Анатолий Шульев: «Владикавказ может не волноваться: талантов у нас полно!»

Спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского будет завершать большие гастроли во Владикавказе Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Возможно, я кого-то удивлю, если скажу, что поставил эту комедию к 80-летию народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой (премьера прошла в апреле) человек, который родился и вырос во Владикавказе, наш земляк Анатолий ШУЛЬЕВ.

Режиссеру Шульеву все-то 27 лет от роду. Однако его творческий багаж, по правде говоря, впечатляет. За плечами учеба на актерском факультете ГИТИСа в мастерской Михаила Скандарова, на актерско-режиссерском курсе Нины Дворжецкой и Римаса Туминаса Театрального училища имени Бориса Щукина, который он окончил в прошлом году. А годом раньше Анатолий Шульев получил премию «Молодые дарования России — 2015» Министерства культуры РФ. Дипломный спектакль молодого режиссера «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско стал участником фестиваля Tylos в Литве, а в России был показан на Новой сцене Вахтанговского театра в рамках мастерской режиссуры Римаса Туминаса. Но и это еще не все. В качестве кинорежиссера Шульев снял короткометражные фильмы «Крылья» (лучший фильм — фестиваль «Видение», лучшая женская роль — фестиваль «Киноликбез»), «За закрытой дверью» (участник IFFCA, Лос-Анджелес), «Дар» (участник киноальманаха «Позитивное кино», лучший фильм — фестиваль «Свободных кинематографистов», лучший оператор — фестиваль «Будем жить», лучший фильм по мнению жюри — фестиваль «IndieFlix» в Манчестере)…

С Анатолием Шульевым мне посчастливилось пообщаться по Skype (слава техническому прогрессу, ура, ура, ура!). Время позднее: часовая стрелка неумолимо приближается к полуночи. А Анатолий только вернулся из театра — водил своих учеников (надо же, у него уже есть ученики!) на свой спектакль в «Маяковку». За окном ночь. Бархатная и теплая во Владикавказе. По-осеннему прохладная в Москве. А мы не спим и, не отрываясь от экранов мониторов, неспешно беседуем.

— Мне интересно все, что связано с вашими владикавказскими корнями. Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
— Мои родители учились в ГМИ на геологов. Для того времени это была очень популярная, романтичная профессия. Оба они альпинисты, скалолазы. Отец Федор Шульев в 1995 году первым из Северной Осетии совершил восхождение на Эверест. Сейчас он спасатель МЧС. Мама занимается предпринимательской деятельностью. Младший брат Владимир — актер Московского театра имени Вахтангова. Это он два года назад, когда вахтанговцы были на гастролях во Владикавказе, на театральной площади у Русского театра сделал предложение актрисе Вахтанговского театра Полине Кузьминской…
— Помню эту романтическую историю. Она попала в газеты.
— Да, было такое… Я еще не сказал о сестре Юлии. Она вот только поступила в ГИТИС на режиссуру к Андрону Кончаловскому.
— А композитор Полина Шульева, написавшая музыку к спектаклю «Бешеные деньги»?
— Это моя жена. Она актриса и композитор. «Бешеные деньги» — второй спектакль, который мы с ней вместе сделали. Первый — «Я была в доме и ждала» одного из лучших французских драматургов нового времени Жана-Люка Лагарса — идет на малой сцене в «Маяковке». Как раз сегодня я водил на него своих учеников — преподаю в ГИТИСе актерское мастерство. Волновался, как на премьере… А с Полиной мы однажды попробовали, получился хороший результат. Поэтому решили продолжать. Она пишет хорошую музыку. Говорят, ее музыку для спектаклей даже воруют.
— Расскажите, с чего началось ваше приобщение к театральному искусству?
— Все началось с того, что в шесть лет мама отдала меня в детский музыкальный театр «Премьера» Республиканского дворца детского творчества. Его руководители Наталья Ахтырцева и Елена Смирнова сказали, что у меня есть способности. Вот с этого все и началось. Кстати, в конце августа я был во Владикавказе с женой и дочкой и провел мастер-класс для ребят из «Премьеры». Хорошие ребята! Владикавказ может не волноваться: талантов у нас полно!
Мое путешествие в мир театра продолжилось с актрисой Русского театра Александрой Николаевной Турик, которая готовила меня к поступлению. Мы работали над текстами, готовили программу. Александра Николаевна делилась со мной первыми театральными секретами.
— Я читала театральную критику на вашу постановку «Бешеные деньги». Отмечаются сильные актерские работы. Этакое пристальное внимание к работе актеров у вас от вашего педагога Римаса Туминаса?
— При постановке «Бешеных денег» очень хотелось попробовать претворить в жизнь то, чему я учился. И в то же время так вот сразу я не мог себе позволить пуститься в какие-то невероятные поиски. Тем более что спектакль ставился к 80-летию Светланы Немоляевой. К тому же «Бешеные деньги» — история современная, актуально звучащая. Ведь имеет смысл раскручивать спектакль, осовременивать его, если, скажем, замылен текст пьесы. А эта драма Островского нечасто ставилась. То есть я хочу сказать, что при постановке спектакля для донесения основной мысли не потребовалось радикальных решений. А вот на чем мы сделали акцент, так это на характерах персонажей. Все герои пьесы — глубокие, сложные люди со своими трагедиями. Хотя «Бешеные деньги» — это комедия, социальная сатира.
— Два года назад, когда к нам на гастроли приезжал Московский Вахтанговский театр, владикавказские зрители познакомились с творчеством Римаса Туминаса как режиссера. А какой он театральный педагог?
— Он мудрый от природы человек. И это сказывается во всем. Когда он только набрал нас, вечно к нам не успевал. Из-за этого, видимо, его терзало чувство вины. Поэтому потом он много с нами занимался. Образ Римаса Туминаса как педагога развивался от первого до четвертого курса. На первом курсе он был нам другом. На втором относился к нам по-отечески. На третьем был строг и требователен. На четвертом стал тем человеком, который дал нам возможность стать режиссерами. Наши спектакли ставились на Вахтанговской сцене, отправлялись на гастроли. Мы видели, как работает сам Римас Туминас. Каждый из нас поработал стажером, попробовал себя в качестве ассистента режиссера на одном спектакле. Я на «Пристани».
К тому же Римас Туминас из тех режиссеров, кто считает, что театр должен нести в мир красоту, добро, справедливость, проповедовать общечеловеческие ценности, давать ответы на волнующие вопросы. Если перефразировать известного педагога Шалву Амонашвили, который утверждает, что любовь воспитывается любовью, добро — добром, то можно сказать, что театр воспитывается театром. И это тоже про Римаса Туминаса как педа-гога.
— А как актер вы в настоящее время как-то себя проявляете?
— Это перестало быть для меня интересным. Хотя, если предложат интересную роль и я смогу ее достойно воплотить, то соглашусь. Я играл в дипломных спектаклях.
— Кино снимать дальше собираетесь?
— Собираюсь. Но кино — это всегда про деньги. Нужны средства, чтобы его снимать. Мысли о поисках денег отнимают много сил.
— Поделитесь с нами своими ближайшими творческими планами.
— В Вахтанговском театре на Симоновской сцене буду ставить новеллу Стефана Цвейга «Принуждение». Действие происходит во время Первой мировой войны. Художника призывают в армию, а он не может понять, нужно ли ему туда идти. Так как политику Германии он считает агрессивной. Очень современная, актуальная история.
А на главной сцене «Маяковки» в апреле буду ставить «Дон Жуана» Мольера.
— Как бы вы сами прорекламировали своим землякам свой спектакль «Бешеные деньги»? Почему его нужно посмотреть?
— В этом спектакле играют прекрасные, невероятно одаренные артисты. Светлана Немоляева — такой неувядающий источник молодости, энергии, красоты! Три с половиной часа идет спектакль. По отзывам московских зрителей, ни секунды не бывает скучно. А еще удивительно, насколько эта история из XIX века современна. Будто все происходит на соседней улице.

Беседовала
Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: