Александра Турик: «Мне по душе отрицательные роли и роли деревенских женщин»(Газета «Пульс Осетии»)

Есть люди — яркие индивидуальности, которые не желают быть похожими на других, а стремятся во всем проявить свою особинку. Причем их индивидуальность проявляется практически во всем: в манере держаться, в подчеркивающем самобытность стиле одежды, в интерьере жилища, где так и бросаются в глаза интересы его хозяина, и даже в рабочем кабинете или гримерке, если речь идет об актере. К числу таких ярких оригинальных личностей относится, по моему мнению, заслуженная артистка РФ, народная артистка РСО-Алания, кавалер медали «Во славу Осетии» Александра Турик, которая 10 июня отметила свой юбилей.
Индивидуальность и отменный вкус бросаются в глаза сразу же, достаточно только обратить внимание на то, во что одета Александра Николаевна. Причем многое из того, что она носит, действительно штучный товар, потому как придумано, выкроено, сшито или связано ею самой — какие-то невероятно интересные полушубки в стиле пэчворк, неимоверно привлекательные, непременно с изюминкой вязаные изделия — не кофты и свитера, а произведения искусства! Да и квартира в доме по Генерала Плиева во Владикавказе, где проживает Александра Турик и ее супруг, народный артист России Вячеслав Вершинин, — это тоже своеобразный островок нетривиальности и уюта, созданного руками неординарной хозяйки, которая и картины пишет, и вяжет, и макраме плетет, и панно из кожи создает. Когда все успевает — просто диву даешься. Ведь речь идет не о домохозяйке (хотя даже самой заправской из них у нее бы поучиться создавать уют и красоту), а о талантливой, востребованной артистке, которая долгие годы блистает на сцене нашего Русского театра.
За прошедшие полвека более 200 ролей сыграно, множество разноплановых колоритных образов создано! Зрители до сих пор помнят ее верную и трепетную Изольду из «Тристана и Изольды» Александры Бруштейн, влюбленную Мартирио из «Дома Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки, пребывающую в трауре по своей жизни Машу из «Чайки» и одинокую фокусницу Шарлотту из «Вишневого сада» А. П. Чехова, дебоширку и пьяницу Карпухину из «Дядюшкиного сна» Ф. М. Достоевского, деловую, разбитную Зойку из «Зойкиной квартиры» М. А. Булгакова, предприимчивую Филумену из «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо, разочаровавшуюся в любви Анну из «Варвары» А. М. Горького, суровую Крысчед из «Полет над гнездом кукушки» Кена Кизи, падчерицу миссис Сэвидж Лили-Белл из «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика…
В сегодняшнем репертуарном списке Александры Турик роль Анны Павловны в «Афинских вечерах» Петра Гладилина, Малу в комедии «Мой век» Мишеля Лоранса, Бабы Оли в «Американской рулетке» Александра Марданя, Лошади Сестрички в «Очень простой истории» Марии Ладо, Евгении Петровны Костромитиной, матери Ивана, в «Одноклассниках» Юрия Полякова, Усти в комедии «За двумя зайцами» Михаила Старицкого, Госпожи Соколовой в «Последних» А. М. Горького, Генриетты Карловны (Греты) в «Тетках в законе» Александра Коровкина.
Театральная гримерка актрисы Александры Турик тоже не такая, как у других, по-домашнему уютная и обжитая. На стенах — ею написанная замысловатая картина, которую хочется рассматривать, яркие панно — прекраснейшие цветы и мимы в масках (театральная тематика, конечно же, присутствует), над диваном коврик, плетенный в технике макраме (красота!). И вот мы сидим в окружении этой красоты и неспешно беседуем — о жизни, о театре, об актерской профессии, о счастье, о мечте, о хобби. Я задаю вопросы, а Александра Николаевна, к слову, человек весьма открытый, на них охотно отвечает.

Про путь через тернии к театру
— Нет, я не из числа тех актеров, кто с детства мечтал о сцене. Я родилась во время войны в глухой деревне Лисичино (всего 60 дворов) в Смоленской области, которая граничит с Белоруссией. В школу приходилось ходить за 10 километров через лес, в котором водились волки. И так семь лет, пока я не окончила семь классов. В то время в деревнях паспорта не выдавали. И поэтому в 15 лет с метрикой на руках я уехала в Волгоград к сестре. Если бы сделала это годом позже, в возрасте, когда городские жители уже получают паспорта, нигде в городе я бы не смогла устроиться. По этой причине молодежь в ту пору уезжала из деревень, не дожидаясь своего шестнадцатилетия. Ехала я в Волгоград через Смоленск, Москву… 1957 год. Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Для меня, деревенской девчонки, все это великолепие было в диковинку. Я такого никогда не видела.
Так, переполненная впечатлениями, добралась я до Волгограда, остановилась в заводском общежитии, где жила сестра. Она хотела устроить меня на завод, где сама работала. А через дорогу от общежития было профессиональное училище, и я пошла учиться на штукатура-маляра. Два года отучилась. А к концу учебы мы с однокурсниками устроила забастовку: не пошли на практику, потому что нам не выдали валенки. И вызвали меня тогда как зачинщицу в комитет ВЛКСМ. Из комсомола за это не исключили, но в качестве наказания отправили по окончании училища комсоргом в одну из строительных организаций, где было большое количество неизвестно куда выбывших комсомольцев. Чтобы я там проявляла свои организаторские способности. То есть мне нужно было разыскать место пребывания того или иного выбывшего комсомольца. Это сейчас через социальные сети не сложно кого-нибудь найти. А тогда…
В общем, занялась я комсомольской работой и даже отличилась на ней, за что (это расценивалось как поощрение) меня назначили художественным руководителем Дома культуры для осужденных, находившихся на поселении. Первое, чем мне с ними пришлось заняться, — постановкой шутки-комедии Чехова «Медведь». По правде говоря, я даже не знала, с какой стороны к спектаклю подступиться…
Как-то в наш ДК приехал с гастролями волгоградский драмтеатр. Одна из актрис труппы заболела, и мне дали ее маленькую роль — роль официантки в «Тане» Арбузова. Когда я вышла на сцену, меня узнали и встретили шквалом аплодисментов. Не зная истинную причину произошедшего, волгоградские актеры отметили мой успех у зрителей.
Будучи на комсомольской работе, я училась в вечерней школе и заочно на театральном отделении культпросветучилища, где готовили режиссеров для самодеятельных коллективов. В училище я освоила семиструнную гитару, аккордеон. На втором курсе нам начали преподавать мастерство актера. Я с детства много читала, поэтому у меня было развито воображение, из-за чего этюды я делала хорошо. Актерское мастерство нам преподавала актриса Волгоградского драматического театра имени Горького. Меня она как-то спросила: «Что ты здесь делаешь, девочка?» — «Учусь». — «Тебе нужно быть актрисой. Сейчас идет набор в студию для нашего театра. Иди поступай». И я прислушалась к ее совету. Поступила в театральную студию драмтеатра имени Максима Горького города Волгограда, где проучилась с 1962 по 1965 год. Я поступила, несмотря на мой белорусский говор. Пришлось, правда, показать все, на что я была способна, — и цыганочку танцевала, и русскую, даже когда пианист перестал играть, продолжала танцевать под собственное «тра-ля-ля». Училась я хорошо. Но на первом курсе меня хотели исключить из-за речи. Поэтому все три с половиной года пришлось много и упорно заниматься, дабы исправить речь.
Со временем в Волгоградском драмтеатре меня стали занимать в этюдах. Театр был хороший. Какое-то время назад в нем служили Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Иннокентий Смоктуновский. Жаль, я их не застала. А вот Ивана Лапикова застала. Помню, он мне говорил: «Ты будешь хорошей бытовой актрисой».
По окончании студии я уехала на родину. Два года работала в Смоленском драмтеатре. Там познакомилась со своим будущим супругом — Вячеславом Вершининым. В 1967 году мы вместе с ним приехали в Орджоникидзе. С тех пор играем на сцене нашего Русского театра. Вот уже полвека, как Осетия стала для нас родной. Здесь родился наш сын. Здесь у нас много друзей. Здесь наш дом.

Про любимые роли
— Я играла разные роли. И любимых среди них много. Это и Харитина в «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, и Клавка из «Солдатской вдовы» Николая Анкилова, и Филумена из «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо, и Лили-Белл из «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика, и Исидора из «Всадника без головы» по роману Майна Рида, и Крысчед из «Полета над гнездом кукушки» Кена Кизи, и Мирра из «В списках не значился» Бориса Васильева, и жена министра из «Пока арба не перевернулась» Отара Иоселиани, и Лида в «Аморальной истории» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова, где мы играли вместе со Славой, и Зойка из «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова — этим спектаклем часто открывались гастроли в других городах, зрители помнят его до сих пор. Сейчас моя любимая роль — роль Анны Павловны в «Афинских вечерах». Наслаждение играть в этом спектакле с Марией Федорович. Маша — замечательный партнер! Роль Греты в «Тетках в законе» мне тоже по душе.
А вообще я трудяга, я люблю работать. И еще я много сволочей на сцене переиграла. Но мне нравятся такие роли. В отрицательных ролях всегда хороший материал. Есть что играть, есть за что зацепиться… Я очень рано начала играть старух и всегда с удовольствием их играла. Я хорошо гримируюсь (даже преподавала театральный грим), поэтому бывало, что меня даже не узнавали.
В молодости я мечтала сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского и Элизу Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу. Не случилось… Но своей актерской судьбой я довольна. Роли, которые я играла, были разнообразными. Но более других мне нравятся отрицательные роли и роли деревенских женщин, потому что я хорошо знаю деревенский быт.

Про юбилеи
— Этот год юбилейный и для меня, и для моего супруга. Кроме того, в этом году 50 лет, как мы играем на сцене нашего Русского театра и 50 лет нашей со Славой супружеской жизни.

Про театральный роман
— Когда оба супруга актеры — это, с одной стороны, тяжело. Но в то же время это и очень хорошо, когда у мужа и жены общие интересы. Мы понимаем, поддерживаем друг друга, переживаем друг за друга.

Про педагогику
— Вот уже 14 лет я преподаю технику речи и художественное слово на театральном отделении Музыкальной школы № 1 имени Чайковского. До этого преподавала в Колледже культуры на Бородинской. Мы с Вершининым выпустили там группу для конного театра «Нарты».
Если бы я не стала актрисой, то стала бы педагогом. Мне очень нравится работать с детьми, я вижу результат. Дети тоже меня любят и помнят. У меня есть ученики, которыми я горжусь, мы поддерживаем связь, перезваниваемся. Это Анатолий Шульев — выпускник ГИТИСа, режиссер Московского академического театра имени Маяковского. Его брат Володя — работает в студии при Вахтанговском театре. Да и полтеатра нашего — мои ученики: Зоя Бестаева, Марина Мартынова, Лолита Кокоева, Мария Федорович…

Про театр
— Театр — это моя жизнь. Я хоть и не мечтала с детства быть актрисой, но, видимо, все было предопределено. В своем деревенском детстве я никогда не пропускала радиопередачу «Театр у микрофона», которая начиналась в семь часов вечера. Я непременно ее слушала, делая попутно какие-то домашние дела. Коллекционировала фотографии артистов. Моя любимая актриса — Людмила Гурченко.
Без театра своей жизни просто не представляю. Время от времени слышу вопрос: учит ли театр? Отвечу однозначно: учит. Так, посмотрев спектакль «Немного нежности», одна из наших зрительниц, я знаю, забрала своего отца из дома престарелых. Театр учит и должен учить, должен помогать нам становиться добрее, чище, ответственнее. В этом его высокое предназначение.

Про хобби
— Еще в детстве я научилась вязать, хотя никто меня этому не учил. Обо мне говорили, что я со спицами родилась. Так же самостоятельно научилась и плетению в технике макраме. Сейчас вяжу самые разные вещи, рисую, делаю картины из натуральной кожи, панно, плету коврики. Никогда не сижу без дела.

Про счастье
— Счастье для женщины — это все-таки семья, дети, внуки. Я порой сожалею о том, что у меня только один ребенок. Сын уже взрослый, состоявшийся человек — подполковник ФСБ. Две внучки.
Оглядываясь назад, могу сказать, что я счастливый человек. Жизнь прожита не зря. Хоть и не мечтала с детства стать актрисой, но безумно люблю дело, которому служу. Я состоялась в профессии, состоялась как жена, мать… А это дорогого стоит. Это большой труд. Словом, я счастлива…

Ольга РЕЗНИК

P. S. Редакция газеты «Пульс Осетии» поздравляет Александру Турик с юбилеем. Счастья Вам, радости, здоровья, оптимизма и новых творческих свершений, дорогая Александра Николаевна!

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: