Протоиерей Алексий (Аксо) Колиев (Газета «Пульс Осетии» №48, декабрь 2017)

В истории каждого народа есть личности, ставшие символом национального самосознания, вехами культуры, на которые ориентируется народ. Для осетин одним из таких людей является протоиерей Алексий (Аксо) Виссарионович Колиев. Он родился в 1822 г. во Владикавказском ауле (Ирыхъæу – ныне г. Владикавказ). В 1839 г. окончил Владикавказское духовное училище, а затем продолжил свое образование в Тифлисской духовной семинарии, которую в 1845 г. окончил по I (высшему) разряду.
В середине того же года Колиев был рукоположен в сан священника и направлен на служение во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую), в которой и прослужил до своей кончины.
Почти двадцать лет о. Алексий был благочинным Владикавказского округа. В 1863 г. в Тифлисском Сионском Соборе он был возведен в сан протоиерея. 11 августа 1866 г. протоиерей А. Колиев скоропостижно скончался от воспаления легких в возрасте 44 лет. Он был погребен в ограде Осетинской церкви. По свидетельству современников на белой мраморной плите золотыми буквами была сделана надпись: «Вся Осетия тебе благодарна. Здесь покоится прах первого из осетин иерея и протоиерея Алексия Колиева». К сожалению, в советское время могила о. А. Колиева была утрачена.
Чем же о. Алексий заслужил такое высокое признание народа? Каковы его заслуги перед православной церковью и Осетией?
Пастырская деятельность о. Алексия Колиева протекала в сложных условиях продолжения Кавказской войны, число осетин, перешедших в ислам, становилось все больше. Как благочинный он совершал отнюдь не безопасные поездки по осетинским приходам, про¬водил богослужения, проповедовал, совершал требы. В своих проповедях он призывал осетин быть стойкими в православной вере, сплотиться вокруг нее.
В конце 1850-х гг. о. Алексий стал ближайшим сподвижником архимандрита Иосифа (Чепиговского), который был назначен на должность Управляющего осетинскими приходами Владикавказского Военно-Осетинского округа. В эти же годы о. Алексий вступил в борьбу против переселения осетин, живших на территории Владикавказской крепости, в район реки Камбилеевки.
О. Алексий помог владикавказским осетинам составить прошение, с которым они обратились в январе 1859 г. к командующему войсками левого крыла Кавказской линии генерал-адъютанту Н. И. Евдокимову. Только в феврале 1862 г. командующий войсками Терской области генерал-лейтенант князь Святополк-Мирский дал свое согласие на оставление во Владикавказе 50 семей владикавказских осетин, обязавшихся нести все городские и сельские повинности.
Во многом положительному решению вопроса способствовало и то, что православные осетины под руководством о. А. Колиева начали строительство каменного здания церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), взамен пришедшего в ветхость деревянного храма, построенного в 1814–1815 гг. Осетины собрали по 20 руб. с каждого двора, занялись заготовкой материалов. В конце 1861 г. постройка церкви при содействии Общества восстановления православного христианства на Кавказе была завершена.
В конце 50-х – середине 60-х гг. ХIX в. о. Алексий оказался в эпицентре борьбы против переселения части осетин-мусульман в Османскую империю. Он активно выступал против агитаторов переселения осетин в Турцию, клеймил позором тех, кто внушал им уехать на чужбину, выступил против начальника Военно-Осетинского округа генерал-майора Муссы Кундухова. Возможно, благодаря противодействию о. Алексия, число переселившихся осетинских семейств было меньшим, чем предполагалось властями.
О. Алексий Колиев внес весомый вклад в дело народного образования и просвещения осетинского народа. С 1845 г. в его послужном списке значится служение инспектором и учителем высшего отделения Владикавказского духовного училища по предметам осетинской грамматики, Пространного Катехизиса и Священной Истории. С декабря 1849 до 1858 г. о. Алексий находился на должности смотрителя Владикавказского духовного училища. Все свои силы он вкладывал в воспитание учеников в духе православия. По его представлению семь выпускников-осетин духовного училища в 1848 г. были направлены для продолжения образования в духовные семинарии России. Среди них были будущие священники Тит Моргоев и Георгий Караев. О. Алексий настойчиво добивался того, чтобы дети малоимущих родителей учились за казенный счет.
Как известно, о. Алексий Колиев является основателем женского образования в Осетии. 10 мая 1862 г. в приходе владикавказской церкви Рождества Богородицы (Осетинской) по его представлению была открыта одноклассная школа для девочек-осетинок. Первоначально в школе обучалось 10 учениц в возрасте от 8 до 11 лет. В качестве учителя о. А. Колиев безвозмездно обучал учениц осетинской грамоте и Закону Божьему.
О. Алексий открыл школу во флигеле своего дома по ул. Тарской (ныне ул. Цаголова), предварительно отремонтировав и переоборудовав его. Все расходы по содержанию осетинской женской школы он взял на себя. В течение нескольких лет, отрывая средства от собственной семьи, он полностью содержал школу. С января 1863 г. Общество восстановления православного христианства на Кавказе назначило в школу учителя и учительницу по рукоделию с жалованиями по 200 р. в год. Колиевская женская школа стала очень популярной среди осетин, которые начали охотно отдавать туда своих дочерей. Через некоторое время школа была преобразована во Владикавказское трехклассное училище с пансионом, и названа Ольгинской. Позже Коста Хетагуров отмечал, что «во все времена своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вместить в себя всех желающих поступить в нее».
В конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. началась переводческая деятельность о. Алексия Колиева, которая проходила под руководством архимандрита Иосифа (Чепиговского). При подготовке издания Литургии Иоанна Златоуста (1861) был широко использован его рукописный перевод. В 1862 г. в Тифлисе была издана книга «Последование Св. Крещения и Миропомазания», переведенная на осетинский язык о. Алексием Колиевым, и книга «Перевод из Требника», в которую вошли сделанные им два перевода на осетинский язык. Долгое время о. Алексий работал над новой редакцией перевода на осетинский язык «Святого Евангелия» (1864).
Протоиерей А. Колиев переводил и произведения религиозного содержания в стихотворной форме. Он написал на осетинском языке: «Хвалебную песнь Пресвятой Богородице», «Светлое Христово Воскресение» и «Отче наш».
Подвижническую деятельность о. Алексия Колиева высоко оценивал городской голова Гаппо Васильевич Баев. В 1905 г. он писал о нем: «Этот человек был вечным депутатом и ходатаем при жизни своей за интересы своего народа. Речи его, произнесенные в защиту земляков перед наместником Кавказа, перед местными властями, до сих пор цитируются и вспоминаются народом». Поэт и основатель осетинской прозы Сека Гадиев отмечал: «Аксо хорошо знал и отлично понимал свой народ. Днем и ночью не знал покоя и отдыха, как птица – великая труженица, облетел Осетию вдоль и поперек, побывал многократно во всех ближних и дальних районах, чтобы объединить народ во имя добра, справедливости и лучшего светлого будущего».
Память протоиерея Алексия (Аксо) Колиева почитается как в Северной, так и в Южной Осетии. Во Владикавказе и в Цхинвале его имя носят улицы, ему установлены памятники. Имя о. Аксо Колиева носят Государственный Лицей искусств в г. Цхинвал и православная гимназия во Владикавказе.
Протоиерей Алексий Колиев внес весомый вклад в судьбу осетинского православия. Он является ярким примером мужественного стояния за православную веру, служения церкви и людям.
На VI Свято-Георгиевских чтениях, прошедших во Владикавказе 23–24 ноября 2017 г., был поставлен вопрос о необходимости канонизации протоиерея Алексия (Аксо) Колиева в лике местночтимых святых Владикавказской и Аланской епархии.


Лариса ГОСТИЕВА,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник СОИГСИ

 

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: