Круглый стол «Традиционное мировоззрение осетинского народа: проблемы сохранения»

Человеческое общество считается таковым в том случае, когда осознается связь с себе подобными, духовное начало, выраженное социальной мотивацией, объединяющей людей. Частью каждого народа является его духовное начало — культура. Устойчивость этнически однородного общества объясняется тем, что оно обеспечивает свободу, равноправие и социальную справедливость. При этом члены общества знают, что они защищены, находятся в безопасности и могут развиваться как духовно, так и физически.
Прожитая осетинами история культуры насчитывает не одну тысячу лет. И потому можно сказать, что осетин — это человек, живущий в знаково-символическом мире, творящий этот мир и ассимилирующий его. Этот мир в многообразии его символических систем (и систем ценностей, которые в этих символах выражены) и есть мир осетинской культуры. То есть осетин выступает как носитель культуры, объективациями которой являются ее элементы: наука, искусство, язык и т. д., а традиционно-культурное мировоззрение (ирондзинад) выступает как специфическое выражение жизненного единства, несущее в себе наиболее богатую информацию о сущности жизни и человека.
Каждый народ вынашивает и осуществляет в своей истории духовные акты особого значения, которые придают всей его культуре и облику своеобразный характер. То есть в этом духовном творчестве каждый народ имеет свои специфические особенности, образующие его национальный духовный уклад. Сами «узлы» исторически определенного национального характера — инстинкты, страсти, темперамент, чувства, воображение, воля, мысль — проявляются у каждого народа по-своему. И объясняется это множеством факторов. Осетинский народ имеет очень сложную историю, полную драматических эпизодов, и это сформировало тот его облик, который он сейчас имеет.
В последние годы в Осетии заговорили о проблеме искажения первоначального духовного значения символики ирондзинад — «дзуаров». Молодое поколение, забывая традиции, стало привносить несвойственные традиционным верованиям и ритуальному обряду новшества. Зачастую посещение осетинских святилищ сводится к отдыху за городом, игнорируется сакральное значение этих мест.
«Дзуар» в осетинской мифологии и нартском эпосе — это собирательное название божеств, духов, ангела-хранителя, обозначает также святилище, посвященное определенному божеству. У многих осетин есть собственные фамильные дзуары. До сих пор сохранились и дзуары отдельных ущелий и селений. Святое место, святилище также является топонимическим объектом: для традиционного осетина — в качестве почитаемого, для путешественника — точка обозначения местности.
Все без исключения культовые сооружения осетин являются символами древних философских воззрений. Только до конца вникнув в мудрость древних символов, можно понять, какие глубокие идеи вкладывали предки осетин в созданные природой молитвенники (дзуæрттæ, кувæндæттæ). Молитвенники издавна были и являются средоточием культурных достижений и очагами духовной жизни осетинского народа. Многовековое исследование истории Осетии, анализ названий святилищ и ритуалы подтверждают культ солнца и огня у предков осетин и то, что мировоззрение осетин неоднородно и имеет несколько культурных пластов, основными из которых являются древнеарийские. А осуществляет ритуалы и возносит молитвы дзуарылæг.
Дзуарылæг избирается жеребьевкой. Им может стать осетин с незапятнанной репутацией, честный и уважаемый в народе человек. Возрастные ограничения — от двадцати лет и старше. Кому выпадет жребий, тот и становится избранным, в обязанности которого входит служение святилищу.
Нельзя, как нам кажется, отрицать тот факт, что для полноценного развития общества необходимо сохранять самоидентичность ее членов, основывающуюся на родном языке и его культурно-исторических особенностях, которые являются коллективными культурными репрезентациями и широко распространенными способами национального опыта и интерпретации ирондзинад. Констатация этого обстоятельства актуализировала необходимость создания «Совета дзуарылæгтæ» еще в 2016 году в составе общественной организации «Иудзинад».
Члены «Совета дзуарылæгтæ», действующего при общественной организации «Иудзинад», и представители фамильных советов объединились в рабочую комиссию и разработали программу: проект «Сохранение духовного наследия». В ходе конструктивного обсуждения задач и стратегии работы над проектом членами комиссии были определены задачи, которые они будут решать в процессе реализации проекта:
— создать национальный «указатель дат» праздников и поминальных дней;
— составить справочник, в ко-
тором будут описаны дни-бæрæг-бонтæ и их характеристики;
— собрать информацию по дзуарам и кувæндæттæ, описать в каком месте они располагаются, с какой целью были созданы, какие фамилии участвуют в дни-бæрæгбонтæ;
— проводить просветительскую работу с молодежью и т. д.
Северо-Осетинская региональная общественная организация «Иудзинад» в рамках реализации проекта «Сохранение духовного наследия» («Удварны хæзнатæ бахъахъхъæнын») совместно с членами «Совета дзуарылæгтæ», являющимися членами организации, с целью сохранения и популяризации осетинских обычаев подготовило мероприятие — круглый стол «Традиционное мировоззрение осетинского народа: проблемы сохранения», который был проведен в ТЮЗ «Саби».
На круглом столе обсуждали следующие вопросы:
— определение понятий: дзуа-рылæг, кувæг лæг, фысым;
— проблемы сохранения тра-диционно-обрядового порядка проведения мероприятий в местах «дзуар», «кувæндон» — святилищ;
— определение правового статуса «Совета дзуарылæгтæ» и принятия программы деятельности в направлении сохранения национальной культуры.
В начале мероприятия председатель СОРКПОО «Иудзинад» Батраз Кучиев подчеркнул, что ситуация складывается так, что на текущий момент от действий каждого дзуарылæг зависит, станет ли первая за много лет подобная встреча очередным планомерным заседанием или обозначит переломный момент, после которого начнется очищение института «дзуарылæгтæ» от налипших за десятилетия бездействия и вседозволенности.
На круглом столе выступили члены общественной организации «Иудзинад» Тамерлан Цомаев, Эльбрус Каллагаты.
В ходе проведения круглого стола было достигнуто понимание, что традиционно-культурное мировоззрение осетин определяет историческую жизнь народа, т. к. является общим мировоззрением нации, этническим мировоззрением. Оно как ядро культуры нации, как внутренняя, духовная ее «самость» ярко проявляется в обрядах, традициях, фольклоре, в художественном сознании осетин; как тип мировоззрения формирует этническую картину мира, т. е. более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлений и понятий, в которых и через которые осознается мир в его целостности и единстве.
В основе традиционно-культур-ного мировоззрения лежит, конечно же, непосредственный обыденный опыт. И значит, он тесно связан с этим опытом и теми вопросами, которые им порождаются. В процессе своего становления, т. е. в процессе исторического развития осетинского народа, традиционно-культурное мировоззрение дистанцируется от этого опыта, который тем не менее остается его живительным источником. Словом, важным источником традиционно-культурного мировоззрения и его составляющих элементов является дзуарылæг. Но если уже каждый осетин имеет в душе ирондзинад, который соответствует его жизненному опыту, то он тем более присущ социальной группе, народу, обладающему своим историческим опытом. Ведь народ заинтересован в этнической идеологии, которая бы обосновывала его положение в мире, а не только в обществе, его отношение к миру в целом. Поэтому на сегодняшний день перед дзуарылæгтæ стоит много задач. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением данного бытия и человеческой деятельности. Это проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справедливости и т. д.
Казбек Елканов подчеркнул, что непонимание многих вопросов культуры связано с нехваткой внутренних обыденных знаний, что в свою очередь является следствием того, что молодежь плохо говорит на родном языке. Ведь именно через язык, оперируя словами, можно передать жизненный опыт и наладить связь поколений. До молодежи нужно донести смысл обычных слов: æгъдау, æфсарм, кад, намыс и т. д.
«Содержание определенных правил традиционно-культурного мировоззрения осетин включает и установку здравого смысла с его стремлением познания ближайших причин явлений и использование их в повседневной практике, — отметил Анатолий Варзиев. — В недрах обыденного сознания кристаллизуется драгоценная суть человеческой жизни, которая называется мудростью, т. е. это философия традиционного осетинского общества».
Руслан Бутаев указал на то, что все общественные связи и отношения, проявляющиеся в традиционном обществе, действительно могут быть правильно поняты и оценены, если верно поняты и оценены не только материальные и социальные условия жизни общества, но и нечто особенное, т. е. дзуарылæг, как феномен этнической идеологии, как важнейшая духовная составляющая, должен занять то место, которое ему отведено согласно традиционно-культурному мировоззрению осетинского народа, его сокровенной сущности. А если дзуарылæг будет иметь определенный статус, то легче будет, ссылаясь на его авторитет и пример, говорить о духовно-культурных ценностях осетин.
Подводя итоги встречи, все участники пришли к единому мнению, что все обозначенные вопросы могут быть решены в том случае, если они найдут поддержку у общества и, в частности, у руководства республики. Так как все эти вопросы связаны с разработкой «Концепции национальной политики РСО-Алания», было принято решение о подготовке Обращения к Главе РСО-Алания В. З. Битарову. В нем будут обозначены вопросы, над которыми будет проводиться совместная работа:
— раскрыть содержание тра-диционно-культурного мировоззрения осетин, объект и уровни отражения. Показать его место и роль в структуре общественного сознания традиционного осетинского общества, истоки его, объем и характер входящих в него составляющих;
— акцентировать внимание на социальных основах традиционно-культурного мировоззрения, его функциональной роли в обществе. И здесь раскрыть его как духовный феномен, выражающий интересы национального развития и содержащий формулировки целей, философских концепций и нравственно-этических идеалов;
— дать оценку традиционно-культурным аспектам мировоззрения осетин, что это не просто совокупность идей и представлений о явлениях материального и духовного мира — оно несет в себе определенную оценку явлений реальной действительности с позиций таких понятий, как добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т. д. То есть здесь существенна роль ценностно-нормативной ориентации субъекта — носителя осетинской культуры.
Все эти категории, ценностные установки, конечно же, носят конкретно-исторический характер. Но они относительно независимы от экономической и социально-политической жизни общества. Поэтому некоторые культурные, духовные, эстетические ценности древних времен не утратили своего значения в современном обществе. Дать правильную оценку этим категориям и донести ее до молодежи могут дзуарылæгтæ. Они — «цензор», диктующий стиль поведения, образ жизни и мыслей. Осетинская нация жива до тех пор, пока существует ирондзинад. И недостаточно владеть осетинским языком, чтобы быть осетином. Ведь можно же изучить в совершенстве английский язык, но при этом вы не станете англичанином. То есть необходимо иметь ирондзинад в душе и сохранять его в отношениях с миром. А потому важнейшей национальной идеей для осетин, независимо от социального строя и исторической эпохи, является сохранение ирондзинад как доминирующего национально-объединяющего, системообразующего фактора.
Таким образом, обращение к культуре предков реально может дать нам ряд преимуществ. В первую очередь это психическое здоровье, внутренняя целостность, жизненная активность. Во-вторых, сохранение культуры, неотделимой от традиционно-культурного мировоззрения и практики народа. В-третьих, сохранение свободы народа, что предполагает сохранение нравственной культуры и истории осетинского общества.


Пресс-служба общественного движения «Иудзинад»

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: