Кинорежиссер В. Е. Валиев на полях сражений ВОВ  (Газета «Пульс Осетии» №18, май 2017)

90 лет тому назад, в 1927 году, в школу-студию при Госкинпроме Грузии поступает выпускник Тбилисской 104-й осетинской трудовой школы Владимир Егорович Валиев. Так начинался творческий путь будущего кинорежиссера.
В 1930 году в Москву, в ГИК, отправляется первая пятерка абитуриентов. Среди них был и Владимир Валиев. Во время учебы был избран комсоргом курса, работал у Эйзенштейна на фильме «Бежин луг». В 1935 году в качестве курсовой работы он снимает документальный фильм, посвященный юбилею ЛКСМ Южной Осетии. В том же 1935 году он снимает на «Мосфильме» полнометражный фильм в пяти частях «Спринклер». В 1936 году снимает короткометражный фильм «Родное село» — о родине своих предков, пригласив с собой друзей: Герберта Маршала, Евгения Ермакова и Николая Лисицина.

В 1936 году он возвращается на киностудию «Грузия-фильм», где проработает всю свою творческую жизнь.

По приезде в Тбилиси он сразу же приступает к практической деятельности на киностудии «Грузия-фильм». Первые работы Владимира Егоровича как профессионального кинорежиссера говорят сами за себя: «На альпийских лугах» (1936 г.), «Два села» (1936 г.), «Суардон» (1936 г.), «15 лет Юго-Осетии» (1937 г.), «Альказар» (1937 г.), «Великая дата» (1937 г.), «Переселение евреев в новые квартиры» (1937 г.), «Джимарай-хох» (1938 г.), «Колхоз-миллионер» (1939 г.)  —
о Джавском колхозе и его председателе М. Плиевой, «Юбилей Коста Хетагурова» (1939 г.), «На защиту Родины» (1939 г.), «Конец вековому бездорожью» (1940 г.), «Через Кавказский хребет» (1940 г.), «По Военно-Грузинской дороге» (1940 г.).

Великая Отечественная война

Когда началась ВОВ, молодой режиссер выступает с призывом «На защиту Родины!» (1941 г.), «Громите врага!» (1941 г.), «Фронтовая весна» (1942 г.).
Считается, что 243 кинодокументалиста запечатлели для нас хронику войны. За годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров «Союз-киножурнала» и журнала «Новости дня». В их числе и 12 кинолент первого осетинского кинорежиссера, кавалера ордена ВОВ, награжденного также медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и другими, Владимира Егоровича Валиева.
Начиная с 1942 года «он неоднократно организовывал съемочные группы и выезжал на Северо-Кавказский и 1-й Украинский фронта, в Черноморскую группу войск… Сотни метров отснятого материала, километры боевого пути, гибель друга — оператора Килосанидзе, кинодокументы сражений за Кавказ…

Благодаря документальным лентам Владимира Егоровича Валиева Осетия впервые увидела своих отважных героев в киноочерках: “Герой Советского Союза Сабанов” (1943 г.), “Герой Чочиев на Родине” (1943 г.), “Генерал Исса Плиев” (1944 г.), “Герой Константин Кочиев” (1944 г.), “Подарок генералу Исса Плиеву” (1945 г.) и др.» (Кона Микадзе. Журнал «Советское искусство». 1986. № 5).

В журнале «Новые фильмы» № 5 за 1975 год говорится: «В период Великой Отечественной войны документальное кино тематически делилось на фронтовые сводки и трудовые будни тыла. Впервые в истории советского кино так новаторски и гармонично, с оригинальным режиссерским решением В. Е. Валиев объединил две тематические линии — фронтовые эпизоды и кадры, показывающие тяжкий труд жизни тыла в фильме “Рыбаки-патриоты” (1943 г.). В этом кинопроизведении выявилось острое видение режиссера. До тех пор было принято военную кинохронику показывать отдельно от хроники тыла».

О новаторстве кинорежиссера в киноискусстве впоследствии будут говорить многие кинокритики. Отснятые В. Валиевым фронтовые материалы вошли в документальные фильмы «Кавказ», «Генерал Леселидзе», киножурналы «Советская Грузия», «Новости дня» и впоследствии использованы Р. Карменом в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная» и других фильмах. В фильме «Горийская долина» (1941 г.) в одном из эпизодов показано, как в г. Гори перед отъездом на фронт воины дают клятву верности перед Домом-музеем И. В. Сталина до последней капли крови защищать Родину. (В историю ВОВ эта дивизия, укомплектованная в основном из этнических осетин, вошла под названием Горийская дивизия.)

«В 1942 году Владимир Валиев вместе с оператором Г. Усеинашвили и ассистентом оператора Ираклием Эдигарашвили создали фронтовую киносъемочную группу, которая отправилась на Северо-Кавказский фронт.
В горах Новороссийска действовала 18-я армия под командованием Константина Леселидзе. Отснятые боевые эпизоды группа посылала в киностудии Тбилиси и Москвы. В 1943 году В. Валиев создал новую фронтовую группу, в которую вошли операторы Василий Шанидзе и Владимир Килосанидзе. Вместе с 18-й армией кинематографисты стояли на передовой. В этом бою погиб Владимир Килосанидзе» (Кона Микадзе. Журнал «Сабчота хеловнеба». 1986. № 5).

Документ № 1

«Кинорежиссер тов. Валиев Владимир Егорович выполняет особое задание Политуправления Закавказского фронта по организации и производству кино-, фотосъемок в Черноморской группе войск. Предлагается всем командирам частей и соединений ЧГВ оказывать содействие проводимой тов. Валиевым работе.
Начальник политуправления Черноморской группы войск СКФ полковник  Л. И. Брежнев»
Встреча с Л. И. Брежневым не прошла бесследно — Леонид Ильич подарил на память кинорежиссеру В. Е. Валиеву портсигар, с которым последний прошагал по дорогам Великой Отечественной войны.
В своем дневнике военных лет В. Е. Валиев пишет: «17 сентября 1943 года к нам в блиндаж пришел начальник политотдела 81-й бригады майор Потоцкий. Мы быстро загрузили в “виллис” киноаппаратуру и пленку, на которой был отснятый в прошлый приезд материал — эпизоды боевых действий этой бригады. На командном пункте бригады нас с нетерпением ждали солдаты и офицеры. Среди них были и раненые. В полуразрушенной избе киномеханик установил проекционный аппарат. Просматривая кадры боевой кинохроники, когда некоторые увидели себя на поле боя, послышались довольные голоса, а затем плач. Некоторые солдаты и офицеры, не досмотрев фильм, выходили из помещения. После просмотра майор Потоцкий подошел к нам, пожал руки и сказал: “Вы обратили внимание на тех солдат, которые не смогли досмотреть до конца фильм? Они уже на передовой. Благодаря вашей работе каждый наш солдат готов удесятерить свою энергию в борьбе с фашизмом, отомстить за погибшего друга. Еще раз спасибо вам, дорогие товарищи!”»

Документ № 2

«…Будучи в бригаде, кинооператорская группа, руководимая тов. Валиевым, непосредственно под огнем противника засняла эпизоды из боевой жизни нашего соединения. Сейчас командование бригады совместно с командирами частей просмотрело ранее заснятый материал и вполне довольно работой тов. Валиева.
Начальник политотдела 81-й кр. бр. морской пехоты Потоцкий».

Из воспоминаний В. Е. Валиева: «Как-то раз после ожесточенного боя мы переезжали на “виллисе” вслед за наступающей с боями частью и нашли раненого немецкого солдата. Мы подобрали его и доставили в санчасть. На следующий день я решил узнать, выжил ли наш фриц. Когда я пришел в санчасть, он уже пришел в сознание. Узнав о том, что его спас советский кинорежиссер, он в знак благодарности за спасение подарил мне свои фотографии и карманные часы. Теперь это мои трофейные артефакты».

И наконец долгожданная победа. «В 1945 году по сценарию и режиссуре В. Валиева операторская группа: Нариманишвили, Погосов, Арзуманов, Семенов, Деканосидзе, Нагорный, сняла документальный фильм в двух частях “Возвращение с победой”. В фильме показан переполненный народом Тбилисский вокзал и привокзальная площадь. Должен появиться первый поезд с демобилизованными воинами. На лицах встречающих волнение и нетерпение от ожидания. Вот старая мать, как много можно прочесть на ее лице! Показался поезд. Народ встречает победителей. Стоят увешанные орденами и медалями бойцы. На вокзале много раненых, без ног, без рук, но у всех на лицах улыбка» (кинокритик Кона Микадзе. Журнал «Сабчота хеловнеба». 1986. № 5).

Война — важная составляющая творческой жизни выдающегося осетинского кинорежиссера, но и в мирные, послевоенные годы В. Е. Валиев тесно связан с Вооруженными силами страны. Он отмечен Грамотой по культурному шефству в годы ВОВ от воинов-закавказцев (1974 г.), Грамотой Закавказского пограничного округа КГБ СМ СССР за создание киножурнала, посвященного 50-летию округа (1975 г.), и многими другими.
В 1946 году кинорежиссер Владимир Валиев снимает фильм «Ушба». «Фильм посвящается трагически погибшему известному альпинисту Алеше Джапаридзе. Была создана впечатляющая поэтическая киноновелла, которая с успехом обошла кинотеатры Советского Союза и получила признание за рубежом» (Кона Микадзе. Журнал «Сабчота хеловнеба». 1986. № 5).

Фильм был отобран для представления на VIII Международном кинофестивале в Венеции, где был удостоен диплома и премии в разделе короткометражных фильмов за 1947 год.

В 1958 году впервые в истории кино «по инициативе Владимира Валишвили и при его непосредственном участии была осуществлена постановка первого осетинского художественного фильма “Фатима”» (Кона Микадзе. Журнал «Сабчота хеловнеба». 1986. № 5).
В 1960 году глава Северо-Осетинской АССР Билар Емазаевич Кабалоев вручил кинорежиссеру В. Е. Валиеву-Валишвили Почетную грамоту Верховного Совета СОАССР.
В 1961 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств ГССР».
С 1964 года он член Союза кинематографистов СССР.
А в 1965 году ему присвоено звание — «Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР».
В 1992 году, ровно 25 лет назад, В. Е. Валиев-Валишвили скончался.
Готова к изданию книга о жизни и творчестве первого профессионального осетинского кинорежиссера. Книга будет издана ограниченным тиражом, не для продажи через книжные магазины. Книгу могут получить лишь те, кто изъявит желание, связавшись с автором книги по тел.: 8-918-836-89-55 или 8-928-494-12-49.

Анатолий Александрович ЛЕОНТЬЕВ-УАЛИТИ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: