О полномочиях Собрания представителей  (Газета «Пульс Осетии» №12, март 2017)

Единый день голосования 10 сентября 2017 года уже не за горами. В связи с этим депутаты от всех политических партий активизировали прием граждан. Это своевременно и важно. Однако, на мой взгляд, основная функция депутата заключается не только и не столько в этом, а в серьезном контроле исполнительной власти. А какие у депутатов рычаги, если исполнительная власть «шалит»? Могут ли депутаты (представители населения) уволить главу администрации местного самоуправления?
Нужно отметить, что многие региональные законодатели указанный вопрос просто игнорируют, никак не определяя случаи прекращения контракта с главами местных администраций.
Четкая позиция по этому вопросу Верховного суда отсутствует: то допускается возможность прекращения трудового договора уполномоченным органом без указания мотивов, то нет, хотя и с оговоркой об использовании ситуационного подхода. В результате судебная практика по данному вопросу также различна.

Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда отметила, что доводы кассационного представления о возможности расторжения контракта с главой местного самоуправления по основаниям, изложенным в Трудовом кодексе, заслуживают внимания.
Известны примеры и противоположного решения. Так, Р. обратился в Моздокский районный суд с иском о восстановлении его в должности главы местной администрации. Суд удовлетворил требования истца, придя к выводу, что при разрешении вопроса прекращения служебного контракта с главой местной администрации следует руководствоваться только специальным законом, а не Трудовым кодексом. Это на первый взгляд более правильно, но только с формальной точки зрения без учета публичных интересов граждан.
Если рассматривать социально-экономический аспект, то почему права собственников (например, акционеров) защищены законом, а права граждан, проживающих на муниципальной территории, нет? Почему не должен, в сущности, наемный руководитель зависеть от уполномоченного органа, будь то Собрание представителей или собрание акционеров?

Допустим, собранием акционеров для управления предприятием был нанят руководитель. Его работа в течение отчетного периода не привела к положительной динамике финансово-хозяйственной деятельности. По результатам ежегодного отчета перед собранием акционеров работа наемного руководителя была признана неудовлетворительной и контракт с ним прекращен. Возникает вопрос: почему такие правомочия не могут быть даны представителям населения муниципальной территории? И справедливо ли это?

Основной отличительный признак служебной деятельности главы местной администрации, признак, который должен являться и основным критерием, — это публичный характер деятельности. От его действий зависит экономическая эффективность муниципального образования, а иногда и само существование. При этом возможно принятие неэффективных или даже незаконных решений, приводящих к неблагоприятным последствиям для муниципального образования. Потому вполне оправданно предъявление к главе администрации особых требований в целях защиты прав и законных интересов населения. Руководитель, который не согласовывает с депутатами свои решения, вряд ли может быть надежным проводником интересов населения. А это грозит нарушением работы всей системы управления. Для восстановления ее работоспособности есть лишь один выход: уволить главу администрации, назначив на эту должность лицо, осознающее общие цели и готовое приложить усилия к их достижению. Увольнение должно быть обусловлено наличием публичных процедур, и если такие процедуры соблюдены, то причину обосновывать необязательно.
Сам факт закрепления дополнительного основания прекращения трудового договора с главой администрации по контракту, ни сущность этого основания не являются дискриминационными, не нарушают равенства работников перед законом и не лишают руководителя судебной защиты.
В целях создания механизма защиты руководителя при увольнении без видимой причины может быть предусмотрено коллегиальное принятие решения Собранием представителей о расторжении трудового договора, как это имеет место для главы муниципального образования в законе «О местном самоуправлении». До тех пор пока законодатель не внесет необходимых изменений в закон, где предусмотрит прекращение полномочий главы администрации по контракту, Трудовой кодекс может применяться в каждом конкретном случае особо. При этом определенные правила принятия такого решения необходимо предусмотреть для муниципальных образований в их уставах.

Тогда роль депутатов может быть решающей для развития территориального образования и контроля деятельности главы администрации. Следовательно, избирателям необходимо более ответственно подходить к выбору политической партии, от которой сформирован список депутатов: ведь нелепо, если власть контролируется властью, а не оппозицией.


В. Г. ТОТОЕВ,
депутат Собрания
представителей
Моздокского района,
к. э. н.

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: