Сохранить и развивать  бесценный осетинский язык (Газета «Пульс Осетии» №45, ноябрь 2017)

Если жив язык – жива и нация.
В. И. Абаев

Чем более развитым становится наше общество, тем большее значение приобретает решение серьезных проблем родного языка и культуры, строгое соблюдение норм Конституции РФ, Конституции РСО-Алания, в которых четко выражен курс на дальнейшее укрепление законности и государственной дисциплины. Как говорится – лед тронулся.
Я полностью согласен с Главой РСО-Алания Вячеславом Зелимхановичем Битаровым, когда он 18 октября 2017 г. на заседании комиссии по сохранению и развитию осетинского языка  говорил:

– О программе мы говорим давно, и те, у кого сердце действительно болит за родной язык, зайдут, почитают и внесут свои предложения.
Вячеслав Битаров на этом же заседании предложил перейти от слов к делу по вопросу сохранения и развития осетинского языка.
Впервые в истории Осетии Глава РСО-Алания принял мудрое, ответственное решение, заявив:
– Я принял решение лично возглавить комиссию. Думаю, что это позволит повысить оперативность принятия решений и обеспечит надлежащий контроль над их исполнением.
Это хорошо! 19 октября 2017 г. в газете «Северная Осетия» дана подробная информация министра РСО-Алания по вопросам национальных отношений  Аслана Цуциева о работе над проектом Государственной программы «Национально-культурное развитие осетинского народа».
В своем выступлении профессор Тамерлан Камболов, советник Главы РСО-Алания по вопросам национально-культурного развития, правильно сказал, что «программа действительно обширная и многогранная, затрагивающая самые разные сферы, ведь развитие языка не может касаться лишь культурной среды».
Видно, что комиссия по сохранению и развитию осетинского языка при Главе РСО-Алания начала успешно работать над проектом Государственной программы РСО-Алания «Национально-культурное развитие осетинского народа».
Бесспорно, что комиссии необходимо строго руководствоваться ст. 15 Конституции РСО-Алания. В соответствии со ст. 15 Конституции РСО-Алания обязательно необходимо принять закон «О языках Республики Северная Осетия-Алания». Такие законы имеются во всех республиках РФ.
Государственную программу РСО-Алания «Национально-культурное развитие осетинского народа» необходимо будет утвердить Законом РСО-Алания. Будем надеяться, что в этой программе четко будет сказано о проблемах осетинского языка, а не только о культуре.
Бесспорно то, что при строгом соблюдении норм, закрепленных в ст. 15 Конституции РСО-Алания необходимо будет комиссии по сохранению и развитию осетинского языка руководствоваться также следующим: корифей осетинского языкознания академик Васо Абаев писал: «Национальное самосознание неотделимо от национального языка и смерть какого-либо языка означает смерть народа как особого этноса. Иными словами, если жив язык – жива нация» и «Наш язык в опасности, ему грозит исчезновение. Поэтому все, кто дорожит судьбой своего народа, должен сделать все, чтобы наш язык жил, развивался, чтобы он не погиб». На мой взгляд, сегодня уже можно твердо сказать, что это сделают многоуважаемый наш Глава республики Вячеслав Битаров с возглавляемой им комиссией по сохранению и развитию осетинского языка, государственные органы, органы местного самоуправления, школы.
В Государственной программе следует четко записать, что осетинский народ (это бесспорно) имеет два литературных языка:
1. Иронский литературный язык. Его основоположником является выдающийся поэт, прозаик, художник слова Коста Хетагуров. Он свои выдающиеся произведения писал на иронском литературном языке, а не на диалекте.
2. Дигорский литературный язык. Его основоположниками являются Блашка Гуржибеков и Георгий Малити. В анкетном листке Георгий Малити собственноручно записал, что он по национальности осетин-дигорец. Свои выдающиеся произведения он писал на дигорском литературном языке, а не на диалекте. Академик Магомет Исаев, ученик Васо Абаева, писал: «Сейчас выдающийся осетинский лингвист Васо Абаев заявил о своей привязанности к Георгию Малиеву».
Если заглянуть в «Историко-этимологический словарь», то нетрудно будет заметить, что львиная доля дигорского иллюстративного материала взята из книги «Ираф» Г. Малиева. Словарь этот составил  В. Абаев.
В. И. Абаев 23 марта 1973 г. писал о стихотворении Г. Малити  «Тёходуй, ёна...»: «Вслушайтесь в эти стихи. Раньше, чем доходит до сознания их смысл, они уже покоряют своим чарующим ритмом и звучанием. Когда читаешь такие стихи, невольно приходят на память слова Белинского, сказанные им о стихе Пушкина: «Что это за стих! Он нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл...»
До Малиева на дигорском языке писал выдающийся поэт Блашка Гуржибеков. Богатство его языка изумительно. Но музыку дигорского стиха он еще не постиг. Немало стихов на дигорском языке написано и после Малиева. Многие из них отмечены несомненным талантом.
Особо обращает на себя внимание то, что корифей осетинского языкознания четко пишет «дигорский язык», а не «диалект». Это полностью относится и к иронской части осетинского народа. На мой взгляд, указанная комиссия при Главе РСО-Алания со своим председателем должна добиться, чтобы оба литературных языка стали обязательными предметами в школах. Это положение необходимо закрепить в законе о языках РСО-Алания. Грубо нарушаются, особенно в Дигорском и Ирафском районах  ст. 68 п. З Конституции РФ, где говорится: «РФ гарантирует всем ее народам  сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
В ст. 15 п. З Конституции РСО-Алания говорится: «В РСО-Алания народам, проживающим на ее территории, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения».
В школах не хватает учителей по родному языку и литературе. Катастрофически не хватает учебно-методической  литературы по дигорскому языку.
Министерство образования РСО-Алания не выполняет свои обязанности по этим вопросам. Я обращался к министру. Получил отписку. А в Дигорском районе начальник управления образования В. Корнаев вместо того, чтобы добиться решения этих проблем, старается чтобы родители учащихся школ выбирали не родной, а другой язык. Ведь 6-7-летний ребенок не знает о своем  праве  обучаться на родном языке.
На мой взгляд, вопросы сохранения и развития двух литературных языков осетинского народа реально можно решить:
1. Если органы государственной власти РСО-Алания выполнят одну из своих важнейших задач, предусмотренных ст. 15 п. 2 Конституции РСО-Алания.
2. Законом РСО-Алания «О языках РСО-Алания».
3. Государственной программой о сохранении и развитии осетинского языка, утвержденной законом РСО-Алания.
4. Воспитанием детей в детских садах и, конечно же, в семье (говорить на родном языке).
5. Обеспечением школ учителями и учебно-методической литературой. Многое удалось сделать по указанным проблемам Северо-Осе-тинским республиканским общественным движением им. Г. Малити. Председателем его был избран я. Его членами Президиума некоторое время были многоуважаемые  Таймураз Тускаев и Тамерлан Камболов.

Мурадин Кебеков,
заслуженный юрист РФ, кавалер медали «Во славу Осетии» и «Ордена дружбы» РЮО

Комментарии

Sidan, 13:26, 14 Ноя. 2017

= Иронский литературный язык =

Ирская/осетинская этнокультура - древнейшая на Б.Кавказе, соответственно, и язык Ирский - древнейший из всех ИЕ-ских языков Кавказа.
Ирский Язык - один, един!
Говоров и диалектов м.б. ск-ко угодно, но базовый ЯЗЫК этноса - ОДИН! Древние ираеттае поселились по обе стороны Б.Кавказа более 5 т.л. назад, и разумеется имели свой оригинальный язык.
Диалект ир-ов Дыгургома появился около 1 т.л. назад из-за соседства с хазарянами и тюрками, т.е. это - диалект. Точно так же имеют свой диалект ираеттае Къуыдаргома, Туалгома, Чысангома, но это диалекты-говоры, но не ЯЗЫКИ!
Стоит ли во всём искать искусственную самость?! Мало того, что немалая часть уроженцев Дыгургома приняли чужеродную ре-лигию, так давайте теперь ещё и лингвистические фантазии и “изыски” из пальцев высасывать для раскола единства Ирской нации!(((

Родному языку следует учить не в детсадах и школах, а с молоком матери, а м.б. и раньше ...

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: