Памяти великого артиста Алексея Петренко (Газета «Пульс Осетии»№10, март 2017)

На минувшей неделе страна простилась с блистательным актером, народным артистом РСФСР и Украины, лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства Алексеем Петренко. Эпитет «блистательный» по отношению к Алексею Васильевичу я написала, уж поверьте, отнюдь не для красного словца. Он был действительно блистательным артистом. Сыграл более 100 ролей в кино. И каких! Григория Распутина в «Агонии» Элена Климова (эта роль стала звездной для артиста), летчика — капитана Юрия Строганова в «Двадцать дней без войны», Петра I в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты (это первая большая роль артиста), Ивана Кузьмича Подколёсина в «Женитьбе» по Н. В. Гоголю, Пола Дика в «ТАСС уполномочен заявить», Мокия Пармёныча Кнурова в «Жестоком романсе», Сатина в «Без солнца», Юрия Казакова в «Послушай, не идет ли дождь» Аркадия Кордона (приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге), Сталина в «Смерти Таирова», «Вольфе Мессинге», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Навстречу шторму» и «Вторая мировая война: за закрытыми дверями» («World War Two: Behind Closed Doors», Би-Би-Си), аббата Фариа в «Узнике замка Иф», двойника Сталина в «Кооператив “Политбюро”, или Будет долгим прощание» Михаила Пташука (приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь»), Карла I в «Мушкетеры двадцать лет спустя», генерала Николая Карловича Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова (приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Виват, кино России» в Санкт-Петербурге), Артура Конан Дойля в «Воспоминания о Шерлоке Хомсе», устрашающий коллекционер в одноименном фильме Юрия Грымова, Богдан Хмельницкий в «Черной Раде», Фаддей Казимирович в «Докторе Живаго» и другие. Роли, сыгранные Петренко, настолько разные, будто предназначались они для разных актеров. Удивительно даже, что он один сумел создать столь разноплановые образы, которые объединяет одно — высокая самоотдача создавшего их артиста. Алексей Васильевич, по его собственному признанию, ничего не мог делать в полсилы…
В октябре 2001 года Алексей Петренко был в числе звездных гостей Второго Открытого российского и международного кинофестиваля «Владикавказ». Кто тогда только не пожаловал в гости к нам: Барбара Брыльска, Кшиштоф Занусси, Владимир Зельдин, Георгий Жженов, Олег Стриженов, Василий Лановой, Виктория Токарева, Ирина Скобцева и многие другие. У фестиваля впервые появилась пусть и небольшая, но своя международная программа, приехали зарубежные гости, из внеконкурсного он стал конкурсным. А в главном кинотеатре Владикавказа «Октябрь» (где сейчас тот «Октябрь»? — на его месте ныне красуется автостоянка), как и было обещано за год до этого, появился новый экран.
Правда, об Алексее Петренко, у которого очень уж хотелось взять интервью, изначально было известно, что общения с акулами пера он избегает. Как потом пояснил сам Алексей Васильевич, он был в обиде на журналистов из-за того, что они неоднократно коверкали сказанное им, чем доставляли немало неприятностей. А они мастеру перевоплощений, пережившему к тому времени два инфаркта (первый — после роли Распутина), о чем мы узнали несколько позже от приехавшей с Петренко на кинофестиваль его супруги — известной журналистки, в прошлом театрального обозревателя газеты «Правда» Галины Кожуховой, уж точно были ни к чему.
И все-таки мы — я и коллега Тамерлан Техов, в ту пору корреспондент газеты «Рæстдзинад» — решили попытать счастье. Прямо из гостиницы «Владикавказ», где проживал Алексей Петренко, позвонили ему в номер. Причем Тамерлан настаивал на том, чтобы поговорила с артистом я — мужчины, мол, на женский голос лучше реагируют, нежели на мужской. В итоге я позвонила и — о чудо! — Алексей Васильевич хоть и не сразу, но согласился на интервью. Не знаю, мой ли женский голос сыграл в этой ситуации решающую роль. Отчасти, возможно, и так. Но Алексей Петренко сдался и как-то даже потеплел лишь после того, как узнал, что интервью будет адресовано главным образом молодежной аудитории. Стечение обстоятельств оказалось в нашу пользу: накануне народный артист познакомился с тогдашним председателем Комитета по делам молодежи нашей республики Таймуразом Касаевым, который произвел на него самое благоприятное впечатление. Так, благодаря Таймуразу Касаеву и состоялся тогда в гримерке киноконцертного зала «Октябрь» этот разговор с великим артистом.
А интервью с Алексеем Петренко тогда, в 2001-м, увы, так и не было опубликовано. По-видимому, поступило распоряжение сверху не пиарить кинофестиваль, по которому уже прокатилась катком желтая пресса. Но и выбросить эти исписанные и со временем пожелтевшие листы бумаги с интервью, данным великим артистом, у меня не поднималась рука. Рукопись как будто ждала своего часа…

— Алексей Васильевич, а все-таки как вы познакомились с Таймуразом Касаевым?
— Дело в том, что я сейчас читаю на телевидении всего «Тараса Бульбу» Гоголя. И мне захотелось собрать все иллюстрации, которые когда-либо делались к этому произведению. Поэтому я пошел по книжным магазинам в надежде найти сочинения Гоголя, переведенные на осетинский язык, с иллюстрациями, разумеется. Но увы… Кстати, в одном из книжных магазинов приобрел интереснейшую книгу Сланова «Ардонская духовная семинария». Там, в книжном, мне и посоветовали зайти в библиотеку, которая находилась поблизости. Это оказалась юношеская библиотека имени Гайто Газданова. Правда, я не сразу обратил внимание на то, чье имя она носит. Уже потом, когда у меня попросили автограф для библиотеки, я с удивлением обнаружил, что это тот самый Газданов — автор романа «Ночные дороги», написанного невероятно изящным русским языком.
В читальном зале библиотеки я и познакомился с Таймуразом Касаевым. Благодаря ему обратил внимание на книгу «Осетия и осетины», которую перелистал с интересом. И хотя я прекрасно знаю, что осетины не забывают своих прославленных земляков, где бы они ни жили, все-таки с некоторым удивлением заметил, что в этой книге не упоминается народный артист Украины, ведущий актер киевского театра имени Ивана Франко, мой друг Анатолий Хостикоев. Об этом я и сказал Таймуразу. Слово за слово. Мы поговорили о проблемах молодежи, часть которой страдает сегодня от наркотиков, страдает от незнания собственной истории.
Таймураз был очень озабочен тем, что хотя обычаи, традиции здесь еще как-то поддерживаются, а вот родной осетинский язык потихоньку забывается. Меня его слова сильно взволновали.
Осетины прекрасно говорят по-русски. Более других народов Северного Кавказа, на мой взгляд, они близки к русской культуре. Это, с одной стороны, хорошо. Но родной язык необходимо знать. Хорошо, когда ты знаешь и русский, и английский, и французский, и испанский. Но не знать свой родной язык — это равносильно тому, что забыть тех, кто в земле, все поколения своих предков. Есть такое украинское четверостишье:

Мово ридна, слово ридне,
Хто вас забувае,
Той у грудях не серденько,
А лиш каминь мае.

Это означает: если ты забыл свою родную речь, вместо сердца у тебя камень.
— Вы родом с Украины?
— Да, с Украины.
— А откуда именно?
— С Черниговщины. Я родился и вырос в деревне Чемер Черниговской области. А родители мои полтавские. После того как их раскулачили, уехали в черниговские леса да так там и осели. До 12 лет я не слышал русской речи. В деревне, где жил, в школе только раз в неделю проводился урок русского языка. А говорили мы по-украински. И вот только в Чернигове по радио я впервые услышал чистую русскую речь, которой теперь владею в совершенстве.
— Вы сыграли много ролей в исторических кинолентах — «Агония», «Сибирский цирюльник»… Вы глубоко входите в образ и, судя по всему, хорошо владеете историческим материалом. Не больно ли оттого, что мы сегодня во многом утратили тот прежний великий дух России?
— Конечно, больно. Но иначе не могло быть. Ведь безбожие пропагандировалось столько лет. Вера в Бога попросту вытравлялась. Главная причина наших нынешних печалей и скорбей — в утрате духовности. Сначала у народа выветрили веру в Бога, внедряя веру в коммунизм. Потом и это отняли и вообще оставили ни с чем. Сегодня идет медленное возвращение на круги своя. Человек начинает осознавать, что в его душе живет Бог. Все наши беды только от безбожия, от бездуховности.
— По-вашему, спасение России — в возвращении к вере, к духовности?
— Обязательно. Спасение России — в возвращении к вере, к традициям — казачьим, старообрядческим и так далее. Человек без веры — это песчинка, потерянная во вселенной, которую гонит ветер. Человека, у которого в душе нет Бога, можно подвигнуть на любое неправедное деяние.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей любимой роли или любимом фильме из сыгранных вами.
— Это сложный вопрос. Я, пожалуй, на него и не отвечу. Я всегда старался все делать как следует. Но есть фильмы более популярные, принесшие мне известность. Есть фильмы, которые мало знают. Так вот я люблю такие малоизвестные фильмы и такие роли даже больше, чем любят маленьких или нездоровых детей.
— Кто ваш любимый актер, любимая актриса?
— Любимый актер — ныне покойный Павел Луспекаев, сыгравший роль таможенника в «Белом солнце пустыни». А любимая актриса — Джульетта Мазина.
— Ваши пожелания нашей молодежи?
— Молодой человек говорит своему отцу: «Я не хочу жить так, как живешь ты, в неблагоустроенном доме. Сейчас можно и нужно жить по-другому. Я хочу этот дом снести и поставить на его месте новый, хороший». Отец позволяет сыну сделать это, но просит не ломать старый дом, пока не будут возведены стены и покрыта крыша нового. Мораль сей притчи такова: не нужно разрушать все дотла и начинать строить новое на голом месте, ведь у нас есть корни — надежный фундамент. Я желаю молодежи никогда не забывать об этом.
— Алексей Васильевич, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от пребывания во Владикавказе.
— Впечатления потрясающие! То, что вижу вокруг, дарует и силу, и радость, и веру в то, что красота спасет мир. Какая все-таки земля наша красивая в своем многообразии! Владикавказ — чистый город, очень чистый, поверьте мне. Я много изъездил земель. Владикавказ и очень красивый город! Слава богу, что здесь сейчас мир и порядок. И этот мир вы поддерживаете.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: