Человек театра Светлана Медоева (Газета «Пульс Осетии» №12, март 2017)

Запланировав в канун Всемирного дня театра, который отшумел вчера, встречу с представителем национального театрального искусства, я недолго раздумывала над тем, кто станет на сей раз моим собеседником. Конечно же, заслуженная артистка России, народная артистка РСО-Алания Светлана Медоева. Во-первых, потому, что Светлана Борисовна — одна из ведущих актрис Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева. Во-вторых, потому, что она еще и режиссер-педагог, активно работающий с народными театрами, причем настолько удачно, что самодеятельные коллективы с поставленными ею спектаклями занимают призовые места на различных общероссийских конкурсах-фестивалях. В-третьих, потому, что Светлана Медоева — талантливая певица, популярность которой, что характерно, не увядает с годами, а, напротив, только возрастает. Возможно, это происходит оттого, что каждая исполненная Медоевой песня — не что иное, как моно-спектакль, фрагмент из чьей-то жизни, прожитый артисткой настолько достоверно, что порой с трудом понимаешь, где заканчивается Светлана и начинается ее героиня — любящая, верная, преданная, страдающая и в муках, как птица Феникс, возрождающаяся из пепла. Смотришь на нее и
думаешь: «Вот он, катарсис! Вот она, очищающая сила искусства!»

Поклонники таланта Светланы Медоевой (а таковых много, они посвящают любимой актрисе стихи, одаривают ее цветами, долго не отпускают со сцены, скандируя «бис!» и «браво!»), должно быть, надолго запомнили ее похожие на признание в любви к родине и своим землякам моно-спектакли «Поляна любви», «Сила любви», «Будем петь и танцевать», «Колокола весенние», «Весна Победы». Последний из перечисленных творческий проект был посвящен 70-летию Великой Победы. Тогда, в 2015-м, зрители услышали в исполнении Светланы Медоевой стихи замечательной осетинской поэтессы Зинаиды Хостикоевой, нестареющие хиты нашей национальной эстрады, шлягеры из репертуара самой Светланы Борисовны и, конечно же, песни военных лет. Тема Великой Отечественной войны, по словам артистки, для нее священна. «Порой просто горло перехватывает и слезы наворачиваются на глаза, когда задумываешься над тем, как смог выдержать столько ударов судьбы наш народ, откуда черпал для этого силы. И как всем смертям назло сумели наши люди не расплескать тепло своих душ, пронести, не запятнав, сквозь горнило испытаний свои идеалы мира, добра, справедливости, крепко-накрепко сплавленные с мужеством, волей к победе и кремневой стойкостью», — говорит моя собеседница.

Сама она из тех женщин, что умеют удивлять. Ее шарм и обаяние едва ли кого оставят равнодушным. Медоева не только талантливая актриса, но и состоявшаяся личность, яркая, ни на кого не похожая индивидуальность. Свой стиль у нее во всем — в творчестве, одежде, образе жизни. Светлана Борисовна не боится говорить правду, не угодничает, не приспосабливается, оставаясь верной себе. Таким людям завидуют, пытаются подражать, их или любят, или ненавидят (третьего не дано), дружбой с ними гордятся, в их адрес злословят. Но, как говорится, собака лает, а караван идет. А те, кто нелестно отзывается за спиной, за спиной всегда и остаются, украдкой подглядывая за тем, как гордо идет своим избранным путем Светлана Медоева. Полагаю, редкая кавказская женщина может с гордостью произнести то, что сказала Светлана Борисовна: «Я горжусь тем, что живу независимо, прочно стою на ногах и считаю, что всегда надо оставаться самим собой, со всеми своими “за” и “против”». Услышав такое, мне, признаюсь, захотелось зааплодировать. Браво, Светлана Борисовна! Браво!
Невольно задумываюсь о том, что помогает женщине быть сильной, не гнуться под ударами судьбы? Несомненно, внутренний стержень, который в Светлане Медоевой есть. Она счастлива, что отыскала опору и жизни суть в восточной философии, которой посвящает все свое свободное от творчества и знакомых каждой женщине забот и хлопот время. Говорить с ней — сплошное удовольствие. Светлана Борисовна зрит в корень любого вопроса, любой проблемы и, кстати, может дать дельный совет, в чем лично я уже не раз убеждалась.
Слово за слово, и в разговоре мы возвращаемся к прошлогоднему юбилею актрисы. Мне даже интересно, как чувствует она себя, перешагнув свой юбилейный рубеж, что было пережито, переосмыслено, сложилось ли все так, как задумывалось. И тут Светлана Медоева меня прямо-таки ошарашивает: «На самом деле юбилей у меня в этом году». Перехватив мой вопросительный взгляд, поясняет:

— В школьные годы я активно занималась спортом, у меня был первый разряд по легкой атлетике. А на соревнования отбирали тех, кто на год старше меня. Вот мой отец, который был в ту пору председателем сельсовета в нашем селе Веселом Моздокского района, и приписал мне год и дату рождения исправил с 11-го на 12-е, потому что сам родился 12-го, правда, сентября. Он еще говорил мне тогда: «Это неплохо. На пенсию раньше уйдешь».
— Но ведь в прошлом году проходили какие-то ваши юбилейные торжества? Вас отметили, наградили? Состоялся творческий вечер, концерт?
— Вечер, который должен был пройти в Осетинском театре, действительно готовился на 12 мая. Существовала договоренность по этому поводу с чиновниками высшего эшелона власти. Уже были готовы билеты, диски, аранжировки новых песен, новые костюмы, выпущены буклеты. Но по неизвестной и непонятной мне причине мой юбилейный вечер так и не состоялся. Я звонила, пыталась выяснить, в чем дело. Мне обещали перезвонить, но, увы, так и не перезвонили, хотя с тех пор прошел уже год… А мне бы очень хотелось отработать концерт для своего зрителя, которого я очень люблю и который всегда в трудную минуту меня поддерживает. Очень бы хотелось 12 мая этого года выйти на сцену и встретиться со своим зрителем.

Нетривиальные ответы на простые вопросы

О театре

— Не могу не спросить: кем вы себя больше ощущаете — актрисой, певицей или режиссером?
— Я артистка! Всегда была и останусь ею. Я бы никогда не вышла к людям с песней, не будь я драматической актрисой. Театр — это моя жизнь. Тот, кто однажды вдохнул аромат сцены и закулисья, кто познал сладость зрительских аплодисментов, тот уже безнадежно болен театром. Я рано попала на сцену — и клубную, и театральную, и на сцену Кремлевского Дворца съездов в Москве, и все это в 15 лет. Я сильно этим дорожу.
Я актриса Осетинского театра, которому верой и правдой служу уже не один десяток лет. Это мое призвание, смысл и дело моей жизни.
Мечтаю, чтобы меня так же светло и по-доброму вспоминали младшие, как вспоминают, скажем, Тамару Кариаеву — актрису, педагога и человека. Я счастлива, что мне довелось играть на одной сцене с корифеями нашего Осетинского театра. Старшее поколение многое нам дало. Ведь каждый из них был и целым миром, и примером для подражания, на них хотелось быть похожими не только на сцене, но и в жизни.

Как сегодня, в канун Всемирного дня театра, не вспомнить семью Хугаевых, у которой я очень многому научилась. Я ведь и актрисой решила стать после того, как еще школьницей увидела блистательную Валерию Хугаеву в роли Фатимы в спектакле, который показывали в Моздоке. Я даже письмо ей тогда отправила, где черным по белому написала: «Запомните, я буду актрисой». Как сегодня не вспомнить Орзету Бекузарову, которая близка мне как характерная актриса, как режиссер, как педагог. Как не вспомнить Владимира Тхапсаева, с котором мне посчастливилось играть в двух спектаклях: «Перед заходом солнца» Герхарта Гауптмана, где я играла роль Клотильды, и «Орлиная гора» Давида Темиряева, где я играла Нату. Как не вспомнить Николая Саламова (мне очень дорога роль Маргариты в его «Волчице»), Владимира Баллаева, Маирбека Икаева, Елену Туменову, Варвару Каргинову, Коста Бирагова, Бимболата Ватаева, с которыми я выходила на одну сцену, играла в одних спектаклях. Какое же счастье, что это было в моей жизни. Такими людьми, такими талантливыми актерами невозможно не гордиться.

О сыгранных ролях

— Вами создано на сцене столько образов, столько ролей переиграно, причем самых разных — лирических, драматических, комедийных, героических. Это и Елена Николаевна в «Мещанах» Максима Горького, и Аннелька в «Дамы и гусары» Александра Фредро, и Фелисьяна, и служанка в «Учителе танцев» Лопе де Вега, и Аминат в «Златокудрой» Давида Туаева, и Мария Хосефа в «Доме Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки, и Анжелика в «Ринальдо идет в бой» Горинеи и Джованнини, и Фатьма в «Свадьбе Долата» Рустамова, и Елмысхан в «Материнской славе» Раисы Хубецовой, и Кудинат в «Веселые пастухи» Николая Саламова, и Мать в «Дочки-матери» Наури Альдо, и Ацырухс в «Сын Сарта» Петра Урумова, и Дездемона в «Не говорите, что не слышали» Владимира Гаглоева, и Огюстина в «Восемь любящих женщин» Роберта Тома, и Фекла в «Женитьбе» Николая Гоголя, и Шафтина в «Дикарке» Исака Гогичева, и Минат, и Чабахан в «Женихе Гаци» Мэлса Шавлохова, и Кукушкина в «Доходном месте» Александра Островского… Полюбилась зрителям и сыгранная вами роль Салфетки в «Песне Софьи» Георгия Хугаева и Раисы Хубецовой — над этим спектаклем вы работали и как режиссер. Скажите, какие из созданных вами образов вам самой больше всего запомнились?
— Все роли так или иначе запоминаются. Каждая из них по-своему дорога. В каждую вкладываешь душу, на каждую тратишь свои силы. Проходных ролей у меня не было. Но все-таки есть одна роль, которая мне запомнилась больше других. Это роль 90-летней безумной старухи в спектакле «Дом Бернарды Альбы» — это моя первая характерная роль. Было много других ролей, особенно лирических героинь, мне их давали, может быть, из-за того, что я пела. Но мне ближе все-таки характерные роли, такие, например, как роль Матери в постановке Валерия Цариева «Дочки-матери».

О вокале

— Скажу без ложной скромности: вокальными данными меня Создатель не обделил. Еще при поступлении на актерское отделение ГИТИСа мне предлагали пойти на вокал, но я уже тогда точно знала, что буду драматической актрисой. Серьезно петь я начала в далеком прошлом, когда меня несколько раз отстраняли от работы в театре. Но это отдельная история. О ней как-нибудь в другой раз.
— Что нужно, чтобы песня трогала, доставала до самого донышка души слушателя?
— Если душа исполнителя и дух песни сливаются в гармонии, то такое единство духа уносит певца к ослепительным вершинам, это божественно, и песня получается. Такое вот божественное слияние рождает во мне стремление и желание петь и достигать гармонии со слушателями.

О счастье

— Вы счастливы?
— Да, я счастлива. Человек приходит в этот мир для того, чтобы познать себя. Я себя познавала через сцену, через песню. Счастье — это умение радоваться и дарить другим радость, которая суть высшая мудрость. Я умела быть жизнерадостной, и зритель ощущал эту мою радость, мое упоение ролью, песней, танцем. В зрителе я чувствовала ответную реакцию — любовь. А это дорогого стоит.
Если говорить о счастье, то оно у каждого свое. Формулы счастья не существует. Вспомните Пушкина, он писал, что на свете счастья нет. Вольтер утверждал, что счастье есть лишь мечта, а вот более древний из великих мира сего Аристотель был уверен, что счастье на стороне того, кто доволен. Я бы добавила к сказанному Аристотелем, что счастье на стороне тех, кто верит.
Мое счастье, помимо всего прочего, заключается еще и в занятиях восточной философией. Это не каждому дано. Это милость Господа, за которую я очень благодарна.

О любви

— «Торопитесь научиться любить и ценить друг друга. Но ничто не требует такого бережного и тонкого отношения, как любовь», — писала Елена Рерих. Любовь — это главное, что питает меня, мое творчество. Я пою о любви — о любви к Родине, о любви матери к ребенку, женщины к мужчине… Любовь многогранна и многолика. Влюбчивость — богатство натуры. Я нахожусь в состоянии вечной влюбленности. Из любви и только из любви родились все песни на мои тексты. Любовь — это та сила, которая правит миром, она единственная способна победить зло.

О благодарности

— Человек должен быть благодарным. Благодарным за все, что у него есть. Если человек не будет благодарным, то сердце его не откроется для проявления любви. Я благодарна многим людям, с которыми свела судьба, которые оставили в моей жизни свой светлый след. Это авторы музыки к песням, которые я исполняю, — Борис Кокаев, Булат Газданов, Ацамаз Макоев, Шалико Тедеев, Сима Ревазова, Евгений Воложанин, Светлана Туаева.
Я благодарна своим московским педагогам, благодарна как педагогу Маирбеку Цаликову. Благодарна Билару Кабалоеву, Ахсарбеку Галазову, первому руководителю нашего телевидения, основоположнику осетинского кино Ахсарбеку Агузарову. Очень благодарна за внимание и поддержку экс-редактору газеты «Северная Осетия» Ольге Вышловой, заслуженной артистке России Земфире Цахиловой, главе муниципального образования г. Владикавказ Махарбеку Хадарцеву, бывшему главе администрации Пригородного района Георгию Джиоеву, руководителю республиканского казначейства Галине Айларовой, моей приятельнице Нафисат. Мне приятно работать с Олегом Ходовым и его коллективом — оркестром народных инструментов. Я люблю работать с молодежью. И благодарна судьбе, что она одарила меня встречей со всеми этими удивительными людьми.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих коллег по театральному цеху с нашим замечательным праздником — Всемирным днем театра. И пожелать им счастья, здоровья и творческих успехов.

Обращение к читателям

— Что бы вы хотели сказать нашим читателям — вашим зрителям?
— О, хорз адæм, уæ базыр дæн
сымахæн,
Фæнды мæн аргъау дунетæм тæхын.
О, хорз адæм, уæ фæрцы дæн æз
ахæм,
Æмæ уын бузныг уый тыххæй
зæгъын.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: