«Через Запад на Восток» во Владикавказе (Газета «Пульс Осетии» №4, январь 2017)

«Опера», излучающая неоновый свет, — большое полотно почти на всю стену. Но ключевое слово в данном случае не «полотно», пусть даже и большое (хотя общеизвестно, что, если художник решается взяться за полотно, у которого любая из сторон превышает метр, это означает, что перед нами мастер с амбициями, у которого хватает задумок на такой большой холст), а «свет». Свет, который одухотворяет картину, оживляет ее, как оживляет глоток живой воды, выпитой после мертвой. В этом электрическом свете есть что-то от света солнечного на полотне Генриха Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», поразившего когда-то мое воображение в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и здесь, во втором зале Художественного музея, где в минувшую пятницу в рамках художественно-образовательного проекта «Диалог культур» открылась персональная выставка «Через Запад на Восток» московской художницы Ксении Соповой, свет тоже выплескивается за границы, очерченные рамой.
В первом выставочном зале музея представлены графические работы художницы числом 18. Во втором и третьем — 36 живописных полотен: портреты, жанровые сцены из жизни европейской богемы, привезенные Соповой из стажировки в Париже (парижские мотивы явно превалируют, это и графические изображения из серии «Париж» с его каруселями, клубным лимонадом, цыганкой и сенегальцем, субботой, и живописная серия «Полдень в Париже», и просто «Париж»), натюрморты, но тоже исключительно городские, а точнее, этакие интеллектуально-культурные. Потому что все завязано в них на культуре: журнальный столик, номер Times с портретом Набокова на обложке, ваза с рельефом губ, внизу беспорядочно разложенные книги — судя по всему, произведения писателя с обложки — все это «Набоков». А вот это «Шанель»: на белой круглой столешнице цветок в горшке, фотография элегантной дамы, женская сумочка с ручкой-цепочкой, губная помада, палетка, жемчужные бусы, открытка…
Таков полет фантазии художницы. У зрителей же свое видение и свой полет фантазии. Сама Ксения Сопова утверждает, что в ее работах и зримо, и незримо присутствует образ современной девушки с ее интересами, ее мыслями, ее внутренним миром. Полагаю, это образ самой Ксении, о которой одни пишут, что она, дитя города, дитя московско-парижской столичности, «пишет мегаполис с его хайтековскими нелепостями, чудачествами, не избегает неоновой ядовитости реклам и не боится аффектированного гламура». Другие утверждают, что работы художницы «напоминают советский “суровый стиль”, Дейнеку и советского любимчика, итальянца Гуттузо: многофигурные композиции, стремление к изображению характеров и к социальному анализу культурной жизни». Возможно, что так оно и есть. Да и Ксения не отрицает, что ее явно занимает тема современного искусства, которое в последнее время принято делить на классическое и концептуальное — в нашей стране явный перевес в сторону последнего. Ксения — приверженка реалистической школы искусства. То есть классическое направление — это ее. Но как же, однако, талантливо, ярко, современно, нестандартно, незаштампованно все выписанное ею — глоток свежего воздуха, да и только! Плюс мастерство, профессионализм, академическая школа…
За плечами у Ксении Соповой МГАХИ им. Сурикова, мастерская монументальной живописи под руководством народного художника России Евгения Максимова. Ксения — лауреат международного конкурса “Caterinade Medici International Award”, проходившего в 2009 году во Флоренции. С 2011 года она член Союза художников России (секция живописи). В августе — октябре 2011-го была резидентом Cite˜ Internationale des Arts в Париже. Работы художницы находятся в частных собраниях России, США, Италии, Германии. А уж о выставках, в которых Сопова принимала участие, и говорить не приходится. Их число давно перевалило за десять, хотя самой Ксении нет еще и тридцати.
Первая персональная выставка художницы прошла в августе прошлого года в Грозном и тоже в рамках проекта «Диалог культур». Ксения признается, что с Кавказом ее связывают друзья-коллеги Вадим Каджаев и Рустам Яхиханов, чьи портреты представлены на выставке, а также однокурсники Ксении по «Суриковке» Заур Дзугаев, Стас Хубецов и Владислав Гассиев. Кавказ, признается художница, близок ей, родившейся в Алма-Ате, своей ментальностью, укладом жизни, этаким соединением Востока и Запада. И в нашем стольном граде Владикавказе Ксения Сопова не в первый раз. Три недели пребывала она здесь в сентябре прошлого года. Срок достаточно долгий, чтобы влюбиться во Владикавказ, завораживающий своей неповторимой атмосферой, чарующей архитектурой конца XIX — начала XX века и бог знает, чем еще. Ведь у каждого города своя аура, свои изюминки, которые так и просятся на холст. Кстати, полотна, посвященные Кавказу, у Ксении Соповой уже в работе. «В Москве в мастерской у меня есть работы о Кавказе», — признается она. И, как знать, в скором будущем мы их, возможно, тоже увидим. А пока…
«На выставке в нашем музее Ксения Сопова представлена как станковист: живопись, графика», — открыла выставку директор Художественного музея Алла Джанаева. Алла Акимовна, как и все выступавшие далее, поблагодарила виновницу торжества за предоставленную возможность познакомиться с ее творчеством. Со словами приветствия в адрес московской художницы обратились также мэтры осетинской живописи Шалва Бедоев («Здесь все образы имеют внутреннее содержание, у каждой фигуры есть настроение, состояние, характер. Налицо интересные находки. Заслуживает всяческих похвал техника исполнения»), Олег Басаев («Мы с Ксенией, оказывается, учились у одного и того же педагога — Евгения Николаевича Максимова. И это радует. Глядя на работы Ксении, понимаешь, что она не просто художник, а неординарная, глубокая личность со своими разносторонними интересами, удивительными находками. Реализм, авангардизм — ей интересно все!») и другие, а также искусствовед из Санкт-Петербурга, сотрудница Эрмитажа и координатор проекта «Диалог культур» Александра Башарова («Ксения Сопова — яркий представитель русской академической реалистической школы, которую она прославляет по всему миру, участвуя в международных выставках. Ксения — добрый, душевный человек. И в то же время в ее работах чувствуется такой накал, в каждой картине содержится своя какая-то тайна. Накал присущ Ксении и в жизни, как присуща ей и некая загадочность… И еще мне приятно отметить, что Ксения Сопова — постоянный участник проекта «Диалог культур»).
Сама Ксения Сопова поблагодарила директора и сотрудников Художественного музея за помощь в подготовке к открытию выставки, после чего были вручены грамоты самым талантливым участникам мастер-класса «Искусствоведение и живопись. Натюрморт», который московская художница днем раньше провела в Детской художественной школе им. С. Д. Тавасиева.
Тем же, кому не посчастливилось побывать на вернисаже, от души советую посмотреть выставку «Через Запад на Восток», которая продлится месяц.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: