Лермонтовское наследие на родине Коста (Газета «Пульс Осетии» №42, октябрь 2017)

«Лермонтовское наследие на родине Коста» – такое название получили Дни Центральной библиотеки им. Лермонтова г. Санкт-Петербурга в Национальной научной библиотеке РСО-Алания.
«Наша встреча стала возможна, благодаря двум гениям – Михаилу Лермонтову и Коста Хетагурову. Есть глубокий символический смысл в том, что оба поэта, произведения которых переводят на многие языки мира, родились в один день с разницей в 45 лет. Судьбы их тоже похожи. Эстетическим эталоном для Коста всегда являлся именно Лермонтов, о котором критик Белинский писал: «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величественной природы, как Лермонтов», – сказала, открывая Дни Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова во Владикавказе, директор ННБ, заслуженный работник культуры Северной Осетии Ирина Хайманова.
В фойе, где проходила презентация проекта, были развернуты сразу три выставки. С двумя из них собравшихся познакомила гостья из Северной Пальмиры, руководитель проекта «М. Ю. Лермонтов: наследие», заведующая Лермонтовской гостиной Инна Локотникова. Баннерная выставка «Лермонтовский Петербург» (в свое время аналогичная экспозиция с текстами на испанском языке была подарена Мадриду) – это своеобразный путеводитель по тем местам северной столицы, где чаще всего бывал поэт. На Невский проспект, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки», он обыкновенно заезжал по утрам к издателю Краевскому, которому привозил свои новые стихи; в кондитерской Вольфа и Беранже, откуда отправился на свою роковую дуэль А. С. Пушкин, через несколько дней после гибели «солнца русской поэзии» впервые прочел свое стихотворение «На смерть поэта»; в доме Карамзиных, в знаменитой карамзинской литературной гостиной, принимал участие в оживленных беседах о литературе и важных политических событиях своего времени; в центре петербургской музыкальной жизни – в салоне братьев Виельгорских на Михайловской площади – рукоплескал искусству первых артистов столицы...
Другая выставка – выставка фотографий «И Демон видел...» – была посвящена фильму Ирины Евтеевой «Демон», созданному по мотивам живописи знаменитого русского художника Михаила Врубеля. Роль царицы Тамары в картине играет ныне знаменитая певица Зара, а в то время, когда снимался фильм, мало кому известная Зара Мгоян.
И, наконец, третья выставка, тоже баннерная,  – «Народная сказка». О ней рассказала собравшимся руководитель проекта с аналогичным названием Надежда Добрянская, сообщившая, что в рамках программы МЦБС им. М. Ю. Лермонтова «Библиотека национальных литератур» готовится большой проект «Осетинский нартский эпос».
По завершении церемонии открытия Дней Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Санкт-Петербурга во Владикавказе состоялся показ фильма из Лермонтовской коллекции, документальной киноленты владикавказца Владимира Карева (автор сценария и режиссер) «Тайна дуэли Лермонтова», который предваряла встреча с продюсером картины, режиссером, директором «Нарт-Арт студии», заслуженным деятелем искусств России Теминой Туаевой.
Впрочем, это был не единственный фильм из Лермонтовской коллекции, показанный в рамках питерской библиотечной пятидневной программы. Все желающие смогли посмотреть полную версию художественного фильма «Маскарад», снятого в 1941 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Сергеем Герасимовым, художественную киноленту «Лермонтов», «сделанную» в 1943 году на киностудии «Союздетфильм» режиссером и сценаристом Альбертом Гендельштейном, телевизионную версию оперы «Демон», снятую в 1960 году режиссером Владимиром Головиным на Центральной студии телевидения СССР, художественный кинофильм «Вестник рассвета» режиссера Рамиза Гасан оглы (киностудия «Азербайджанфильм им. Джафара Джаббарлы», 2012 год).
В программу Дней МЦБС им. М. Ю. Лермонтова вошли также два семинара: по опыту работы библиотек национальных литератур и проекту «Лермонтов: наследие». И литературно-музыкальная композиция «Два поэта: М. Ю. Лермонтов и К. Л. Хетагуров». Творческие пути этих двух поэтических «вершин», подчеркивали все участники проекта, не пересекались, но их объединяет безграничная любовь – к Родине и Кавказу.

Ольга РЕЗНИК
Фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: