Театральный роман Валерии Хугаевой (Окончание. Начало в № 43)

Осетинский Русский театр
– Из Москвы меня не отпускали. Для меня было место у Юрия Александровича Завадского, профессора ГИТИСа, нашего педагога и главного режиссера Театра имени Моссовета. Он предлагал мне работу в театре. Но я уехала за своей судьбой, за своим любимым человеком. Геору тоже предлагали остаться в Москве, в ГИТИСе. Но он предпочел вернуться в Осетию, куда за ним поехала и я. Помню, подъезжает поезд к Беслану. Смотрю: на платформе с букетом роз стоит Хугаев...
В Русском театре меня встретили по-доброму, сразу же ввели в спектакль «Васса Железнова», который поставил прекрасный характерный актер Кондырев. Он сказал: «Я только что выпустил спектакль, но заболела одна из актрис». Мне предложили роль Рашель. Я посоветовалась со своим педагогом Иосифом Моисеевичем Раевским, который как раз в это время был в нашем городе, он помогал Бритаевой, которая решила восстановить спектакль «Отелло» с участием Тхапсаева, поставленный ранее Фотиевым. Иосиф Моисеевич сказал: «Соглашайся. Ты справишься». И напомнил мои дипломные работы: Кручинина в «Без вины виноватые» Островского, куртизанка в «Комедии ошибок» Шекспира, Соколова в «Последних» Горького и молодая учительница в «Воробьевых горах» Алексея Симукова. И я согласилась. А в то время у нас была группа театральных критиков из Москвы, которые посвятили мне восторженную рецензию, опубликованную в «Социалистической Осетии».
Любимые роли? Я сыграла колоссальное количество ролей. Это Фатима, в первую очередь, Елена Тальберг, Анисья во «Власти тьмы», миссис Сэвидж, Бернарда Альба, Толгонай в «Материнском поле». Я еще играла характерные роли и водевили («Сиреневый сад», «Деревья умирают стоя»). Любую свою героиню я всегда старалась понять, найти ей оправдание. Даже к роли Анисьи из «Власти тьмы» я подходила с такими мерками. Каждая роль – это раскрытие человеческой души. В каждой роли я искала такую тонкость, которая в какой-то мере раскрывала и меня. Актер творит человеческую судьбу, характер. Мы о Боге говорим как о Творце. Искусство – это высоко, это творчество, это то, что близ небес.
Одно время я очень увлеклась режиссурой и поставила на сцене Русского театра десять спектаклей...
Не могу не сказать, что многие актеры Русского театра – мои ученики. Это и Алан Тогоев, и Роберт Кисиев, и Стас Кибилов, и Николаус Мавроматидис, и Валерий Алексеев, и Алена Бондаренко, и Рома Беляев, и Юрий Хафизов. Я и сейчас преподаю художественное слово на факультете искусств СОГУ.
Звания
– В сентябре 1956 года я получила свое первое и самое дорогое звание – звание заслуженной артистки Северо-Осетинской АССР. Получила его после того, как сыграла роль Фатимы в спектакле, поставленном к 100-летнему юбилею Коста Хетагурова. Еще до спектакля к 100-летию Коста был подготовлен радиоспектакль, где я сыграла Фатиму… Спектакль очень понравился слушателям, его неоднократно повторяли. Он и стал источником театральной постановки. В 1956 году в Русский театр пригласили Николая Афанасьевича Козлова, который подготовил сценическую композицию, почти полностью базировавшуюся на тексте Коста Хетагурова. «Фатима» имела большой успех. Меня с тех пор только Фатимой и называли... С этой постановкой мы поехали на гастроли в Тбилиси. Спектакль и там имел огромный успех. Когда по Военно-Грузинской дороге возвращались домой, неподалеку от Реданта меня встречал Геор вместе с сыном Сашей. От него я и узнала, что мне присвоили звание заслуженной артистки Северной Осетии.
Вообще есть определенное указание, согласно которому для присвоения следующего звания должно пройти пять лет. В 1960-м году «Фатима», доработанная включенной в постановку социальной тематикой, была показана на Декаде осетинского искусства и литературы в Москве. Успех спектакля был таким, что меня тут же начали искать, чтобы заполнить необходимые документы на звание. Так я получила второе свое звание – звание заслуженной артистки России.
А вот званием народной артистки России я обязана спектаклю «Странная миссис Сэвидж», который сама поставила. Его прекрасно приняли в Москве. Мы играли в Ермоловском театре. Столичной критикой мой спектакль был поставлен рядом с товстоноговскими «Мещанами». После гастролей в столице я и получила звание народной артистки России. Это был 1970-й год.
Дети, внуки, правнуки
– Наш с Геором сын Саша – режиссер. Дочь Наташа – кандидат наук, искусствовед. К сожалению, они занимаются творчеством за пределами Осетии. В свое время Абхаз Тотров сказал Геору: «Вас слишком много! Ты в Осетинском театре, Валерия – в Русском. Скажи своим детям, чтобы они поискали себя в другом месте». Несмотря на это, в 1973 году Саша приехал сюда и поставил в Русском театре «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова. Этим спектаклем мы открывали свои гастроли. На нашей сцене Саша поставил также основанный на песнях Окуджавы спектакль «Фантазии Фарятьева» и «Провинциальные анекдоты» Вампилова... Два года сын проработал у Валентина Плучека в Театре сатиры. Поставил «Пену» Сергея Михалкова и другие спектакли. Был режиссером в театре киноактера. Поставил 33 спектакля в разных городах Советского Союза. Сейчас Саша увлечен живописью. Он член Союза художников России, галерист, организует выставки.
Сашина дочь Лера по образованию искусствовед. У нее с мужем Ринатом Гареевым двое детей – сын Николай и дочь Маша.
Сын Наташи Филипп Томашевский – продюсер сериалов. Он тоже подарил мне правнука – Гошу, который уже ходит в первый класс.
Есть чем гордиться
– Чем я горжусь? Тем, что никогда никому не делала зла, тем, что всегда замечала, когда человеку плохо, и старалась протянуть ему руку помощи.
Я горжусь своим мужем. Он автор более 20 комедий, целой библиотеки переводной драматургии, он яркая звезда культуры Осетии! В свое время журнал «Театр» ежегодно приводил статистику постановок по стране. Хугаев входил в первую тройку самых репертуарных драматургов наряду с Брагинским, Рязановым, Рацером, Константиновым. Не каждый режиссер может похвалиться тем, что поставил пять шекспировских спектаклей. А он поставил. В начале 80-х поставил даже спектакль «Тимон Афинский» и стал единственным в мире режиссером, который обратился к этой пьесе Шекспира, считавшейся больше пьесой для чтения, нежели для постановки. Спектакль имел огромный успех. В 1984 году за постановку этого спектакля Геору дали Государственную премию им. Станиславского. Осетинский театр в его бытность блистал на гастролях как лучший национальный театр страны.
Я горжусь нашим старейшим на Кавказе Русским театром, театром со старыми добрыми традициями, в котором я служу вот уже 66 лет. На своем юбилейном вечере в театре я буду читать со сцены стихи Зинаиды Битаровой, Фазу Алиевой, Вероники Тушновой, Ларисы Миллер, Николая Асеева, Анны Ахматовой и, конечно, Коста Хетагурова, который написал совершенно космические, гениальные строки:

Весь мир – мой храм, любовь –
                                моя святыня,
Вселенная – отечество мое...

Впервые я услышала их от Геора, и они навсегда запали мне в душу.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: