«Сцена без границ» forever (Газета «Пульс  Осетии» №47, ноябрь 2017)

На протяжении недели во Владикавказе проходил VIII Международный фестиваль «Сцена без границ»
Подумать только: прошло уже 17 лет со времени проведения того, первого театрального фестиваля «Сцена без границ», который стал событием огромного масштаба и на целых 12 дней превратил Владикавказ в арену яркого художественного форума, участниками которого стали 12 театральных коллективов. Октябрь 2000 года. Еще не отгремела Вторая чеченская война. Из-за драматичных событий на Северном Кавказе и в целом в стране, которая, как по мановению волшебной палочки страшного злодея, в одночасье перестала быть единым и могучим Советским Союзом, более десяти лет не встречались мастера театрального искусства. Поэтому учрежденный в 2000 году во Владикавказе театральный форум стал наглядным примером стремления деятелей искусства к соборности, к творческому контакту, продемонстрировал не только общность народов, населяющих Кавказ, но и их потребность во взаимообогащении через культурные связи. Именно поэтому уже в первые дни того, 17-летней давности, фестиваля была обозначена его главная задача – «Мир через искусство». Да, да, именно мир и именно через искусство. Помню, как наворачивались слезы на глаза у тех, кто слушал тогда выступление выдающегося чеченского артиста, заслуженного артиста РСФСР Дагуна Омаева. Он говорил, что в связи с известными событиями их театр де-факто перестал существовать и что владикавказский фестиваль для них как глоток свежего воздуха. Надо ли говорить, что тот первый северокавказский театральный фестиваль «Сцена без границ» внес значительный вклад как в художественную культуру России, так и в дело укрепления мира и стабильности на Кавказе?

С тех пор минуло 17 лет. Изменились политические и культурные реалии, изменился имидж региона. К нам приезжают на гастроли ведущие театры страны, и нашего зрителя сегодня уже трудно чем-либо удивить. Но, несмотря на это, фестиваль «Сцена без границ» по-прежнему занимает особое место в театральном пространстве Северного Кавказа. И память о его основателе, президенте фестиваля, народном артисте РСФСР Георгии Хугаеве – навсегда в наших сердцах. Поэтому вполне логично, что в рамках «Сцены без границ»  прошел вечер памяти известного театрального режиссера, педагога, драматурга, открывшего Осетию для России (написанные Хугаевым пьесы ставились во многих театрах СССР).
В рамках фестиваля проходили и другие знаковые мероприятия. Мастер-класс по актерскому мастерству, например, который провел на факультете искусств СОГУ член жюри фестиваля, кандидат искусствоведения, профессор Института современного искусства и Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, заслуженный деятель искусств РФ Петр Попов, который, к слову сказать, в свое время помог организовать в СОГУ факультет искусств и поставил на сцене Осетинского театра спектакль «Доходное место». Или круглый стол на тему «Современный театр – оснащение, содержание, развитие», где обсуждались проблемы и перспективы развития современного национального театра...

Однако главное – это, конечно же, спектакли (десять разных постановок), которые на сценах Русского и Осетинского театров смогли посмотреть наши зрители (вход на показы был свободным). Щемящая история о любви к Родине и самопожертвовании, основанная на творчестве талантливого поэта Бозора Сабира в «Шабе дур аз ватан» («Ночь вдали от Родины») Нозима Меликова (он и автор, и режиссер-постановщик) – Таджикский молодежный театр им. М. Вахидова; спектакль «Художник» по оригинальной пьесе Анатолия Галаова в жанре публицистической драмы-фантазии, отражающей жизнь и творчество основоположника осетинской живописи Махарбека Туганова, в постановке Гиви Валиева – Дигорский государственный драматический театр; спектакль «Молла Насретдин» по пьесе дагестанского классика Амира Курбанова, в основе которой предание о популярном у восточных народов мудреце и острослове, в постановке Скандарбека Тулпарова – Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева; три драматические истории Мусы Ахмадова под названием «Выше гор», основанные на легендах чеченского народа, в постановке Хавы Ахмадовой – Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова; добрый и пронзительный спектакль о человеческих взаимоотношениях по пьесе Александра Галина «Ретро» в постановке Андзора Емкужева – Кабардинский государственный драматический театр им. А. Шогенцукова (режиссер Тамерлан Сабанов назвал его «мастер-классом от старшего поколения театра им. Шогенцукова»); «Кровавая свадьба» по пьесе Владимира Гаглоева «Черные вороны» Юго-Осетинского государственного театра им. К. Хетагурова; «Фатима» Коста Хетагурова (инсценировка Тотраза Кокаева) в постановке Тамерлана Сабанова – Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева; «Пешком» Славомира Мрожека в постановке Валерия Кове – Абхазский государственный драматический театр им. С. Чанба... Вне конкурса на сцене ТЮЗа «Саби» были показаны два спектакля театра «Согласие» Департамента культуры Москвы – «Мама, я умер в августе» Юлии Ионушайте и «Дама с собачкой» по Антону Чехову.

На церемонии закрытия фестиваля были названы лучшие из лучших. Все участники «Сцены без границ» получили дипломы театрального форума. Специальный диплом фестиваля за оригинальную пьесу, по которой был поставлен спектакль «Художник», получил ее автор, народный артист РСО-Алания, лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова Анатолий Галаов, диплом в номинации «За честь и достоинство» – заслуженный артист РСФСР Дагун Омаев, в номинации «За сохранение традиций» – народная артистка РФ, лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова – Валерия Хугаева, в номинации «Лучший актерский ансамбль» – Абхазский государственный драматический театр им. С. Чанба, в номинации «Лучшая женская роль» – заслуженная артистка РЮО Альбина Хугаева за роль Кæлимæт в спектакле «Кровавая свадьба», в номинации «Лучшая мужская роль» – заслуженный артист Республики Таджикистан Абдумуммин Шарифи за роль эмигранта в спектакле «Ночь вдали от Родины», в номинации «Лучшая режиссерская работа» – Хава Ахмадова, постановщик спектакля «Выше гор». Кстати, именно этот спектакль был признан лучшим спектаклем «Сцены без границ – 2017» и получил высшую награду фестиваля.

Однако правда в том, что и лучшим из лучших есть и куда стремится, и над чем работать. Говоря о проблемах современного национального театра и председатель жюри «Сцены без границ», художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера и московского детского музыкального театра «Экспромт», заслуженный артист России Александр Федоров, и член жюри Петр Попов отметили в представленных на суд жюри работах хороший актерский потенциал при отсутствии серьезной режиссерской школы. «Когда со сцены говорят пафосно, когда, расправив плечи, декламируют громким голосом, чувствуешь себя в каком-то не сегодняшнем театре. Беда в том, что режиссеры большое внимание уделяют внешнему проявлению национальных традиций. Нужно задуматься о том, как поставить спектакль на национальную тему современно, не нарушая традиции», – отметил Петр Попов. Коллеге по творческому цеху вторил и другой член жюри фестиваля, декан факультета искусств СОГУ, заслуженный работник культуры РСО-Алания Эдуард Галазов, обративший внимание на еще две имеющиеся проблемы – с драматургией и отсутствием театральной критики.

Пути разрешения проблемы с режиссурой предложил Александр Федоров и даже пообещал посодействовать в этом вопросе, тем более что он всегда на связи со своим другом и однокурсником по ГИТИСу, министром культуры нашей республики Русланом Мильдзиховым, который, закрывая фестиваль, пообещал, что следующая «Сцена без границ» еще больше раздвинет свои границы.

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: