Основные направления концепции национально-культурного развития Осетии (Газета «Пульс Осетии» №32)

Навстречу съезду осетинского народа
В начале 90-х годов в Осетии стал стремительно возрождаться традиционный институт общественного самоуправления «Ныхас» как иммунная реакция национального организма осетин на угрозу гибели от рук соседних народов-агрессоров. Созданные тогда «Адамон Ныхас» на юге и «Стыр Ныхас» на севере Осетии своевременно восполнили вакуум, сложившийся во взаимоотношениях власти и общества на тот момент. Народ спонтанно принял тогда на себя ряд государственно-управленческих функций, буквально навязав власти обратные связи с «низами». Открыто объявив о решимости к сопротивлению, созданные институты самоорганизации в целом эффективно справились с комплексом задач военной мобилизации и на юге, и на севере Осетии, предотвратив реально надвигавшийся геноцид. Но прошли тревожные годы, и гибельный толпо-элитарный стиль управления вновь реанимирован в Осетии усилиями второго президента РСО-Алания. Этот стиль не миновал и «Стыр Ныхас». Его усилиями эффективный механизм самоорганизации осетинской нации был плотно подмонтирован к нуждам власти. А случилось это потому, что в самом начале образования «Стыр Ныхас» была допущена системная ошибка — проигнорирована его перспектива — концепция функционирования и развития этого мощного социального института. С тех пор прошло 25 лет, но вопрос национальной самоорганизации не утратил актуальности. Назрела необходимость в еще более решительных мерах для профилактики социальных и национальных болячек из-за обострения уже внутриосетинского конфликта, диктуемого небывалым уровнем имущественного расслоения нации.

Любые управленческие структуры, а «Стыр Ныхас» является таковой, создаются для решения возникающих конкретных задач по полной функции управления, которая включает в себя один и тот же набор из 7 организационных и аналитических мероприятий. При этом игнорирование субъектом управления хотя бы одного из них делает бессмысленными все последующие решения. Можно ли утверждать, что «Стыр Ныхас» как общественный институт управления справился со своими целями? Увы, нет. К сожалению, нынешние члены Координационного совета «Ныхаса», как и их предшественники, отошли от ожидаемого от них долгосрочного планирования своей деятельности, сводя планы к бессистемным одноразовым мероприятиям. Если основной функцией «Стыр Ныхаса» является забота о сохранении одного из древних этнических генотипов человека — осетин, то это прямо указывает и на направление работы — с будущим Осетии, молодежью. Игнорирование пунктов полной функции управления привело «Стыр Ныхас» к закономерному финалу — утрате авторитета в народной среде. Поэтому реорганизация этого жизненно необходимого общественного института осетинского народа должна неотложно начаться именно с разработки и принятия к исполнению стратегии своей деятельности, хотя бы на срок жизни двух поколений.

…Достижения в различных областях современной науки —астрономии, геофизике, космологии, физике элементарных частиц и др. — позволяют уверенно говорить о том, что космическая бесконечность не бесхозна. Хотя бы потому, что все объекты в ней находятся в упорядоченном состоянии и информационном взаимовоздействии. Планета Земля и мы, ее обитатели, никакая не случайная погрешность в упорядоченной вселенной. Если мы есть — значит это кому-то и для чего-то нужно? Окончательный ответ невероятно сложен и в то же время прост: вектор целей человечества плотно соотнесен с вектором целей его создателя, ибо быть частицей некоего организма и не быть подчиненным законам его существования изначально абсурдно.

А как тогда быть с генетической основой человека — осознанным стремлением к превосходству, лидерству и состязательности? Ответ закономерно единственен — имеет смысл только такое состязание, которое угодно вектору целей Создателя всего сущего. Очевидно, в бескорыстии, благородстве, трудолюбии и любви к природе. Состязание в противном неизменно завершается разрушением и кровью. Отсюда и принципиально иное толкование общения с Богом. Регулярное посещение храма, мечети, синагоги или дацана — это всего лишь публичная демонстрация религиозных обрядов. Служить Богу не надо. Он не нуждается в прислуживании. Служить надо Его творению и идее — человеку и его колыбели — природе! Поэтому через разум каждый из нас наделен Богом конкретной обязанностью, осознанным созиданием — возвращать в зрелости следующим поколениям преумноженные знания о добре и зле, полученные в юности. А посему созидание, лишенное корысти, и есть высшее проявление религиозности! Об этом не должны забывать те, кто опрометчиво выводит себя за рамки человеческой морали.
На этом фоне роскошь храмов, многочисленность жречества, паразитирующего на невежестве людей, резко контрастирует с религией осетин. Осетину на лоне природы найти и понять Бога намного легче. Не обремененному религиозными догматами осетину проще ответить на извечный философский вопрос «что такое Я?» и где конкретно находится то, что подразумевается под «Я». Осетинской ментальности доступнее восприятие физического тела как временного вместилища «Я», что наше «Я» имеет к нашему телу ровно такое же отношение, как водолаз к аквалангу. Наше тело — это костюм, футляр, в котором находится наше «Я» и который дан нам временно, «напрокат», для функционирования в земной реальности. «Я» — это осознанно рассеянная частица Бога, временно находящаяся в нашем теле — футляре. А теперь почувствуйте разницу: человек — «частица Бога» или «человек — раб Божий». Доведение этих знаний до широких масс населения — это первая грандиозная задача, над которой предстоит работать будущему составу «Стыр Ныхас» при посредстве осетинских дзуарылагов.

…Предки осетин в оценке человека пользовались двумя определениями: «ёгъдауджын» (благородный) и «ёнёгъдау» (нечестивец). При этом благородным признавался тот, кто жил в воздержанности, в ладу с природой и законами гражданского общежития. То есть по Божьим заповедям! Такая строгость определения категорий нравственного и безнравственного весьма эффективно ограждала общество от духовной эрозии, утверждая в быту высочайшие образцы личной ответственности. Подтверждением тому служит большое количество героических песен осетин, сложенных в честь исторических личностей, жизнью и смертью продемонстрировавших приверженность неписаным законам «ёгъдау». И наоборот, в осетинском фольклоре вы не найдете ни одного эпизода, прославляющего жизнь и деятельность просто богатых, тем более «ёнёгъдау». Как невозможно из трухлявой древесины сделать качественную мебель, точно так же из разложившегося общества не построить государства. Поэтому для выхода из тупика, с целью самосохранения, народу республики, титульной нации прежде всего, необходимо восстановить утраченные нравственные ориентиры. Думается, возрождение четкой стратификации нравственных категорий, известных обществу из норм традиционной этики и права осетин, способно найти ответный отклик у всех слоев общества и конфессий и готово оздоровить нравственную ситуацию в республике, вернуть обществу правильные представления о добре и зле, героизме и подлости, возродить лучшие образцы «иронзинад». И это вторая большая задача для будущего актива «Стыр Ныхас».
…Культура знаний и жизненный опыт, делающие человека мудрым, щедрым и мужественным, вырабатываются не на голом месте. Культура индивида коренится в совокупности воспитательных, генетических и социальных факторов, наработанных предшествующими поколениями. Но если это так, то, очевидно, культура нации и общества также обуславливается исторической и генетической суммой культур членов общины-нации, сформировавшихся под прессом политико-экономической традиции. Поэтому повсеместное игнорирование национальных традиций является занятием по меньшей мере неосмотрительным.
Наследование бескультурья и безнравственности ярче всего иллюстрируется на примере повышенной аварийности на дорогах с участием молодежи, в игнорировании ими норм безопасности при управлении автотранспортом. По своей трагической сути эти молодые люди являются закономерным проявлением неминуемых последствий нравственных провалов в процессе переориентирования граждан Осетии на либеральные ценности. Поэтому можно смело утверждать: означенная проблема — это отложенная цена за слепое копирование «прелестей» общества потребления, несущим каркасом которого является имущественное расслоение граждан. То есть исследуемая часть осетинской молодежи ведет себя столь вольготно потому, что ей это позволяет экономический и социальный статус родителей, для которых, в свою очередь, главным культурным и ценностным ориентиром стала материальная успешность. Через пять-семь лет старый управленческий корпус закономерно сменит молодая бизнес-элита. Но представить даже страшно, если ею окажется молодежь, не обремененная моралью и упорным трудом, которая унаследованные богатства будет преумножать не знаниями, а посредством скупки политических постов и регалий. Не допустить деградации молодежи при наследовании — очередная серьезная задача для будущего актива «Стыр Ныхас».
Как известно, язык любого народа является его генетическим стержнем, или кодом. При переводе мыслительной деятельности на другой, чужеродный язык, вкупе с господствующей на тот момент общественной моралью, человек постепенно утрачивает нравственные ориентиры собственной нации и перенимает чуждый его менталитету цивилизационный код. Поэтому осетинский язык необходимо возрождать не просто в силу его архаической ценности, а прежде всего как способ сохранения уникальной человеческой общности в виде осетинского этноса. Здесь хороши буквально все «пожарные» средства, способствующие языковой практике как в быту, так и в официальном делопроизводстве. И это первейшая, пожалуй, забота будущего актива «Стыр Ныхас».

«Стыр Ныхас» сегодня по статусу обладает возможностью влиять на формы национально-государственного уп-равления, абсолютно не претендуя на власть, и в таком виде обязан эффективно служить своему народу, своей нации. Прежде всего — будущим поколениям Осетии. В этой связи концептуальные основы деятельности «Стыр Ныхаса» как общественной организации видятся в двух основных ипостасях:
а) в мобилизации культурного потенциала осетинского этноса на сохранение материнского языка, истории и культуры осетин, стратификации нравственных критериев народа — «æгъдау»;
б) в беспристрастной ретрансляции власти болезненных проблем нации и общества в целом через введение в практику направления ежемесячных меморандумов (восстановление обратной связи путем доведения реакции неформальной национальной элиты на управленческие решения власти).
Фундаментальными же направлениями перспективного планирования могут стать следующие пункты:
1. Формирование научного осмысления религиозной традиции осетин через возрождение собственной жреческой элиты.
2. Поддержка востребованности осетинского языка как основы функционирования национальной матрицы.
3. Вопросы воспроизводства собственной управленческой элиты, внедрение ее в международные управленческие структуры.
4. Минимизация воздействия либеральных ценностей на национальное единство и самосознание осетин.
5. Внедрение в национальное самосознание осетин отрицательных последствий неконтролируемой урбанизации. Выработка и согласование с властью расселенческой доктрины Осетии.
6. Выработка и реализация оптимальных форм ведения разнонаправленной агрессивной информационной политики.
7. Разработка жесткой стратификации национальных этических норм с учетом современных требований.
Отсюда вытекает перечень конкретных мероприятий «Стыр Ныхаса», могущих лечь в основные направления концепции национально-культурного развития Осетии и оптимизировать перспективу сохранения и развития осетинского этноса:
1. Вернуть Международному общественному движению «Высший совет осетин» прежнее наименование — «Аланты Ныхас».
2. Внести в устав движения положение, позволяющее формировать состав его Координационного совета на принципах фамильного представительства.
3. Утвердить главным национальным праздником осетин регулярные «Нартские игры» с учреждением в честь победителей званий «Лучший юноша Осетии», «Лучшая девушка Осетии».
4. Закрепить решением съезда полный переход на единый григорианский календарь.
5. Издать на осетинском, русском и английском языках три книги: «Святилища Осетии», «Осетинский молитвенник», «Осетинский календарь».
6. Инициировать постройку во Владикавказе осетинского национального центра «Иудзинады мæсыг».
7. Принять и определить сферу функционирования кодекса чести осетина.
8. Реформировать и воссоздать институт «дзуарылæгтæ» с целью создания национального жречества и возрождения святилищ.
9. Определить празднества святилищ в районах по образу и подобию «Нартских игр».
10. Принять и утвердить положение о вертикали института «тæрхон», а также «тæрхоны лæгтæ» на базе «Сыхы Ныхас», «Районы Ныхас», «Аланты Ныхас».
11. Учредить для учащейся молодежи регулярную развлекательно-позна-вательную игру на осетинском языке «Худæн зиу».
12. Внедрить в регулярную практику проведение конкурсов на лучшую фамильную книгу, фамильный видеофильм.
13. Срочно инициировать широкую дискуссию по расселенческой доктрине Осетии.
14. Отобрать из числа студентов добровольцев в строительные отряды для реставрации святилищ Осетии.
15. Создать целевой фонд для финансирования реставрируемых святилищ.
16. Во всех районах Северной и Южной Осетии в школах с углубленным изучением осетинского языка создать по одному элитному кадетскому классу, куда отобрать из параллельных четвертых классов лучших из лучших, без учета имущественного ценза, с присвоением классам имен героев (живых и мертвых) событий 1991–1993 гг. (классы будущей управленческой элиты Осетии).
17. По тому же принципу в тех же школах создать элитные девичьи классы с углубленным изучением основ осетинской этики, рукоделия, кулинарии и т. д. (классы будущих элитных невест и матерей).
18. Во всех родильных домах и женских консультациях оборудовать стенды с осетинскими личными мужскими и женскими именами.
19. Радикально пересмотреть информационную политику движения, сделав основной упор на молодежную аудиторию (сайт, газета, радиостанция).
Концепция единогласно одобрена на заседании общественного движения «Иудзинад» с участием Совета служителей святилищ Осетии и представителей ряда фамильных Ныхасов.


4 августа 2017 г.
Общественное движение
«Иудзинад»

Руслан Кучиев возглавил «Стыр Ныхас»

Руслан Кучиев, ранее входивший в Координационный совет от канадской диаспоры, возглавил «Стыр Ныхас».
Такое  решение было принято 10 августа во время заседания совета. За Кучиева проголосовало более 70 человек. Его кандидатуру выдвинул член Координационного совета Сослан Сикоев.
И. о. председателя «Стыр Ныхаса» с января 2017 года был Таймураз Хутиев, сменивший на этом посту Бориса Басаева.

Комментарии

Столичный гость, 18:57, 21 Авг. 2017

Стыр Ныхас этого созыва к превеликому сожалению этим решением полностью и окончательно себя дискредитировал. Мало того, что он вёл непозволительно вялую, малозаметную и практически безрезультатную деятельность десятилетиями, так ещё и этой некрасивой сдачей своего председателя в угоду навязанной Администрацией Главы республики заморской кандидатуре выказал свою покорность и беспринципную уступчивость.

Вполне допускаю, что новый председатель очень хороший человек! Наверняка. Но, пусть бы он оставался на своём посту, столь нужном всем его соратникам в Канаде и нам, и там на чужбине согревал бы их своим чутким подходом, знанием ответов на вопросы ...куда и как идти осетинам в XXI веке, а главное - умело бы направлял их помыслы, умело прививал тягу ко всему осетинскому.

Неужели, во всей Северной Осетии, да и в том же Стыр Ныхасе не нашлось ни одной кандидатуры для выдвижения? Неужели не нашлось никого в московской или какой-нибудь другой нашей общине во всей великой России? Не поверю, не верят и многие те, с кем пришлось обсуждать это ЧП отвечая на их негодование.

Произошедшее расцениваю, как оскорбление, нанесённое общественной организации со стороны интриганов от исполнительной власти, чьё вмешательство в деятельность общественного формирования граждан незаконно.

Ну, а если кто-то сомневается в чьём-либо закулисном лоббировании кандидатуры из Канада, то задайтесь вопросом ...а как такое вообще могло произойти с человеком, которого никто из видных и уважаемых людей в Осетии до этого не знал и ничего о нём не слышал, ни хорошего, ни плохого !?

Craigcap, 22:41, 31 Янв. 2018

Проблемы на финансовом рынке?
http://bit.ly/2FlBMJJ - деньги в долг от частных лиц под
Выдача в день сделки кредита онлайн на карту через 30 мин. Получить здесь: http://bit.ly/2nhQhaF
_z*

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: