Алё, база, я — 23-й (Газета «Пульс Осетии» №50-№51, декабрь 2016)

Уж сколько раз говорили и писали о проблемах городского транспорта, главным образом маршруток, но воз и ныне там. Это подобно теме любви, в которой все поэты и литераторы находят вдохновение и неисчерпаемый источник творчества. Казалось бы, обо всем уже сказали, все воспели, но вот поэты вновь и вновь находят новые грани этой необъятной темы. То же и с маршрутками. И это понятно и объяснимо: любовь приходит и уходит, а ехать хочется всегда.

Проблема это неоднозначная. С одной стороны, понятны трудности водителей. Состояние дорог, перегруженность улиц, постоянно дорожающие топливо, ремонт, запчасти. И это только общеизвестные трудности. Есть проблемы и помимо: различные поборы с водителей, братаны подходят, требуют подкинуть копейку на «общак» и прочее. В довершение ко всему попадаются такие пассажиры, что мама не горюй. Но вопрос в том, что если пассажиры бывают не сахар, то и водители порой — не мамин борщ.
В такой обстановке срабатывает закон джунглей. Хотя водителей со всех сторон притесняют, тем не менее они нередко находят более бесправное в «пищевой цепочке» звено — пассажиров. «Вот с кого спросим за всю поруганную честь! С пассажиров. Вот они-то точно терпилы так терпилы», — рассуждают водители. По поводу технической исправности автомобилей и состояния салонов уже многие высказывались. Остановлюсь на одном моменте. Чтобы делать битком набитые рейсы, некоторые маршруты создают такой интервал движения, что на остановках скапливается много пассажиров. Прождав с полчаса, люди готовы ехать и стоя, и на корточках, и как угодно.

Раньше в этом плане были проблемы с 32-м маршрутом, с 27-м и 3-м. Сейчас эти маршруты более-менее наладили работу, и можно нормально доехать. Но 23-ю маршрутку приходится ждать изрядно, легче в рай попасть. За полчаса проходят 3–4 машины. Именно проходят, потому что не останавливаются, так как набиты людьми под завязку. На ул. Тельмана, на остановке возле магазина «Жираф», с ул. Молодежной собираются студенты. Толпа немаленькая. Третий маршрут, 29-й, 59-й ходят нормально. Но 23-й — как ясное солнышко. Если остановилась 23-я, ее приходится брать штурмом, по всем правилам пехотной тактики. Таким способом водители этого маршрута срывают бонус «два в одном» — моральное удовлетворение за то, что нашлось, на ком выместить накопившиеся обиды, и материальное, ибо возить по 20 человек куда как прибыльнее, чем
по 12.
При обсуждении транспортных проблем водители всегда стараются выставить себя несчастными жертвами обстоятельств. Эдакие они пушистые и травоядные. Но когда на маршруте пассажиры делают им замечание по неудовлетворительной работе, эти «божьи коровки» показывают свою истинную натуру: «Не нравится — гуляй пешком». Водители 23-й маршрутки всегда хозяева положения: «Когда в танке еду я, всюду родина моя». А что? Административная управа их не достает, а совести и ответственности — ёк. Такой хоккей нам не нужен.
Вот такие вот рыночные условия предоставления транспортных услуг. Об этих рыночных условиях все чаще и чаще говорят на всех площадках. Люди уже поняли, что разговоры о чудодейственной силе саморегуляции рынка — это бред пикейного жилета. Конечно, есть какие-то общие тенденции формирования спроса и предложения, но в частных вопросах нужна дисциплина и контроль государственной структуры, а не рыночный «авось» да «небось». Захотели водители-рыночники обедать — все разом поехали по домам. А громодяне пассажиры пусть пару часиков поторчат на остановках. А заработок потом наверстаем за счет уплотнения пассажиров в салоне. Рынок, сударь. А вот, к примеру, в «Сбербанке» ситуация другая. Обычно работают, скажем, шесть окошек, а в обеденный перерыв — только три. Это, конечно, несколько замедляет обслуживание, но ситуация вполне терпимая, люди понимают положение и готовы спокойно подождать лишние 2–3 минуты. Разница, как видим, налицо.

Кто должен лечить эту застарелую грыжу пассажирско-транспортной системы города? Ситуация напоминает незаконченную сказку про курочку Рябу. Администрация била-била — не добила, ГИБДД била-била — не добила, всевозможные комитеты били-били — не добили. Когда же отыщется мышка, которая пробежит и хвостиком махнет?


Юрий ПЕТРОСОВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: