«Это жертвы ожили из пепла и восстали вновь…» (Газета «Пульс Осетии»№25, июнь 2017)

В череде всевозможных мероприятий, на которых по долгу службы приходится бывать журналисту, случаются такие, после которых долго приходишь в себя. Потому что столько боли, слез и крови стоит за событиями, к коим обращается взор, что вспоминать об этом тяжело, думать страшно, но и не вспоминать невозможно, напротив, об этом нужно, даже должно и помнить, и рассказывать, дабы не повторилось такое никогда, дабы мы были бдительны.
22 июня, в День памяти и скорби и начала великого подвига, когда вся страна вспоминает тех, чьи жизни унесла война, в общинном доме владикавказского еврейского общества «Шолом» был открыт мемориальный музей памяти жертв и героев холокоста, жертв терактов во Владикавказе и Беслане, жертв агрессивной политики Грузии по отношению к мирному населению, ополченцам и миротворцам Южной Осетии имени Александра Печерского (о личности Александра Печерского разговор особый), созданный по инициативе и при непосредственном участии Марка Петрушанского и Гергарта Наделя.

Пусть никто не думает, что мертвые не слышат, когда о них живые говорят
Несмотря на дождь, который не переставал накрапывать, во дворе общинного дома на ул. Тамаева, рядом с единственным на территории бывшего СССР памятником не жертвам холокоста, а евреям-воинам из Северной Осетии, павшим в боях за Родину (274 еврея — выходца из нашей республики не вернулись с Великой Отечественной войны), собрались члены общества «Шолом», представители многих других национально-культурных центров и обществ (всего их в республике 34), Министерства РСО-Алания по вопросам национальных отношений, республиканского Совета ветеранов, духовенства — всех конфессий, организации «Матери Беслана». Прибыли гости из еврейских общин Северного Кавказа, из Ростова-на-Дону приехала Наталья Ладыченко — внучка Александра Печерского, чье имя носит музей. День памяти и скорби сплотил всех, равнодушных среди собравшихся не было. Многие не скрывали слез, когда звучали песни военных лет, когда дети из ансамбля «Тропинка» Северо-Осетинской миссии христианского милосердия, оказавшей, к слову сказать, помощь в создании мемориального музея, пели «Нам не забыть то, что было в Беслане».
«Сегодня знаменательный день для двух республик — Северной Осетии и Южной Осетии. Сегодня открывается музей, над созданием которого мы работали на протяжении года, — начал свое выступление председатель общества «Шолом» Марк Петрушанский. — В мире существует 23 музея холокоста. В России мы первые. Наша многострадальная республика, на территории которой произошло более 20 террористических актов, которая, как никакой другой субъект Российской Федерации, пострадала от современных фашистов и террористов, имеет на это полное право, она его выстрадала. При создании музея у нас была своя концепция: показать не только жертв холокоста, но и еврейское сопротивление. Конечно, мы не могли обойти вниманием события новейшей истории  — трагедии в Беслане и Южной Осетии, где мирные граждане стали жертвами современных террористов и фашистов».
Марк Петрушанский назвал открывающийся мемориальный музей народным. Ведь он создавался на народные средства. Жертвовали на создание музея не только евреи, но и представители других национальностей. Первым свою лепту в создание мемориала внес большой друг общества «Шолом», известный в городе человек, экс-мэр Владикавказа Михаил Шаталов. Марк Петрушанский поблагодарил за помощь также председателя правления Российского фонда мира Леонида Слуцкого (г. Москва), депутата Государственной Думы Артура Таймазова, прораба строительной бригады Карена Габриеляна, рекламное агентство «Alaina», художника по металлу Петра Марсагишвили, скульптора, автора портретного барельефа Александра Печерского Ибрагима Хаева и многих-многих других (всего более 100 физических лиц внесли свою лепту в создание мемориального музея). «Спасибо всем, кто нам помогал», — закончил свое выступление Марк Петрушанский.
В этот день было сказано немало слов о значении мемориального музея, который не позволит нам забывать о нашем трагическом прошлом, которое не должно повториться, о сплоченности, необходимой для того, чтобы дать отпор современным неофашистам и экстремистам. Высокую оценку подвижнической деятельности инициативной группы и лично Марка Петрушанского дали епископ Владикавказской и Аланской епархии Леонид (Горбачев), муфтий, председатель Духовного управления мусульман РСО-Алания Хаджимурат Гацалов, настоятель Армянской церкви Святого Григория Просветителя Тер Геворг (Тертерян). «Выросли целые поколения, которые не помнят ту войну, но, когда мы начинаем забывать свою историю, случается Беслан и другие страшные вещи. Нам надо сплотиться, быть вместе, чтобы противостоять злу. Общее прошлое консолидирует народ», — сказал Хаджимурат Гацалов. «Мы обязаны помнить и бороться со злом, — вторил муфтию Тер Геворг. — Холокост — трагедия всех людей, живущих в этом мире».
Со словами благодарности к инициативной группе общества «Шолом» обратились также заместитель министра по вопросам национальных отношений Владимир Писаренко, председатель Совета ветеранов республики генерал-майор авиации в отставке Солтан Каболов, экс-мэр Владикавказа Михаил Шаталов, заведующий мемориальным Домом-музеем дважды Героя Советского Союза генерала армии Исса Плиева Лев Лалиев и другие. Председатель межнационального общественного движения «Наша Осетия» Вячеслав Лагкуев напомнил собравшимся, как в 2008 году, когда Грузия вероломно напала на Южную Осетию, а в зарубежных СМИ все перевернули с ног на голову и трубили о том, что это Россия напала на Грузию, Марк Петрушанский пригласил к нам очень значимых людей со всего света и повез их в Цхинвал, где они своими глазами увидели руины, в которые превратили город молодчики Саакашвили, обстреливавшие городские кварталы из «Градов» и «Смерчей»… Под номером 1 Марк Петрушанский был удостоен ордена Дружбы Южной Осетии — первого ордена, учрежденного в РЮО после провозглашения независимости. А Федерация еврейских общин России в 2008-м за организацию гуманитарных действий во время войны на Кавказе присвоила Марку Борисовичу в номинации «Общинная жизнь» звание «Человек года».
Прежде чем предоставить слово председателю организации «Матери Беслана» Сусанне Дудиевой, Марк Петрушанский сообщил, что в Израиле вместо слова «холокост» употребляют взятое из Торы еврейское слово «шоа», которое в переводе на русский означает «бездна», «ужас». Для определения того, что случилось в Беслане, другого слова не подберешь. «Теракт в Беслане — это наш бесланский холокост, — сказала Сусанна Дудиева. — После того, что случилось, все мы поняли, что что-то делаем не так, что мирную жизнь нужно учиться защищать, что за мир необходимо бороться. Марк Борисович, у вас мы учимся тому, как нужно хранить нашу общую память. Мы благодарны вам за то, что в Северной Осетии теперь появится такой музей. Деятельность организации “Матери Беслана” направлена на противодействие терроризму. Мы тоже приняли решение создать в Беслане мемориал — музей сопротивления терроризму». В дар открывающемуся музею Сусанна Дудиева передала памятную медаль «Древо скорби».
Со словами благодарности за память обратилась к собравшимся и специально приехавшая из Ростова-на-Дону внучка Александра Печерского Наталья Ладыченко. Когда с барельефа ее деда было снято белое полотно, она произнесла только два слова: «Очень похож».
Имени легендарного Сашко
Теперь настало время рассказать об Александре Печерском — организаторе и руководителе восстания заключенных в лагере Собибор — единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны. Биография этого человека потрясает, она достойна того, чтобы лечь в основу захватывающих романов и кинофильмов. Впрочем, о лагере Собибор и восстании в нем написано немало книг. В 1987 году в Голливуде режиссер Джек Голд снял блокбастер «Побег из Собибора» по книге Ричарда Рашке. Главную роль — Александра Печерского — в картине сыграл Рутгер Хауэр, получивший за роль солдата Сашко «Золотой глобус».
Кто он такой, Александр Печерский? Наш земляк по Северному Кавказу. Проживал в Ростове-на-Дону. До войны работал электриком паровозоремонтного завода, окончил университет, руководил художественной самодеятельностью. Из Ростова 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной, был призван в армию. В октябре 1941-го под Вязьмой попал в окружение, был ранен, попал в плен к немцам. В плену переболел тифом, но выжил. 18 сентября 1943 года в составе группы заключенных-евреев Печерский был отправлен в лагерь уничтожения Собибор
14 октября 1943 года узники лагеря смерти подняли восстание. Согласно плану Печерского заключенные должны были тайно, поодиночке ликвидировать персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившимся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично — восставшие смогли убить 12 эсэсовцев из персонала лагеря, но завладеть оружейным складом им не удалось. Охрана открыла огонь по заключенным, вынужденным прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес. После этого вплоть до освобождения советскими войсками Александр Печерский воевал в партизанском отряде. После войны вернулся в свой родной Ростов-на-Дону.
«Сестра деда Зинаида работала в редакции газеты “Молот”, где были опубликованы его воспоминания о восстании в лагере Собибор. Позже они вышли отдельной книгой. Благодаря этой книге дед стал получать много писем, в том числе и из-за рубежа, от тех, кто в октябре 1943-го вместе с ним бежал из лагеря Собибор. Со всей Европы писали в СССР с просьбами разыскать Сашко из Ростова-на-Дону. Думаю, благодаря такой вот популярности и известности международного масштаба деда не посадили, как сажали других, кто был в плену и в концентрационных лагерях. К нам в Ростов приезжали боевые товарищи деда. Собравшись вместе, они вспоминали войну, восстание в Собиборе. Сам дед домашним нечасто рассказывал о войне. А вот перед детьми выступал часто, занимался патриотическим воспитанием подрастающего поколения и просветительской работой. Он много читал, всем на свете интересовался. Человеком он был строгим, но отходчивым, с прекрасным чувством юмора», — поделилась своими воспоминаниями о деде Наталья Ладыченко.
Память о легендарном герое войны Александре Печерском свято хранят его земляки. И не только земляки. В 2007 году на фасаде дома, где он жил в Ростове-на-Дону, появилась мемориальная доска, а в 2015-м именем Печерского была названа улица в Ростове-на-Дону.. Имя Александра Печерского носит также одна из улиц города Цфат в Израиле, в Тель-Авиве Александру Печерскому был открыт памятник. В городе Бостоне в США установлена стеклянная стела с его именем. Кроме того, имя Александра Печерского включено в школьные учебники по истории Отечества, Роспочтой выпущена почтовая марка, посвященная теме восстания в Собиборе. В январе 2016 года указом В. В. Путина Печерский был посмертно награжден орденом Мужества.. Награда передана внучке героя — Наталье Ладыченко.
На церемонии открытия мемориального музея были зачитаны приветственные адреса от двоих ныне живущих бывших узников Собибора, бежавших вместе с Печерским из лагеря смерти, — киевлянина Аркадия Вайспапира и израильтянина Семена Розенфельда.

Прошедшие все круги ада
Все экспонаты этого необычного по своей трагичности музея потрясают. Над входом надпись — «Никогда больше». Потому что такое не должно повториться. Это призыв ко всем нам быть бдительными и давать отпор вселенскому злу. В первом же зале главный из стендов «12 лет, которые потрясли мир (1933–1945 гг.)» рассказывает о приходе к власти Гитлера, о нюрнбергских антиеврейских законах… Для незнающих объясняется: термин «холокост» (в переводе с греческого «всесожжение») был введен в обиход известным израильским писателем, лауреатом Нобелевской премии Эли Визелем. Это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев с 1933 по 1945 год.
С левой стороны на полу в половину человеческого роста менора — семисвечный шандал как символ еврейства, рядом с ним названия лагерей смерти с указанием числа узников, погибших в них. А сверху — названия северокавказских городов, где массово уничтожались евреи. Немногие знают, что именно на Северном Кавказе гитлеровцы и их пособники уничтожили 53,9 процента еврейского населения России. Только в североосетинском городе Моздоке гитлеровцами было расстреляно около 4 тысяч евреев. Но больше всего евреев погибло в Ростове-на-Дону — в Змиёвской балке. В августе 1942 года германскими оккупантами были расстреляны и умерщвлены иными способами около 27 тысяч человек, главным образом евреев. Это место самого большого массового уничтожения евреев на территории России в период холокоста. Там же было расстреляно много русских — коммунистов, партизан, военнопленных. В настоящее время в Змиёвской балке — мемориальный комплекс.
При переходе в зал «1 418 дней и ночей» (именно столько длилась Великая Отечественная война) посетителей мемориала потрясает своей достоверностью макет газовой камеры со следами, оставленными обреченными внутри ее стен. А далее — «Выжить, запомнить рассказать», «Последний путь» — документы, фотодокументы, книги, рассказывающие о страшных испытаниях, выпавших на долю узников концентрационных лагерей. Следующая экспозиция под названием «Обреченные взялись за оружие» составлена из нескольких разделов: «Безумство храбрых», «В строю отважных», «Плечом к плечу», «Непокоренные», «Юные герои» — все это о тех, кто оказывал палачам яростное сопротивление. Под общим названием «Герои и палачи» — документы и фотодокументы в разделах «Праведники мира», «Нюрнбергский эпилог», «Запоздалые извинения». Думаю, названия говорят сами за себя. «Они сражались за Родину», «Уроженцы Осетии — Герои Советского Союза», «И помнит мир спасенный»… Детский уголок… «Концлагерь Саласпилс в Латвии — место, пропитанное детской кровью». «Польские дети — жертвы бандеровцев во время Волынской резни в марте — июле 1943 года на Украине».
И наконец, не менее ужасающие по своей бесчеловечной сути свидетельства новейшей истории. Экспозиция «Здесь горе горькое — бездонно» посвящена трагедии Беслана. Она состоит из трех разделов: «Три дня ада», «Боль и слезы Беслана», «Еврейский мир — Беслану». Стенд «Боль и слезы Беслана» заполнен только лишь фотографиями детей, ставших ангелами. При взгляде на них, живых, улыбающихся, счастливых, у многих на глаза наворачивались слезы...
Экспозиция «Юго-Осетинский разлом» посвящена трагическим событиям августа 2008 года. Тогда в ночь с 8 на 9 августа режим Саакашвили без объявления войны начал заранее запланированную операцию по изгнанию населения Южной Осетии со всей ее территории. В ту ночь столица республики город Цхинвал, ее мирные жители и российские миротворцы подверглись мощному артиллерийскому удару с применением систем «Град» и «Смерч». На территорию Южной Осетии были введены танки и грузинская армия, которой большую помощь людьми и техникой оказали 19 западных стран. Продвигаясь по республике, они сеяли вокруг смерть и разрушения…

Вместо послесловия
В мемориальный музей еврейского общества «Шолом», думаю, я приду еще не один раз. Здесь нужно все прочитать, все осмотреть. Чтобы помнить, чтобы знать, чтобы предотвратить. Это своего рода предупреждение, наглядный призыв быть бдительными, не поддаваться на провокации. Это, как никогда, актуально сегодня, когда вновь подняли головы неонацисты и террористы.
На выходе обращаю внимание на ранее незамеченный в первом зале стенд со знаковыми стихами (автор — Марк Петрушанский):

На муки, на смерть современным
вандалам
Европа евреев своих отдавала.
Их только Россия собою прикрыла,
Зверя добила, им жизнь подарила…

Ольга РЕЗНИК
Фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: