Только лица и звуки (Газета «Пульс Осетии» №3, январь 2017)

Для непосвященных: «крещендо» — это такой, как говорится в словаре, динамический оттенок, означает постепенное увеличение громкости звучания. Это первое слово в названии нового, но уже довольно известного фильма «Крещендо. Большие дирижеры из маленькой Осетии». Премьера в Москве, показ в нашем Доме кино, множество добрых отзывов зрителей и публикаций в прессе… Я не киновед, не собираюсь ничего «разбирать по полочкам», тем более засыпать дифирамбами автора — сценариста, режиссера, оператора и продюсера Султана Цориева, одного из мэтров нашей кинематографии (достаточно вспомнить: «Южная Осетия — над пропастью в крови», «Ваятель», «Я всегда хотел летать» и десятки других его документальных лент), а также его верного соратника Андрея Кононова, монтажера и звукооператора… Просто попробую передать свои мысли, чувства, ощущения после просмотра…
* * *
Мне показалось… да нет, не показалось: главный герой фильма — МУЗЫКА. Музыка нот, тонкая песня ручья, переходящая потом в громогласную симфонию водопада; беззвучная, но такая слышимая музыка гор… Никакого тебе дикторского текста. Никаких биографий — где кто родился и чему учился; впрочем, они сами — Вероника Дударова (светлая ей память!), Валерий Гергиев, Туган Сохиев, Тимур Зангиев коротко, скромно, местами самоиронично рассказывают о себе. О себе в жизни и в музыке. Я смотрю на экран — и ничего будто уже нет вокруг меня: только с детства знакомые колонны Большого театра, потрясающие залы Мариинки и наша владикавказская филармония, где Валера, Туган и Тимур впервые ощутили себя дирижерами. И — музыка, музыка, музыка… Весь фильм пронизывает столь любимое Вероникой Борисовной «Болеро» Равеля… Мелькают дирижерские палочки — в сильных и властных руках Дударовой, в трепетных — Гергиева, в «говорящих» — Сохиева, в маленьких, а потом повзрослевших — Тимура…
Да, текста в фильме мало, и слава богу. Но как приятно было слышать из уст известных людей, великих музыкантов теплые слова о наших дирижерах! Кстати, темпо-ритм в фильме тот же, что и в «Болеро»: яркими, уверенными «скачками» кадры переносят нас с зеленой равнины — в заснеженный Петербург, ведут от уверенной в беседе Вероники — к смущенному вниманием Тимуру, а потом — в квартиру Валерия, где светятся счастьем глаза его мамы, окруженной внуками… И снова — музыка, музыка… Еще не кончился фильм, а я уже мысленно говорю спасибо: героям — за подаренные мелодии, автору — за великолепную идею и такое же ее воплощение… Позвольте только одно возражение: это какая же она «маленькая Осетия», когда рождает такие большие таланты?
…А в последних кадрах делает свои первые шаги по комнате маленький сын Гергиева. Вот эти шаги все уверенней, и он уже без посторонней помощи быстренько топает вперед… еще вперед… Раскрываются перед ним двери… Нет, не только двери: открывается будущее, в котором, конечно же, случится и тонкая песнь ручья, и громогласная симфония водопада…

Ирина ГУРЖИБЕКОВА

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: