Оркестр Мариинки во Владикавказе, или Грядут большие перемены (Газета «Пульс Осетии» №18, май 2017)

В канун всенародного праздника — Дня Великой Победы — во Владикавказе в рамках XVI Московского Пасхального фестиваля (основатель и руководитель Валерий Гергиев), который проводится с 16 апреля по 9 мая при поддержке правительства Москвы, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к празднованию 135-летия со дня рождения одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века, русского композитора, дирижера и пианиста Игоря Стравинского, прошли два концерта симфонического оркестра Мариинского театра под управлением нашего прославленного земляка.
В этот день, пятого мая, во Владикавказе где-то в 11:45 Валерия Гергиева и прибывших с ним на чартерном поезде фестиваля музыкантов на железнодорожном вокзале торжественно встречали лица официальные во главе с Вячеславом Битаровым и неофициальные — работники культуры, учащиеся и преподаватели Колледжа искусств, носящего имя знаменитого маэстро. В исполнении духового оркестра колледжа прозвучала музыка. Приветственные речи, три пирога, бæгæныйы къус… В общем, Валерия Абисаловича, который во время встречи с журналистами уже в который раз подчеркнул, что к Осетии у него отношение особое, что, приезжая на родину, он всегда вспоминает детство и юность, а выступление на филармонической сцене связаны с началом его творческого пути («Я здесь вырос, я здесь выступал. Первые концерты, которые я в жизни увидел и услышал, состоялись здесь, в зале филармонии. Двадцатилетним дирижером я дебютировал с оркестром филармонии»), встречали на малой родине, как полагается.
В 15:00 в филармонии начался благотворительный концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева для учащихся детских музыкальных школ, школ искусств и студентов творческих специальностей образовательных учреждений РСО-Алания, который продолжался полтора часа.
Незадолго до второго концерта, который должен был начаться в 19:00, но начался, как это обычно принято у нас, с большим опозданием, в маленьком дворике филармонии состоялся долгожданный для представителей СМИ так называемый пресс-подход. Что более всего интересовало акул пера — так это, понятное дело, новый статус Северо-Осетинской филармонии и Государственного театра оперы и балета, которые уже в ближайшее время станут филиалом Мариинского театра (напомним, что Правительство России приняло решение о выделении из резервного фонда в 2017 году 400 млн рублей на создание во Владикавказе филиала Государственного академического Мариинского театра). Все, что сказал маэстро Гергиев, отвечая на вопросы журналистов, сводилось к нескольким пунктам. С одной стороны, целевая установка — «сделать жизнь артистов лучше, поддержать их в зарплатах». С другой — артисты должны работать так, как работает коллектив Мариинского театра — с полной отдачей. Творческий процесс в филиале Мариинки станет более динамичным и интересным. В новом сезоне, который начнется в сентябре, заработает новая программа — с размахом, масштабом и качеством, свойственными Мариинскому театру. Особое внимание будет уделяться направлениям, в том числе и образовательным, для детей и юношества.
Кроме того, в ближайших планах различные акции для малоимущих граждан, пенсионеров и ветеранов. «Для нас норма давать больше тысячи спектаклей в год, но если во владикавказском филиале будет проходить 200 спектаклей в сезон, то это будет значительным продвижением», — отметил Валерий Гергиев.
Функции между театром и филармонией, ясное дело, будут разделены, дабы не было дубляжа. Выступления в филармонии и в театре станут совмещаться. Такая практика уже апробирована во Владивостоке (еще одно обстоятельство, объединяющее два российских «Владика»), где 1 января 2016 года был открыт филиал Мариинского театра — Приморская сцена, привлекший большое внимание Китая, Японии и Южной Кореи. Любители музыки из этих стран прилетают во Владивосток на концерты.
Что касается непосредственно филармонии, то там в ближайшее время будет продолжена работа над акустикой, хотя наш филармонический зал и без того в плане акустики является на сегодняшний день одним из лучших в стране. Планируется также завезти в филармонию орган, который будет подарен республике. Кроме того, планируется расширить оркестр, в котором появятся новые инструменты и новые музыканты.
В общем и целом грядут большие перемены. Во что они выльются и появится ли наконец на месте давным-давно снесенного кинотеатра «Октябрь» Гергиевский центр — еще одна составляющая часть филиала Мариинки во Владикавказе — как говорится, покажет время.
Об одном лишь плюсе такого положения дел хочется сказать сразу. Больше, гораздо больше возможностей появится у простых слушателей соприкоснуться с элитным оперным и музыкальным искусством. Кстати, на концерт симфонического оркестра Мариинского театра, как стало известно¸ по билетам, которые были куплены в кассе, прошли только 139 человек (цена на билеты варьировалась от полутора до двух тысяч рублей). Причем билеты были раскуплены за один день, да что там день — в первые же часы после открытия кассы. На оставшиеся 231 место (всего в зале филармонии 370 мест) слушатели проходили по пригласительным билетам — на выступление оркестра собрался весь осетинский бомонд.
Несколько слов о вечернем концерте. Если говорить кратко, то все накопившиеся положительные эмоции можно выразить одним только словом — «замечательно». Ведь перед нами выступал оркестр Мариинского театра (!) под руководством Валерия Гергиева, который является желанным гостем крупнейших оперных сцен и лучших концертных залов мира, таких как Метрополитен-опера, Кеннеди-центр, Карнеги-холл, Ковент-Гарден, театр Карло Феличе, Ла Скала, Новая Израильская опера, театр Шатле, Концертный зал Плейель, Венский Концертхаус, Амстердамский Концертгебау, Зальцбургский и Эдинбургский фестивали. В исполнении оркестра звучала музыка Феликса Мендельсона, Макса Бруха (соло на виолончели — Сергей Ролдугин), Рихтера Вагнера, Игоря Стравинского — все второе отделение концерта было посвящено его творчеству, исполнялась музыка из его знаменитого балета «Петрушка» (русские потешные сцены в четырех картинах). Поразило невероятно слаженная игра оркестра, который звучал то мощно и сильно, то сказочно и волшебно, но неизменно чарующе и завораживающе. Не случайно, нет, не случайно маэстро Гергиев говорил о том, что «лучше сейчас прислушаться к тому, как играет оркестр». Почему он так играет? Что за этим стоит? Только ли одаренность специалистов высокой квалификации? Нет, за этим кроется еще и большая работа. Работать действительно приходится очень много. Зато каков результат! Музыка, по меткому выражению Бетховена, должна высекать огонь из людских сердец!

И она высекает. Браво, маэстро, браво! Браво, музыканты! К этому добавить нечего.


Ольга РЕЗНИК

Р.S.  Из Владикавказа музыканты симфонического оркестра Мариинки во главе с маэстро Гергиевым отправились в Кисловодск, оттуда — в Ставрополь и Воронеж. Заключительный концерт XVI Московского Пасхального фестиваля, объединивший более 20 регионов России, состоится 9 мая в Москве, на Поклонной горе.

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: