Сила народа — в его единстве  (Газета «Пульс Осетии» №19, май 2017)

Традиционное мировоззрение осетин во все времена было и остается одним из основных элементов жизни осетинского общества. Через него проявляется духовность этноса, его отношение к людям, природе, общечеловеческие и этнические характерные качества. Сохраненная осетинами приверженность к собственному традиционному мировоззрению объясняет полное отсутствие в общественной среде разногласий между людьми.
Процессы перестройки, происходившие в России, стремление к демократизации и социальная реконструкция нанесли ощутимый урон делу сохранения традиционного мировоззрения осетинского народа.
Несмотря на это, мы сегодня еще имеем возможность окунуться в традиционное восприятие миропонимания. И это благодаря тому, что в устной форме из поколения в поколение передаются основные постулаты национальных традиций. Но будет ли иметь эту возможность наша молодежь?
Потеря понимания сакрального смысла отдельных культов привела к тому, что мы сегодня имеем. Мало кто помнит, что три основных места проведения традиционно-культовых мероприятий — Реком, Таранджелос, Мыкалгабыр — это места, которые представляют собой не «дуаг»-ов, а места, которые влияют на разные стороны человеческой жизни. Или кто сегодня может сказать, кто такие «дуаг»-и или что такое «дзуар» или «кувæндон». А ведь через понимание этих и других понятий создается мировосприятие или понимание собственной идентичности.
Общество в Осетии этнически неоднородно, с противоречивыми нравственными ориентирами, и в нем невозможно обеспечить единообразный образ жизни с единым мировосприятием. У народов, живущих здесь, свои обычаи, свое вероисповедание. В этих условиях единственным способом сохранения ирондзинад является создание некоего центра, в котором служители святилищ Осетии (дзуары лæггадгæнджытæ) смогут делиться друг с другом опытом работы с молодежью, объединять усилия по сохранению традиционно-культурных ценностей осетинского народа.
В течение последнего времени общественная организация «Иудзинад», работает над укреплением позиций традиционного для осетинского общества миропонимания. Одним из направлений этой деятельности явилась разработка проектов «Сохранение духовного наследия» и «Ирондзинад». В процессе реализации этих проектов участвуют представители служителей святилищ Осетии (дзуары лæггадгæнджытæ), представители фамилий и общественных организаций.
Совет служителей святилищ Осетии (Ирыстоны дзуарылæгтæ), Совет общественных организаций Осетии, которые были созданы на базе Северо-Осетинской региональной культурно-просветительской общественной организации «Иудзинад», проводили мероприятия, различные встречи, работали над проектами, в ходе которых было принято решение организовать мероприятие, на котором будут обсуждены наиболее актуальные вопросы по сохранению ирондзинад и принятию решения об объединении усилий всех служителей святилищ Осетии.
Члены Координационного совета СОРКПОО «Иудзинад» приняли решение провести I съезд служителей святилищ Осетии (Ирыстоны дзуæртты лæггадгæнджыты æмæ кувæглæгты I съезд).
Такое мероприятие в истории РСО-Алания и Республики Южная Осетия проводится впервые. Местом его проведения была выбрана Роща Хетага. Это святилище сегодня является объединяющим, сюда на празднование Хетæджы бон съезжаются люди со всех уголков Осетии. Съезд было решено провести 4 мая 2017 года.
Организационный комитет съезда:
Цомаев Т. — руководитель проекта «Ирондзинад», член Координационного совета;
Каллагаты Э. — руководитель проекта «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»), член Координационного совета;
Кучиев Б. — председатель Правления СОРКПОО «Иудзинад», член Координационного совета;
Тамаев Т. — Председатель РКПОО «Георгий Малити», участник проекта «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»), член Координационного совета;
Бутаев Р. — исполнительный директор ИКФ «Святилища Алагирского ущелья», член Координационного совета;
Елканов К. — Дзывгъисы дзуары лæггадгæнæг, участник проектов «Ирондзинад», «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»), член Координационного совета;
Варзиев А. — Джимарайы Тхосты дзуары лæггадгæнæг, участник проектов «Ирондзинад», «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»), член Координационного совета;
Абаев О. — Ирыхъæуы Хуыцауы дзуары лæггадгæнæг, участник проектов «Ирондзинад», «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»), член Координационного совета;
Цкаев А. — Ног дзуары лæггадгæ-нæг, участник проектов «Ирондзинад», «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»), член Координационного совета;
Джанаев С. — автор книги «Три слезы бога», художник, реставратор, участник проектов «Ирондзинад», «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын»);
Березов У. — член Координационного совета;
Хадиков А. — член ПравленияСОРКПОО «Иудзинад», член Координационного совета.
Была определена повестка дня и докладчики:
1. Открытие съезда. Вступительное слово (Б. Кучиев).
2. О роли и статусе служителей святилищ (дзуæртты лæггадгæнджытæ) в современном осетинском обществе (Т. Цомаев, А. Варзиев).
3. Основные вопросы и принципы совместной работы по сохранению святилищ (дзуæрттæ, кувæндæттæ), реставрация и восстановление. Регламент традиционно-обрядовых мероприятий (Э. Каллагаты, С. Джанаев, П. Козаев).
4. Выступления участников съезда.
5. Избрание членов Совета служителей святилища «Роща Хетага» (Хетæджы къохы дзуары лæггадгæнджытæ).
6. Принятие решений съезда.
В работе съезда приняли участие представители святилищ РСО-Алания и представительная делегация Государства Алания (РЮО), главы сельских поселений районов республики.
Съезд был открыт традиционным ритуальным обрядом «Хуыцаумæ куывд», который провели Таймураз Мамиев («Регах»-ы кувæглæг), Анатолий Варзиев (Джимарайы Тхосты дзуары лæггадгæнæг), Мелитон Казиев (председатель Союза писателей Государства Алания).
Затем с приветственным словом к делегатам съезда обратился председатель Правления общественной организации «Иудзинад» Б. Кучиев. Им было отмечено, что Совет служителей святилищ Осетии (Ирыстоны дзуарылæгты совет) активно участвует в общественной жизни республики. Удалось достичь ощутимых результатов в направлении сохранения ирондзинад. Но актуальных вопросов много, и с каждым днем их становится все больше и больше. Для решения этих вопросов нужно объединить усилия, определить основные направления совместной работы. С этой целью и был организован I съезд служителей святилищ.
Проведение и руководство съездом было поручено руководителю проекта «Ирондзинад», члену Координационного совета организации «Иудзинад» Т. Цомаеву. На рассмотрение и утверждение участникам съезда были представлены вопросы повестки дня, определены цели и задачи.
Дзуарылæгтæ являются составной частью осетинского общества, играют огромную роль в его обустройстве и контроле над соблюдением установленных норм ирондзинад, нарушение которых раньше могло привести к общественному осуждению, вплоть до отречения от родства с нарушителем. Наши дзуæрттæ и кувæндæттæ являлись сакральными местами.
«Сегодня мы наблюдаем то, что утеряны многие понятия, относящиеся к ирондзинад. Я считаю, что здесь нужно больше говорить о духовно-нравственном воспитании, морально-этических ценностях, о негативных явлениях, чуждых нашему народу. Девиз съезда — “Наша сила — в нашем единстве”, и с этой целью была создана организация “Иудзинад”, мы всегда это отмечаем на наших встречах. Инициатива и предложения с указанием путей решения проблем сохранения наших традиций должны исходить от Совета служителей святилищ», — заявил Т. Цомаев.
А. Варзиев в продолжение темы сказал, что всего в Южной и Северной Осетии насчитывается несколько тысяч святилищ. Люди приезжают к святым местам с ранней весны до поздней осени. Обязательным ритуалом считается подношение трех пирогов, трех правых ребер принесенного в жертву быка и кувшина с осетинским пивом. «Дзуар» в осетинской мифологии и нартском эпосе — это собирательное название духов, обозначает также святилище, посвященное определенному божеству. У многих осетин есть собственные фамильные дзуары. До сих пор сохранились и дзуары отдельных ущелий и селений. Святое место, святилище также является топонимическим объектом: для традиционного осетина в качестве почитаемого, для путешественника — точка обозначения местности. В последние годы в Осетии заговорили о проблеме искажения первоначального, духовного значения дзуаров. Молодое поколение, забывая традиции, стало привносить не свойственные традиционным верованиям и ритуальному обряду новшества. Зачастую посещение осетинских святилищ сводится к отдыху за городом, игнорируется сакральное значение этих мест. Нам нужно начать совместную работу по восстановлению статуса дзуарылæг и мест проведения традиционно-обрядовых мероприятий — «дзуæрттæ» и «кувæндæттæ».
Руководитель проекта «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын») Э. Каллагаты призвал участников провести совместную работу по упорядочению понятий, присущих традиционно-куль-турному мировоззрению осетин. «Мыслящему человеку свойственно сомневаться в правильности тех или иных шагов, и перед ним всегда стоит проблема выбора. Но чтобы действовать, сомнения должны прекратиться, должна появиться решимость, которая зависит от убежденности в правильности совершаемых действий. Такое состояние возникает только на основе реальной ясности и определенности ситуации. А чтобы была ясность, нам нужны знания, носителями которых вы и являетесь. Нами подготовлены: проект-справочник о понятиях, связанных с традиционным мировоззрением осетинского народа («дуаг», «бардауаг» и т. д.); проект календаря на 2018 год. Мы будем ждать от вас помощи в смысловом упорядочении понятийных представлений в духовной жизни осетин».
Затем к присутствующим обратился П. Козаев: «Как часто можно услышать переполненные гордостью фразы: “Мы — потомки великих скифов, алан”. Или: “У нас такая богатейшая история”… А по факту наш язык признан вымирающим, лучшие представители молодежи республики стремятся вырваться куда-нибудь подальше за ее пределы, что отрицательно влияет на экономическое, интеллектуальное, социальное развитие нашей любимой Алании… На самом деле, сложно в условиях всепоглощающей глобализации сохранить свое лицо, отличить главное от второстепенного. Но быть достойным представителем, как мы говорим, своей нации — эту обязанность с нас никакая глобализация не может снять. И мы с вами должны совместно работать над многими вопросами».
С. Джанаев подчеркнул: «В осетинском понимании храм охватывал огромную территорию, был нераздельно связан с природой, мало того, осетины небесным ангелам молились только под открытым небом, босиком, без головного убора, с пивной чашей в руках, как бы соединяя собой землю и небо. А значит, бесполезно искать в помещении святилища алтарь и бесполезно рваться внутрь для моления — это не по-осетински. Основной функцией главного сооружения храма, других аналогичных сооружений было хранилище ритуальных вещей, особо ценных для осетин, передаваемых из поколения в поколение — чаши, котлы, оружие, доспехи достойных предков и т. д. В праздник в святилище заходил только один хранитель, иногда у него были помощники, выносил ритуальные принадлежности, необходимые для выполнения обряда, а также вещи знаменитых людей, которые помогали в воспитании молодого поколения, а затем, после праздника, все ценности заносились обратно в храм.
Есть люди, которые с болью воспринимают нынешнее состояние древних памятников, и я всегда готов оказать посильную помощь в работе по их восстановлению. И нужно объединять наши усилия, представителей общественности, представителей фамилий, которые являются выходцами из разных ущелий. Хотелось бы верить, что общими усилиями удастся спасти наши святые места».
В ходе обсуждения вопросов, обозначенных в повестке дня, представители различных святилищ озвучили вопросы, над которыми нужно работать.
Т. Кудзиев (Тырсыгомы «Аларды»): «Вопрос о том, сколько произносить тостов и в какой последовательности — это не самое важное. Æгъдау — это определенная система принципов, понятий, которым подчинена вся структура мира. Все остальное — это наши действия. К сожалению, не все сейчас эту структуру понимают. Мы забываем о самых важных понятиях. Например, о предназначении женщины в этом мире. Ведь самое главное, что она должна сделать — стать матерью, подарить жизнь ребенку, и не одному, как часто это бывает. И мало родить — надо воспитать достойного человека. Сегодня нам необходимо посмотреть в глаза окружающей действительности, осознать, насколько серьезны стоящие перед нами проблемы, и своевременно принимать соответствующие меры для их решения. Иначе мы просто-напросто станем тем самым недостойным потомством, о котором в эпосе говорят: чем бесславное потомство — лучше смерть».
М. Каллагов (Хъалæгаты хистæр, с. Чермен): «Я считаю, что нужно уделять больше внимания нашей молодежи, институту брака — это будущее нашей нации. И эти задачи мы должны решать все вместе — семья, общество. Мы должны сплотиться и сообща нести ответственность за наше будущее».
Н. Хинчагов (ст. Змейская): «Когда общественная организация “Иудзинад” создала Совет служителей святилищ Осетии, нас было всего человек пятнадцать, а сегодня нас уже сотни человек, и это тоже результат. Чем нас больше, тем больше мы сможем вместе сделать».
Подводя итоги проводимого мероприятия, ведущий Т. Цомаев обратился к участникам с предложением о принятии решений съезда:
1. Восстановление статуса «дзуары-лæг» (служителя святилища).
2. Объединительная, совместная работа по всем актуальным вопросам.
3. Принятие обращения к народу Осетии (сидт).
После принятия решений съезда к собравшимся обратился представитель Алагирского района Т. Баскаев с просьбой предоставить ему слово. Он доложил, что представители сельских районов приняли решение провести на данном съезде очередные выборы служителей Рощи Хетага. Их избирают каждые три года. На данный момент пришло время очередных выборов. То, что это произойдет на съезде, придаст еще больший статус тем людям, которых выберут.
От разных сел были выдвинуты кандидатуры и проведены голосования, по результатом которых были избраны Хетæджы къохы лæггадгæнджытæ.
Подводя итоги съезда, делегаты еще раз подчеркнули, что общая деятельность будет направлена на анализ и оценку состояния дел по сохранению этнической самобытности, культурного и социального развития осетинского народа. Служители святилищ (дзуары лæггадгæнджытæ) будут выступать арбитрами в конфликтных ситуациях, проводить работу по пропаганде и соблюдению принципов ирондзинад. Делегаты отметили большую значимость деятельности СОРКПОО «Иудзинад» в деле сохранения и развития языка и культуры, народных традиций осетин.
По окончании съезда председатель Правления общественной организации «Иудзинад» Б. Кучиев и ведущий съезда — руководитель проекта «Иудзинад», член Координационного совета организации Т. Цомаев поблагодарили всех участников съезда за проделанную работу и пожелали всем всего самого хорошего и успехов в совместной работе.

Батраз КУЧИЕВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: