», 9 августа, 2012 г.) пишут, что Вахушти Багратиони в XVIII веке впервые упомянул об изображении Сослана-Давида на стене Нузальской часовни. Приводя еще другие аргументы, они обоснованно считают, что в Нузале захоронен Сослан-Давид. В то же время видный ученый-алановед и археолог В. А. Кузнецов отвергал гипотезу о захоронении там не Сослана-Давида. Академик Амиранишвили, некий французский рыцарь Франк Г…де Буа и другие говорят, что Тамару похоронили рядом с Сосланом в Иерусалиме. Но нам же известно, что в Нузальской часовне был похоронен только мужчина и рядом никаких останков женщины не обнаружено. Идем дальше.
В газете «Аргументы и факты» за май 2014 года напечатана статья «Монарший след» с портретом царицы Тамары. В ней говорится, якобы она может быть похоронена в Джейрахском районе, на берегу реки Асса, где проживали и осетинские фамилии в средние века. Теперь возьмем небольшой фрагмент из книги А. И. Войновой «Тамара и Давид» (вышла в печати в 1965 и 1989 годах). В эпилоге, на странице 429, она пишет, что перед смертью Тамара вызвала своего сына Георгия и Гагели. Она, обратившись к сыну, сказала: «Похороните меня рядом с Давидом-Сосланом и дайте клятву, что вы оба тайну нашего погребения унесете с собой в могилу. И они ответили: «Клянемся Богом, тобой, своей честью, что могила Тамары и Давида останется для всех живущих на земле тайной». И речи не должно быть о том, чтобы Георгий и его сестра Русудан не исполнили последнюю волю матери, этой прославленной царицы.
В 1983–1990 годы по предложению талантливого осетинского художника Азанбека Джанаева меня пригласили в Республиканский краеведческий музей художником. Работал и встречался с В. А. Кузнецовым в кабинете Эльбруса Кантемирова не раз.
Как-то зашел разговор о фресках Нузала, росписи, о художнике и портретах. До этого раза два я их видел в натуре. Копия фресковой живописи – (портреты) висела в одном из залов музея. Набравшись смелости, я предложил подойти к копии, и мы втроем зашли в зал, где она висела. В их присутствии я рейкой обвел (обрисовал) изображение мальчика рядом с именем «CJCKFY» и сказал, что Сослана изобразили мальчиком с другими взрослыми. Владимир Александрович после некоторой паузы посмотрел на меня и сказал: «Да, глаз художника, оказывается, видит лучше». До этого они считали, что мужчина держит изображение Храма в руках.
Действительно, на уникальной фреске Нузала изображены Ос-Багатар, Фидарос, Атон, Джадарос и Сослан (мальчик) на руках одного из них, вероятнее всего на руках Джадароса.
Позже, в 1990 году, В. Кузнецов издал книгу «Реком, Нузал и Царазонта», которую высоко оценил и Васо Абаев. Что касается захоронения в часовне, он пишет, что сейчас найдены такие доказательства, что в Нузале не Сослан-Давид похоронен, а легендарный полководец, царевич Ос-Багатар, рубежа XIII–XIV веков.
Приведу и слова известного грузинского историка Марики Лордкипанидзе, которая утверждает, что «царица Тамара похоронена в пантеоне грузинских царей в Гелати. Сама Тамара и ее дети от Сослана – Георгий и Русудан. Сослана Царазона похоронили скорее всего в Гелати, а не где-то в скалах Северного Кавказа». И с этим нельзя не согласиться.
Сам я раза два бывал в г. Кутаиси и Гелати, знакомился с росписями фресковой живописи Гелатского храма и срисовал акварелью портреты внуков Сослана-Давида Улу и Давида Нарина. В Гелати в разрушенном состоянии стоит и храм царя Баграта IV-го, мужа нашей царевны Борены (она была сестрой Дургулеля (Долгорукого) Великого). От них пошла ветвь Багратидов…
В начале 60-х годов XX века от своих старших и пожилых нузальцев я узнал, что грузинские священники Григол Русишвили и Николо Самарганов собирались разрушить мавзолей Ос-Багатара и построить на его месте церковь христианскую. Но жители Нузала запротестовали и сохранили его с останками Ос-Багатара.
Тогда эти священники подкупили некоторых (их имена и фамилии нам неизвестны) из осетин и они уничтожили лики осетинских царей в склепе. Также подкупили Михела Гуытаты из нарского Засыха, который забрался по лестнице в Нузальское пещерное укрепление и оттуда вынес ценные бумаги по истории осетин, символы нации – знамя, герб, книги. И священники увезли их в г. Гори, а потом в Тбилиси. А что не смогли забрать, уничтожив, сбросили в реку Ардон. Об этом есть сведения и в архивах Северо-Осетинского научно-методического центра культуры. Данные подтверждаются полностью.
И еще. В архиве СОИГСИ (фонд Г. А. Дзагурова, опись 1, дело 15а, стр. 49) написано, что в X–XII веках книги выходили на иронском и дигорском языках…
Подводя итоги, хотелось бы отметить то, что в свое время врач Таймураз Борисович Мамукаев и скульптор-антрополог Михаил Михайлович Герасимов восстановили лицо (портрет) Ос-Багатара по черепу из Нузальской часовни, который является неоценимой исторической ценностью.
В произведениях Сека Гадиева и его сына Цомака встречается второе имя Ос-Багатара – Гæба.

Жорж Гасинов

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: