Театральные экзерсисы под Новый год (Газета «Пульс Осетии» №52, декабрь 2017)

Необъятного, говорят, не объемлешь. Поэтому из всего разнообразия новогодних спектаклей для детей я побывала на двух – на сказке Ханса Христиана Андерсена «Снежная королева» в постановке народного артиста и заслуженного деятеля искусств РСО-Алания Валерия Попова в Русском театре и на драматической инсценировке сатирической поэмы «Мистер Твистер» Самуила Маршака в постановке заслуженного работника культуры РСО-Алания Эрмика Бабаянца в Республиканском лицее искусств.
Скажу сразу, оба спектакля врезались в память как яркие, музыкальные, интересные и очень современные, я бы даже сказала, стильные. И, конечно же, новогодние. Ибо когда еще наслаждаться таким изобилием музыки, танцев, спецэффектов, как не на Новый год?

«Снежная королева» – сказка о любви

Вернее даже о коварстве (Снежная королева – она коварна!) и любви. И все-таки, в конечном итоге, о любви. Ведь Андерсен очень любил свою Снежную королеву, женщину с холодным сердцем, прототипом которой стала оперная певица Йенни Линд, так и не ответившая взаимностью всемирно известному сказочнику.
Честно говоря, поначалу я недоумевала: как можно поставить на сцене «Снежную королеву», эту, хотя и одну из самых популярных сказок Андерсена, но в то же время и одну из самых длинных.
Но все мои сомнения развеялись моментально, как только началось театральное действо. А началось оно с того, что на сцену в роли весьма колоритной вороны Каркалиты вышла Лолита Кокоева и, слегка грассируя, объявила: «Ханс Христиан Андерсен. «Снежная королева». А потом на белой простыне экрана появилась очень уютная и домашняя заслуженная артистка России Наталья Елпатова в чепчике и фартуке и начала рассказывать о том, что в одном городе жили мальчик и девочка из бедных семей, Кай и Герда, у которых под крышей был свой садик, где они разводили розы. Сразу стало понятно, что рассказчица – это и есть та самая бабушка из сказки, которую так любят дети. Елпатова-бабушка появится на экране еще несколько раз – но только на экране. Так образ бабушки, не последний персонаж сказки, заметьте, был обозначен.
А вот образы других сказочных героев, скажем, принца и принцессы, в «Снежной королеве» Валерия Попова только оговариваются (но сказка от этого ничего не теряет). Герде, роль которой замечательно сыграла Зоя Бестаева, было достаточно посмотреть на портрет принца, который ей показала Каркалита, чтобы понять, что это не Кай. Да, и еще один любопытный нюанс. Принцессу-то в нашей «Снежной королеве» зовут Лолита, прямо как актрису, исполняющую роль Каркалиты. «Какие странные у вас имена!» – произносит по этому поводу Герда. А вдумчивым зрителям сразу становится ясно, что создатели новогоднего спектакля решили и сами по-детски повеселиться.
Смотрим далее. Лапландка и финка слились в нашей сказке в один персонаж (эту роль играет Залина Колиева), который и замерзшую Герду отогревает, и историю ее, берущую за душу, выслушивает, и питье для девочки готовит, то самое, которое дало бы ей силу двенадцати богатырей.
Зато образ маленькой разбойницы, роль которой играет Эльмира Бестаева, был воспроизведен детально. Впервые на сцене она появляется, выделывая всевозможные акробатические этюды, она капризничает и звук «ш» по-детски не выговаривает. Ребенок, сущий ребенок – непослушный, балованный, взбалмошный и... добрый. Хотя у Андерсена маленькая разбойница – невоспитанная, жадная, упрямая, а по сути одинокая. А еще наша, владикавказская, маленькая разбойница невероятно правдоподобна в своей ребячьей сути. Браво, Эльмира, браво!
Впечатлила меня и Снежная королева Ангелины Ишковой, и чертоги ее из серебряного льда. Снежная королева невероятных, гигантских размеров (на чем там стоит актриса, что закрывает ее длинная юбка, можно только догадываться). А как она леденящим душу голосом смеется, как говорит – так говорить может только Снежная королева, женщина с ледяным сердцем.
Вообще в этой новогодней истории меня более всего порадовали точные попадания режиссера при распределении ролей. Именно такой я и представляла себе андерсеновскую Герду – маленькой, рыжеволосой, трепетной и преданной. Зоя Бестаева справилась с этой ролью блестяще. Всяческих похвал заслуживают и Эльмира Бестаева, и Ангелина Ишкова, и Лолита Кокоева, да и все остальные, занятые в постановке актеры. Не видела, правда, как играет второй состав, но думаю, что тоже достойно.
Все в этой зимней сказке танцуют, поют, катаются на роликах, которые сидящие не в первых рядах зрители принимают за коньки. Снег кружится, зима торжествует: ледяной панцирь и белое безмолвие. Респект художнику-сценографу, заслуженному работнику культуры республики Сергею Бречко, как, впрочем, и художнику по костюмам, заслуженному работнику культуры Северной Осетии Светлане Володиной, заведующему музыкальным цехом Алексею Деминову, хореографу Алине Хубаевой и, конечно же, режиссеру-постановщику сказки Валерию Попову. Что и говорить, спектакль получился красивый, запоминающийся.
Понравилось также и то, что действие постоянно переносится в зрительный зал, и маленькие зрители вовлекаются таким образом в театральное действо. А еще впечатлило, что Снежная королева в конце сказки превращается в задорную, рыжеволосую Весну. И кто посмеет после этого утверждать, что «Снежная королева» – сказка не про любовь?

Путешествие в СССР

Кто не знает историю о Мистере Твистере, бывшем министре, дельце и банкире, владельце заводов, газет, пароходов? Ее в далеком 1933 году написал советский поэт Самуил Маршак, для которого уходящий год юбилейный – 130 лет со дня рождения.
А «рассказали» эту историю про Мистера Твистера для учащихся Республиканского лицея искусств (входит в число 50 лучших учебных заведений Российской Федерации) и их гостей (в зале яблоку было негде упасть) в рамках проходящего сейчас в этом учебном заведении рождественского фестиваля актеры из лицейского театра-студии под руководством профессионального режиссера Эрмика Бабаянца.

То, что мы увидели, заслуживает, скажу я вам, всяческих похвал. Все четко, отрепетированно, без накладок. Убедительны и Мистер Твистер (девятиклассник Георгий Калоев), и его жена (девятиклассница Влада Султанова), и их дочь Сюзи (десятиклассница Диана Лебедева), да и остальные участники постановки. Все они, как настоящие артисты, четко и эмоционально произносят свои реплики, а как классно танцуют! Костюмы, декорации, к месту подобранная музыка, даже почти настоящий автомобиль, в котором едут по Ленинграду заморские гости, – это, скажу я вам, по-настоящему впечатляет! А как танцуют «Калинку» и «Танец морячек» девчонки с хореографического отделения – ученицы заслуженного работника культуры РСО-Алания Изольды Гозюмовой!
По правде говоря, возвращение вместе с Твистерами в СССР лично у меня вызвало ностальгию. На глаза невольно наворачивались слезы. Сумели, сумели все-таки ребята передать то чувство гордости за свою страну, которое все мы, советские, некогда испытывали.
По завершении спектакля Эрмик Бабаянц сказал о том, что написанное Самуилом Яковлевичем 85 лет назад, к сожалению, по-прежнему актуально, потому что такие постыдные явления, как ксенофобия и расизм, до сих пор присущи нашему обществу. «Давайте дружить, невзирая на цвет кожи, национальность и вероисповедание, во имя высокого звания «человек», – призвал детвору режиссер.

Ольга РЕЗНИК
Фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: