Цена чечевичной похлебки (Газета «Пульс Осетии» №35, сентябрь 2017)

В Библии описан эпизод из жизни иудеев под властью жестокого Антиоха. Сей царь силой насаждал свои законы порабощенным народам, принуждал отказываться от своих обычаев. Упоминается некто Елеазар, который отказался есть жертвенное мясо, что грозило смертной казнью за ослушание. Доброхоты из числа тогдашних «коллаборационистов и компрадоров» предложили Елеазару согласиться на трюк, чтобы он принес мясо дозволенное, но съел бы его на людях как якобы жертвенное и тем избежал бы смерти за непослушание. Но Елеазар отказался от предложенной ему поблажки, мотивируя это тем, что молодые юноши, видя, как благочестивый и уважаемый книжник отступил от обычаев своего народа, сами бы не соблазнились от его лицемерного поступка. Елеазар стоял на своем и принял мученическую смерть, не подав дурного примера молодому поколению (2 Мак 6: 18–31).

Каждый раз, когда очередная избирательная кампания выходит на финишную прямую, я вспоминаю этот библейский эпизод. Разговоры в среде электората способствуют этому. Всегда находятся практикующие философы-надомники, которые учат знакомых, как надо обходиться с кандидатами в депутаты: «Пусть они накроют стол, я пойду, выпью, покушаю за их счет, а проголосую против, назло им, толстосумам окаянным». Весьма мутная философия. Как потом он (она) проголосует — еще неизвестно, но уже молодежи подан «хороший» пример. Любой, и совершенно справедливо, будет считать, что человек попросту продался. Задешево. Так же, как Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку. Притом, как показывает практика, такие люди голосуют именно за того, кто устроил угощение. Справедлива тут народная мудрость: «Если б я ведал, где ты нынче обедал, знал бы я, чью ты песню поешь». Здесь отношение такого философа стремительно меняется. От бухты Жуан до верного Парижа, то бишь от «да чтоб они здохнули, паразиты» до «слава нашим благодетелям, они тронули сердце старого Мигеля».

Еще задолго до выборов во дворах начинают появляться люди. Мурлыча и сочась елеем, вкрадчиво вопрошают: «А вы за кого: за Дюринга или за Энгельса? За Ленина или за Каутского? Вот вы тут сидите, руки сложивши, а там Родину снегом заносит. Надо определяться…» Народ робко оправдывается: «Дык, вы же ж и так у власти. И ничего ить не улучшилось. Порядка и справедливости нету. Мы в прошлый раз седалища ради вас разрывали, старались, поддержали. А толку-то? Ничего не поменялось к улучшению». — «Да вы ведь всей правды не знаете, ребята, — с добрым ленинским прищуром объясняют знающие люди, — мы хотели все сделать и выполнить, но нам враги помешали. Про шайку “Червонных валетов” слышали? Нет? Вот и не говорите, коли не знаете. Вы спрашиваете про справедливость? А никакой справедливости, товарищи, не существует. Гагарин в космос летал, справедливости не видел».

Пять лет прошло с прошлых выборов. За это время многое в республике произошло. Всегда, при любой проблеме, все вопросы решают депутаты от фракции «Патриоты России». Знакомые «маршрутчики» меня неоднократно спрашивали: «У нас в республике что, только “Патриоты России” депутаты? Других депутатов нет, что ли? Как что случится — только фадзаевская команда хлопочет о решении вопроса. А про остальных депутатов как в известном диалоге: «— Ты суслика видел? — Нет. — А он есть».
С другими депутатами увидеться — это надо иметь спортивное счастье. В лучшем случае какой-нибудь помощник депутата (тоже очень занятый) объяснит, что депутату, во-первых, некогда, а во-вторых, он не занимается решением вопросов, он отошел от теории малых дел, взялся за великое. Так и всплывает в памяти сакраментальная полыхаевская формула: «И кроватей не дам, и умывальников».

«За дело — не мы, за работу — не мы, а попеть, поплясать против нас не сыскать», — говорится в народе. Многие депутаты узнают себя в этой фразе. Причем не только депутаты «Единой России». Пять лет эти депутаты занимались непонятно чем. Никто их и в глаза не видел. И вот перед самыми выборами они возникают из небытия и напоминают о себе в сопровождении бойких команд поддержки. Обещания щедро и привычно льются мощным потоком. Пять лет этого депутата никто не видел, он ничего не сделал полезного для народа, но сейчас он обещает сделать все и сразу. С утра и до полуночи он разберет Великую китайскую стену, а с полуночи до утра вновь эту стену возведет и даже не вспотеет. Все застарелые проблемы он решит эффективно и быстро. В кратчайший срок он разрешит все проблемы, которые накапливались годами. А если потребуется, он взойдет на костер за чужие грехи. Группа поддержки дружно и вдохновенно отвечает на каждое воззвание своего депутата: — Бамбарбия киргуду! — призывает депутат. — Воистину киргуду! — отвечает подтанцовка.

Такое происходит каждый раз перед выборами. Каждый раз одни и те же избиратели слушают одни и те же пустопорожние обещания. Каждый раз избирателям обещают по пачке гречки за голос. Каждый раз эти избиратели получают черта лысого вместо обещанной гречки. Но каждый раз вновь и вновь попадаются на тот же цыганский гипноз. Почему так происходит (так и просится сюда слово-паразит «блин»)? Ведь все эти уловки уже давно известны. Почему люди ведутся на примитивный обман и идут за человеком с дудочкой? Почему большинство избирателей не отдают свои голоса тем, кто зарекомендовал себя на практике как человек ответственный и желающий работать для народа? Трудно сказать.

Тем временем мастера «обещалкиных дел» не унывают и надеются в очередной раз протащить знакомого «троянского коня» в знакомые ворота. Вроде бы трюк старый, но каждый раз они умудряются придумать какую-нибудь новую «козявку». Пообещают, что в случае избрания покажут народу восемнадцатое мгновение весны. И небо распахнется великой молнией. И их вновь изберут на очередные четыре года ничегонеделанья. И все будет хорошо. В крайнем случае плохо.

Юрий ПЕТРОСОВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: