ПАТРИОТИЗМ: содержание и формы реализации (Газета «Пульс Осетии» №31, август 2017)

Есть понятия, которые одновременно становятся паролями и ориентирами жизни людей. Патриотизм относится к ним. Однако его содержательное истолкование может быть разным, в том числе относительно общественной жизни, государственности решаемых целей и задач. Особые усложнения в восприятии и употреблении его могут быть с политической точки зрения, личностного участия людей в политике. Мы обратились по этим проблемным вопросам к доктору экономических наук, профессору Ноху ТОКАЕВУ и попросили его разъяснить их с позиции происходящего в нашей республике за последнее время.

— Нох Хасанбиевич! Просим вас дать свое пояснение, если хотите интерпретацию, широко употребляемого понятия «патриотизм».

— В моем понимании в русском языковом применении «измы» всегда прибавлялись к словам не случайно, а для обозначения их смыслового содержания в плане уточнения общественной составляющей. Так это остается и сейчас. В обществе людей патриотизм означает состояние осознанной подчиненности единым целям и задачам, которые объективно необходимо решать совместными усилиями. При этом, разумеется, цели выбираются по критериям общественной значимости, разумной и выверенной обоснованности общественных и государственных подходов к решаемым задачам. Безусловно, патриотизм подразумевает преданность делу, которому служишь. Не тупая, слепая и лобовая преданность, а осознанная, что означает реализацию позитивных начинаний и результатов во всех сферах жизни людей.

— Есть ли смысл быть патриотами всем, кто живет в обществе? Может быть, многие предпочитают реализацию сугубо индивидуальных экономических интересов?

— Человеческая жизнь вне общества исключается, и это давно доказано… Другое дело, что и общество не есть аморфное состояние общей жизни людей. Общественная жизнь содержательна отношениями людей, а они самые разнообразные: трудовые, демографические (в широком смысле), политические и т. д. Само общество есть прежде всего совокупность трудовых отношений. Индивидуальные предпочтения, взгляды, мнения, действия вполне реальны, но они тоже имеют направленность развития в сторону общественных. Они не могут выйти за рамки общественного поля и логики развития. Индивидуальный носитель патриотизма усиливает его, и это создает мощный импульс движения. Патриотизм — движение по линии консолидации общества в решаемых целях и задачах.

— И все-таки возникает вопрос: патриотизм как движение несет в себе опасность ограничения индивидуальной свободы людей?

— Надеюсь, что все, кто является патриотом своего общества, государства, региона, города, села и т. д., никогда не будут что-либо делать в противовес как общественным, так и собственным интересам. Патриотизм как движение, в моем представлении, также ничего общего не должен иметь в плане ограничения личностной свободы граждан, живущих в обществе и защищаемых законами государства. Почему патриоты, представляющие политическую партию «Патриоты России», становятся все более привлекательной политической силой в обществе? Ответ очевиден: они убеждены, что законы государства обязаны исходить из того, что сначала необходимо защищать каждого гражданина, а через это и коллективы (организации, учреждения), общество. Общественная жизнь так и укрепляется. В патриотическом мышлении людей находится место  таким качествам, как любовь к человеку со всеми его достоинствами и недостатками. С этим коррелируется любовь к Родине, Отечеству.

— Получается, что выгодно сегодня быть патриотом?

— Быть патриотом — это не есть выгода, а состояние установок человека, его стремлений реализовывать лучшие решения в экономике, социальной жизни и политике. Выгоды должны быть реализуемы в этих направлениях, а не потому, как декларируется «быть патриотом». Многие патриотизм и патриотов от политической партии «Патриоты России» оценивают по тем реальным постановкам задач и поискам способов их реализации, которые имеют место. Во всяком случае, в Парламенте РСО-Алания это так, что хорошо известно нашим избирателям. Избиратели всегда с одобрением воспринимают реальность постановки задач как с позиции разработки законов, так и принятия других подзаконных актов. Фракция «патриотов» в Парламенте республики всегда отличалась сосредоточенностью на решении трудных и достаточно сложных задач по бюджетной, налоговой и кредитной проблематике. Не отходили от весьма сложных проблем аграрной политики, развития сельскохозяйственного производства. Сотни раз участвовали в подготовке обсуждения и принятия решений по специальным вопросам.

— Есть взгляды и мнения, что патриотическому движению, политической деятельности «Патриотов России» тоже свойственны такие качества, как «смягчение критики действующей власти в республике», «уход от оппозиционных позиций к власти» (см. «СО» от 27 июля 2017 года). Другие авторы в общих выводах о партиях и со ссылками на экспертов добавляют, что партии в республике имеют низкий уровень доверия у населения в реализации их интересов. Как вы к этому относитесь?

— Вопрос о доверии населения РСО-Алания к власти, в том числе и к партиям в Парламенте, реальный, т. е. он имеет место. Но хочу внимательно посмотреть первичные данные, на которые ссылается профессор Хасан Дзуцев (см. «ОСВ» от 22 июля 2017 года). Трудно прочитывается его социологический обзор с анонимными ссылками на экспертов! Если изложенные материалы действительное мнение общества, то приходится думать серьезно. Всем партиям, Правительству республики, силовым структурам, судебной системе, общественным организациям даны самые низкие оценки, удивительно схожие, и на этом фоне сделан вывод: «Эксперты считают, что В. З. Битаров заботится о своем народе, хочет навести порядок в республике, но остальные ветви власти мешают ему это делать». Возникают десятки вопросов в духе: как же так?!
Я не согласен с такими выводами и хочется знать собственное мнение тех, кто их публикует. Не следует отдельное мнение опрошенных социологом людей объявлять также оценкой экспертов в таком изложении: «полицейским не до людей… рисуют отчеты, создают видимость работы, перекладывая бумаги с места на место». Не согласен и с тем, что «суду веры нет, нет вообще, они творят, что хотят»…
Есть и другие крайности оценки доверия к власти, в том числе и со стороны партий. Например, наметившаяся тенденция поддержки деятельности действующей власти со стороны партии «Патриоты России» стала вызывать обеспокоенность определенной категории людей. Делается даже вывод о том, что «Патриоты России» «могут лишиться своего главного козыря» (см. «СО» от 27 июля 2017 года), имеется в виду оппозиционность к деятельности  действующей власти. В данном контексте я сошлюсь на лидера партии Арсена Фадзаева, который неоднократно объяснял характер изменившейся оппозиционной деятельности «патриотов»… Замечу, что идея большей сбалансированной позитивной совместной работы политических партий, представленных в Парламенте РСО-Алания, давно начала овладевать умами, и она начала находить понимание у населения тоже. Партии и действующая власть действительно стали больше взаимодействовать, консолидированно преодолевать возникшие трудности. Что в этом плохого? Оппозиционные рейтинги, на мой взгляд, будут уходить в прошлое, но сила деловой и политической критики — возрастать. Не надо только искусственно нагнетать обстановку и забегать вперед. Есть логика требований совместных действий, а тем более разнообразной сложной деятельности. Партия «Патриоты России» в республике движется в правильном направлении. Кажется, великий Эйнштейн говорил: «Логика вас приведет из пункта А в пункт Б, а воображение — куда угодно». В политическом мышлении крайне важно, чтобы преобладал разумный и выверенный смысл с перспективой.

— Нох Хасанбиевич, но ведь существует реальность, что не все довольны той общей политикой, которая проводится в республике. Есть ведь издержки, неправильность, упущения, несистемность. Не слишком ли республиканская власть увлекается частными мероприятиями различного характера, поездками в Москву, в другие регионы и т. д.?

— Меня тоже беспокоит долгое становление общей политики в системе. Но хочу заметить, что она еще находится в стадии становления. Политика всегда сложна, и формы ее проявления все время преобразовываются. Чрезвычайно важна политическая подготовленность тех, кто входит во властные структуры. Одним «присматриванием» к политическим и деловым установкам, а также требованиями руководителя республики нельзя обойтись. Есть опасности выработки «иммунитета» неисполнения требований Главы республики его же подчиненными. Однако с каждого «голову не снимешь», должна работать система принятия и исполнения решений, а это самая сложная задача.
Часто замечаю, что отдельные резкие выводы и сформулированные В. З. Битаровым требования возбуждают общество, общество разогревается, но по прохождению времени эти же вопросы возникают вновь на уровне Главы республики… Так не должно быть. Вопрос не в том, чтобы политически культивировался страх у подчиненных. Необходимо устранять системно условия выработки и формирования каждый раз «умеючи» уходить от исполнения обязанностей в должностях. Есть множество методов во власти каждый раз оттеснять в исполнении то, чем ты занимаешься. Но есть логика — не можешь иначе работать, тогда уходи с должности. Власть должна меняться, но в сторону постоянного делового вектора.
Относительно мероприятий согласен, но деловые поездки в Москву даже необходимо усилить. Без этого, к сожалению, будет малое продвижение основополагающих решений. Не скажу, что у регионов страны неравные законодательные права. Однако же наблюдается фактически и достаточно широко неравенство решаемых задач. Тут, как говорится, «сыграл свою роль — и ты победил, будет положительный результат — и выиграл». В Москве разными методами приходится защищать как права, так и интересы республики. Особенно это касается бюджетных интересов, а также реализации целей и задач активизации инвестиционной деятельности. Возникают вопросы не только повседневных решений социально-экономических задач, но и преодоления трудностей роста и развития.

— В последнее время снова возникает тревога относительно развития бюджетного процесса и бюджетных долговых проблем республики. Вы намерены этими проблемами и далее заниматься вплотную в составе партии «Патриоты России»?

— Бог даст, без всякого сомнения. Будем прилагать максимум усилий, чтобы преодолеть чрезмерную долговую зависимость, которая как зависит от республики, так и нет. На первое место надо ставить задачи преодоления низкодоходности экономики. Следует более скрупулезно разобраться с отношением предприятий различного уровня и хозяйств к формированию доходов и их распределению. Куда и как распределяются доходы, чрезвычайно важно с точки зрения не только выплачиваемых зарплат и налоговых платежей, но и нахождения альтернативных решений для распределения источниковой базы формирования доходов. Под альтернативами имею в виду нахождение новых подходов к решению задач — как вкладывать деньги в экономическое развитие (смена технологического уклада и производство новых видов конкурентоспособной продукции).
Второе направление. Добиваться изменения тех нормативов распределения доходов, которые неминуемо ведут к росту бюджетных долгов, в том числе образуемых через кредитные заимствования. В стране и ее регионах, в частности в нашей республике, создалась ситуация, когда на заимствованных кредитных средствах нельзя работать так, чтобы реализовывались дополнительные доходы. Разве это нормально, когда кредитами только обслуживаются и погашаются долги? Нет, конечно. Образовавшуюся критическую ситуацию с долгами надо разрушить.
Обращаю внимание на то, что многие бюджетные гарантии (принятый к использованию бюджет — всегда закон) прописываются в бюджетах, но часто не выполняются. В такой ситуации органы государственной власти регионов оказываются беспомощными в решении сформированных задач. В едином государстве так не должно быть под влиянием факторов распределительного воздействия доходов. Государство не является «сторожем бюджетов». Государственными, по моей оценке, являются все бюджеты (федеральный, региональные, местные), а вопрос в их различии допускается в формах организации и управлении бюджетной системой. Еще раз подчеркну, чрезмерная централизация распределения изымаемых в бюджеты доходов имеет место, и это не оправдывается.

— Нох Хасанбиевич, как вами оценивается реальная ситуация с формированием денежных доходов населения республики?

— Давно отстаиваю позицию, что проблематику денежных доходов надо анализировать в комплексе. Что имеется в виду? Во-первых, какая экономика и с какими доходами формирует зарплату, а следом и денежные доходы. Во-вторых, надо более честно знать, какова доля заработной платы в формирующихся доходах населения. Всевозможные другие денежные выплаты не могут быть достаточно определяемы, если с заработной платой не разобрались. Усредненные значения показателей зарплат крайне запутали проблематику. Трудно стало разобраться с минимальными значениями зарплат, а еще хуже — с максимальными… Крайне неэффективно контролируется денежный оборот по направлениям, а надо это делать.
В-третьих, нельзя рационально и эффективно организовывать занятость населения, если это не обосновано по критерию целесообразности выплачиваемых зарплат. Разве далее допустимы такие резкие сокращения занятости, как это происходит в последние годы? Я имею в виду так называемые «оптимизационные сокращения-увольнения». Не раз выступал на Парламенте республики и говорил, что этот процесс «бомбовый, с ожиданиями большого взрыва»… Когда образуются невыплаты зарплат на предприятиях, в организациях, учреждениях, тогда поднимается шум. Создается массированное давление страха, но в целях недопущения такового все руководители стараются укрепить ситуацию за счет «оптимизации». Фикция и только, но жизненные устои требуют других решений, в том числе законодательных. Относиться к проблеме надо так, что люди деньги зарабатывают для удовлетворения необходимых потребностей.
Критически отношусь к такого рода решениям выплат долгов по зарплате, как «блокирование их денег на счетах для выплаты зарплат». Не приемлю и такую позицию, согласно которой «государство не должно выплачивать долги обанкротившихся предприятий». Кстати, таковыми могут быть не только классические предприятия, но и различные футбольные клубы и т. д. Государство в рамках законодательства обязано регулировать эти процессы и влиять в необходимом направлении. Я ранее говорил, что государство образуется и функционирует ради людей, а не наоборот. Никогда не надо забывать и то, что кроме невыплат зарплат всегда остаются проблемы деятельности предприятий и организаций. Нельзя просто закрывать предприятия. Знаете, как-то Булат Окуджава говорил: «Пиджак — один, но я его перешью под новые обстоятельства». Добавлю от себя, что многие обстоятельства создаем мы сами, и это тоже следует учитывать.

— Разве не обстоятельства современной жизни подчиняют нас себе? Разве мы вольны в выборе абсолютного большинства решений?

— Не хочу впадать в крайности суждений и оценок, но скажу так: мы все являемся членами общества, объединенными жизненными целями и условиями жизни людей. В одиночестве многое не решается, и это надо хорошо уразуметь. Становится же более значимым организовывать людей в труде, учебе, общественной жизни? Всему есть решения в лучшем варианте, только надо их находить своевременно. Если честно, то меня сильно беспокоит «ничегонеделание» с устаревшими производствами. Если те, кто «захватил» эти производства, ничего не делает, то надо государству разбираться  — скупать, модернизировать, на их месте строить новые заводы и т. д. Есть масштабные проблемы образования, и это все видят, признают. Думаю, что предстоит серьезно поменять системную ориентированность образования, его содержательную и организационно-педагогическую составляющую. Конечно, вы не случайно спрашиваете меня о вольном выборе, но я его понимаю в разумном смысле. Никогда не тяготел к вакханальной жизненной ориентации по принципу «что хочу, то и делаю»… Большинство жителей республики, как мне видится, тяготеют к таким изменениям в жизни, которые одновременно повысят к нам требования, но толка от них будет больше.

— Благодарю вас, Нох Хасанбиевич, за содержательные и интересно аргументированные ответы на мои вопросы.

— Спасибо! Будем и далее размышлять о вопросах и проблемах, которые вы сформулировали. Надеемся формировать практические решения для республики.


Беседовал
Павел СНИКЕР

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: