Страсти по «Лесу» (Газета «Пульс Осетии» №14, апрель 2017)

В Русском театре блистательная премьера — комедии Островского «Лес» в постановке болгарского режиссера Богдана Петканина (он же является и сценографом спектакля), который уже ставил на нашей сцене, и тоже блистательно, мюзикл «Любовь, несмотря ни на что». И вот теперь неизменно актуальная и всегда современная классика (на то она и классика, чтобы оставаться современной и актуальной). И знаете, совсем даже не скучно, не монотонно и не архаично, а очень даже весело, задорно, смешно и весьма современно (хотя Островского не осовременили, перенеся действие в сегодняшний день, а использовали при постановке современные выразительные средства). А еще динамично, искрометно, неожиданно и гиперболизированно.
Уж что-что, а гиперболу в своей постановке болгарский режиссер использовал сполна. Чего стоят одни только доводящие публику до колик ужимки недоучившегося гимназиста Алексея Буланова. С этой ролью блистательно справился заслуженный артист РСО-Алания Роберт Кисиев. А бойкий и предприимчивый, в рыжем клоунском парике и коротких брюках Аркадий Счастливцев, запоминающийся образ которого создал молодой и талантливый Никита Верзилин?!
Вообще, мастерски исполненных характерных ролей в комедии предостаточно. Раиса Павловна Гурмыжская (заслуженная артистка РФ Наталья Серегина) — ах, какая она коварно-обольстительная! И как, с каким выражением лица, не издав ни звука, лишь шевеля губами, «произносит» она слово «молодой», как забавно прыгает, будто играет в классики, что вроде бы совсем не к лицу солидной даме, — а на˜ тебе! Так она, должно быть, выражает молодость своей души (гротеск да и только!). А Улита Людмилы Бритаевой? Она покоряет в первом же акте, как только выходит на сцену, а дальше уже невольно следишь за ее мимикой, за выражением лица, по которому можно читать, как по книге. Хорош и Григорий Кубошов в роли купца Ивана Петровича Восмибратова — солиден, представителен, с пышными усами. Купец, как пить дать, купец!

На фоне такого количества характерных ролей сложнее всего, на мой взгляд, было исполнять роли благородных героев. Их в пьесе А. Островского и соответственно в спектакле немного: блудный сын дворянского рода Гурмыжских Геннадий Несчастливцев (заслуженный артист РСО-Алания Антон Тогоев) и Аксюша (Анастасия Романова). Даже Петр (Алан Тогоев) недотягивает до героя (какой он герой, если слушается папеньку и не совершает мужских поступков во имя любви?). Но именно они, герои, доносят до зрителя все то, что хотел сказать сам Островский. А это трудно, невероятно трудно сделать на фоне такой веселой и захватывающей фантасмагории. Но они это делают, и делают убедительно. Поэтому ловишь каждое слово Несчастливцева-Тогоева, когда он говорит: «Злато, злато, сколько через тебя зла-то», или когда произносит свой гневный финальный монолог, направленный в защиту благородных артистов, против лицемерных обитателей «леса», знаменуя тем самым победу театра высокой поэзии над пошлой прозой жизни.

В комедии «Лес» в постановке Богдана Петканина внимательный зритель обнаружит немало интересных режиссерских фишек. Активное использование сценического круга, например, что позволяет быстро переносить зрителя из гостиной усадьбы Гурмыжской то в спальню повесы Буланова, то в сад, то на станцию Пеньки, то просто изображать динамику, бег, передвижение неугомонных персонажей искрометной комедии.
Еще один интересный ход — вовлечение зрительного зала в театральное действо. Так, Гурмыжская-Серегина не единожды обращается, делясь своими соображениями, не к Милонову и Бодаеву, которых в петканинском «Лесе» вообще нет, а к зрителям, будто именно они, а не кто-то другой, находятся у нее в гостях.

Интересная находка и постановка Шекспира, показанная молодоженам Гур-мыжской-Буланову в финальной сцене комедии. В театральное действо вовлечены не только актеры Счастливцев и Несчастливцев, но почти все персонажи комедии — Аксюша, Улита, Карп (народный артист РСО-Алания Юрий Хафизов) и даже мальчик Восмибратова Теренька (Андрей Зинько). И под вуалью Шекспира Несчастливцев и иже с ним выводят на чистую воду и приспособленца-гимназиста, и коварную тетушку, и всех прочих обитателей «леса», которые суть комедианты, толкующие о благе общества, о любви к человечеству, но ничего в этом направлении не сделавшие, никого не накормившие, никого не утешившие, а тешащие только самих себя и самих же себя забавляющие. Их «слезы — вода, сердца — твердый булат, а поцелуи — кинжалы в грудь». Браво режиссеру, браво! Что тут еще скажешь?


Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: