Завершились гастроли «Маяковки» во Владикавказе (Газета «Пульс Осетии» №37, сентябрь 2017)

Словно один день пронеслись во Владикавказе гастроли одного из лучших театров страны — Московского академического театра им. Владимира Маяковского, подарившего нашим зрителям праздник искусства, причем самый что ни на есть настоящий. Гастроли проходили в рамках программы «Большие гастроли — 2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации. Как заметила директор центра Елена Булукова, «программа “Большие гастроли” не только способствует созданию общего культурного пространства России и дарит зрителям в регионах знакомство с ведущими театрами страны, но и является связующим звеном между творческими коллективами столичных и региональных театров». То есть «Большие гастроли», таким образом, превратились в одну из знаковых площадок для общения и взаимодействия деятелей культуры и театра из самых разных городов России. А у зрителей появилась уникальная возможность прикоснуться к творчеству знаменитых артистов, звезд сцены и отечественного кинематографа, таких, к примеру, как блистательные актеры Московского академического театра им. Владимира Маяковского Игорь Ясулович, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Евгения Симонова, Татьяна Орлова, Ольга Прокофьева, Дарья Повереннова и другие. Нужно ли говорить, что зрители изначально шли на них. А в результате познакомились с великолепными работами и других артистов труппы, с талантливыми постановками столичных режиссеров.

«Маяковка» действительно представила на суд владикавказских зрителей топ лучших своих постановок. Гастроли, как мы уже писали, начались с детского музыкального спектакля «Мама-кот», поставленного режиссером Полиной Стружковой по детской повести-сказке чилийского писателя Луиса Сепульведы.
А вот первым спектаклем «из взрослой программы», показанным владикавказским зрителям на сцене Осетинского театра, стала психологическая драма «Цена» по пьесе американского драматурга и прозаика Артура Миллера в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РФ Леонида Хейфеца. В спектакле всего четыре действующих лица, но каких! В постановке задействован великолепный актерский ансамбль — народный артист России Игорь Ясулович, заслуженные артисты России Александр Андриенко, Татьяна Аугшкап и Виктор Запорожский. Спектакль «Цена» — лауреат XII Московской театральной премии «Гвоздь сезона».

Второй по счету из увиденных владикавказцами спектаклей — «Кавказский меловой круг» — одна из самых культовых пьес Бертольта Брехта. Как заметил директор «Маяковки» Леонид Ошарин, отвечая на вопрос журналистов «Учитывалась ли при выборе гастрольного репертуара кавказская специфика?», эту историю, действие в которой происходит на Кавказе, в Грузии, нельзя было не привезти к нам, во Владикавказ. «Кавказский меловой круг» в постановке Никиты Кобелева — это выразительный, яркий, масштабный, впечатляющий и запоминающийся спектакль, заполненный до краев живой музыкой и куражом. Музыка Пауля Дессау в исполнении квартета «Круглый бенд» звучит на протяжении всего театрального действа.

Музыканты время от времени поднимаются на сцену, становясь полноправными участниками постановки. Но и в оркестровой яме они неотъемле¬мая и весьма значимая часть музыкального спектакля (то смешного, то трогательного), на протяжении которого почти все артисты поют зонги, выражая тем самым внутреннюю суть своих героев. Особенно они (зонги) убедительны в исполнении Юлии Соломатиной, играющей роль Груше Вахнадзе, которая достоверна в каждом своем проявлении. Роль деревенского писаря Аздака, по воле случая ставшего судьей, в спектакле играет кумир публики Игорь Костолевский, первое же появление которого на сцене вызвало шквал аплодисментов в зрительном зале. Создавая образ деревенского хитреца, который умудряется повернуть закон, который, как известно, как дышло, так, чтобы дело решалось в пользу простых людей, Костолевский мастерски использует весь свой комедийный арсенал, приводя зрителя в восторг и экстаз. Впрочем, хочется воспеть осанну и всем остальным двадцати двум занятым в спектакле актерам (а это несколько поколений «Маяковки»). Некоторые из них с большим воодушевлением и увлеченностью исполняют в «Кавказском меловом круге» несколько ролей.

Бесподобный актерский ансамбль играючи сумел изящно упаковать главную мысль автора, Бертольта Брехта, утверждавшего, что «дурные времена делают человечность опасной для человека». «Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? — вопрошает режиссер-постановщик «Кавказского мелового круга» Ни¬кита Кобелев. — В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода…» Спектакль длится 3 часа 15 минут. И все это время, не отвлекаясь, не отрываясь, зритель, позабыв обо всем на свете, следит за происходящим на сцене, где героиня, вопреки здравому смыслу и прагматичности, совершает бескорыстные, благо¬родные поступки. Что и говорить, замечательная история! Неудивительно, что спектакль «Кавказский меловой круг» во¬шел в Лонглист премии «Золотая маска» (самые заметные спектакли сезона 2015–2016 по мнению экспертных советов).

«Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса в постановке Миндаугаса Карбаускиса и вовсе сорвал себе все лавры — Российская национальная театральная премия «Золотая маска» сезона 2015–2016 в номинациях «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль» (Евгения Симонова за роль Софьи Толстой), «Лучший драматический спектакль большой формы», Театральная премия «МК» сезона 2015–2016 в номинациях «Лучший спектакль» (режиссер Миндаугас Карбаускис), «Лучшая женская роль. Мэтры» (Евгения Симонова, роль Софьи Толстой), «Лучшая женская роль. Начинающие» (Вера Панфилова, роль Кити), «Лучшая мужская роль второго плана» (Татьяна Орлова, роль Черткова), «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин), лауреат Московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона» 2015–2016.

Владикавказские зрители в полной мере насладились талантливой игрой актеров, в том числе и таких известных, как народная артистка России Евгения Симонова, полюбившаяся зрителям еще по советским кинофильмам «В бой идут одни “старики”», «Афоня», «Обыкновенное чудо», «Школьный вальс», «Баламут», «Пропавшая экспедиция», «Кто поедет в Трускавец», «Приехали на конкурс повара» и др., и Татьяна Орлова, ставшая особенно популярной после съемки в телесериалах «Воронины» и «Папины дочки». Тем более что разыгрывали они захватывающую историю из жизни Льва Толстого, в которой тонко, метафизически соединяются биография и творчество вели¬кого писателя, его произведения и события личной жизни.

И наконец, «Бешеные деньги» Александра Островского в постановке нашего земляка Анатолия Шульева. Добротная классика со скрупулезно проработанными характерами героев! Спектакль ставился к 80-летнему юбилею Светланы Немоляевой, которая играет в драме одну из главных ро¬лей — роль Надежды Антоновны Чебоксаровой, появление которой на сцене вызвало на¬стоящие овации в зрительном зале. А вот самую главную героиню Лидию Чебоксарову, привыкшую без оглядки транжирить деньги родителей и не думать ни о чем, кроме своего удовольствия, играет в спектакле Полина Лазарева, внучка Светланы Немоляевой. Играет интересно, проникновенно, ей безоговорочно веришь. Очень хорош и Виталий Гребенников в роли Ивана Петровича Телятева, разорившегося дворянина, живущего от кредита до кредита. Телятев Гребен¬никова — само очарование: с одной стороны, шут и пройдоха, порхающий по жизни, с другой стороны, философ, хорошо понимающий и весьма трезво оценивающий жизнь и не испытывающий никаких иллюзий относительно себя и окружающего мира. Сколько таких телятевых и чебоксаровых живет рядом с нами! Поистине прав был режиссер-постановщик спектакля Анатолий Шульев, когда утверждал, «что эта история из ХIХ века необыкновенно современна». Поэтому и кажется, будто все происходит на соседней улице.

Кстати, по окончании спектакля, когда на сцену поднялись режиссер Анатолий Шульев, министр культуры республики Руслан Мильдзихов и художественный руководитель Осетинского театра Владислав Колиев, прозвучало поздравление с днем рождения в адрес занятого в постановке актера Константина Константинова, представшего перед зрителя¬ми в мастерски «сплетенном» образе Егора Дмитрича Глумова, этакого злого гения пьесы, интригана и любителя колкостей.

Впрочем, за время гастролей «Маяковки» это было не единственное поздравление с днем рождения. Двумя днями раньше по окончании спектакля «Кавказский меловой круг» Владислав Колиев от имени всего коллектива Осетинского театра уже поздравлял с 69-м днем рождения народного артиста России Игоря Костолевского, родившегося 10 сентября. Артисту подарили белую бурку и папаху, а за белым ко¬нем (очень бы всем этого хотелось), будем надеяться, он приедет в следующий раз.

Закрывая гастроли «Маяковки» во Владикавказе, директор театра Леонид Ошарин поблагодарил принимающую сторону за радушный прием. Леонид Вячеславович отметил, что все, кто побывал с гастролями во Владикавказе, просто влюбились в нашу республику, что здесь замечательный зритель. И выразил надежду, что театр имени Маяковского расстается с владикавказскими зрителями ненадолго и в скором времени приедет к нам снова.

«Мы рады, что к нам приехал Московский академический театр имени Маяковского. Спектакли, которые увидели наши зрители, были отработаны на высоком профессиональном уровне. Уверен, что осетинский зритель получил огромное удовольствие», — выразил всеобщее мнение министр культуры республики Руслан Мильдзихов, проявивший вместе с Владиславом Колиевым максимум внимания и заботы по отношению к нашим московским гостям, которые остались до¬вольны и достопримечательностями Владикавказа, и красотами горной Осетии, и истинно кавказским гостеприимством, и нашей удивительной кухней с ее главной изюминкой — самыми вкусными на свете осетинскими пирогами.

Ольга РЕЗНИК
Фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: