И еще раз об инклюзивном образовании (Газета «Пульс Осетии» №50-№51, декабрь 2016)

Ровно пять лет назад в России вступил в силу закон об образовании, в котором впервые было конституировано право на инклюзивное образование. Сегодня это слово уже на слуху у всех. Оно означает создание в учебных заведениях равных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» созданы условия для реализации образовательных программ в сфере инклюзивного образования. Выделены места для парковки автотранспортных средств, создана безбарьерная архитектурная среда. Управлением по учебной работе при составлении расписания предусмотрено проведение занятий на первых этажах, в учебных корпусах имеются подъездные пандусы, учтен необходимый дверной проем, в отдельных туалетных кабинах на первом этаже установлены откидные опорные поручни и откидные сидения. В учебных помещениях увеличена ширина проходов между рядами столов, первые двухместные столы в ряду у дверного проема заменены на одноместные.
Все аудитории оснащены мультимедийным оборудованием, компьютерной и аудиотехникой. Обучающиеся обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Службой проректора по связям со стратегическими партнерами определены места прохождения практик с учетом рекомендованных медико-социальной экспертизой условий и видов труда. Есть возможность обучаться по индивидуальному графику, при составлении которого предусмотрено проведение занятий с использованием дистанционных образовательных технологий. Учебные материалы разработаны с учетом возможности получения визуальной и аудиальной информации. Текущая и итоговая аттестация проводятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки к ответу на зачете или экзамене.
В учебном управлении предусмотрена должность тьютора, который занимается организационным сопровождением: следит за посещаемостью занятий, организует индивидуальные консультации, обеспечивает взаимодействие преподаватель — студент-инвалид, корректирует затруднительные ситуации.
Санаторий-профилакторий «Цей» вуза обеспечивает медицинско-оздоро-вительное сопровождение: первую медицинскую помощь, оказание врачебной помощи при травмах и острых и хронических заболеваниях, осуществление лечебных и профилактических мероприятий, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
В столовой института предусмотрено диетическое питание.
Среди мероприятий, направленных на социальную поддержку, — бесплатное проживание в общежитии, также располагающем всеми необходимыми условиями для указанной категории студентов.
В ФГБОУ ВО «Горский ГАУ» на сегодняшний день обучаются 16 человек, представляющих собой особую категорию лиц с ОВЗ, и инвалиды. Среди них 5 человек II группы инвалидности и 10 человек III группы инвалидности, а также 1 студент из категории ребенок-инвалид.
Инвалиды различных нозологических групп обучаются на следующих факультетах: ветеринарной медицины и ветеринарно-санитарной экспертизы, агрономическом, экономики и менеджмента, технологического менеджмента, автомобильном, товароведно-технологическом, биотехнологий и энергетическом.
В Аграрном колледже обучаются 27 человек, относящиеся преимущественно к категории ребенок-инвалид.
ФГБОУ ВО «Горский ГАУ» осуществил частичную реконструкцию зданий в целях развития безбарьерной инфраструктуры на территории учебного заведения.
На сегодняшний день в ФГБОУ ВО «Горский ГАУ» созданы необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-лабораторный корпус (главный корпус) оборудован лифтом; установлен пандус с перилами на входе в здание; подготовлены санузлы со всем необходимым оборудованием, согласно предъявляемым требованиям с расширенными дверными проемами и с поручнями; двери аудиторий соответствуют требованиям нормативов.
Во Дворце культуры установлен пандус с перилами на входе в здание; подготовлены санузлы со всем необходимым оборудованием, согласно предъявляемым требованиям с расширенными дверными проемами и с поручнями.
Библиотека оснащена специальными учебными пособиями и литературой, в том числе для инвалидов по зрению установлена программа для чтения текстов с экрана «NVDA», а также настольными лампами с лупами (3-кратное увеличение); установлены пандус в здание со стороны столовой, перила на входе; укладка тротуарной плитки на этапе установления; подготовлены санузлы со всем необходимым оборудованием, согласно предъявляемым требованиям с расширенными дверными проемами и с поручнями. Имеется кнопка вызова на входе в библиотеку.
В здании столовой установлены пандус, перила на входе и укладка тротуарной плитки на этапе установления; подготовлены санузлы со всем необходимым оборудованием, согласно предъявляемым требованиям с поручнями и расширенными дверными проемами; определены места для инвалидов по предъявляемым требованиям. Имеется кнопка вызова со стороны ул. Л. Толстого на входе в здание.
Двери жилых комнат, предназначенных для проживания в них указанной категории обучающихся, соответствуют нормативам; подготовлены санузлы со всем необходимым оборудованием, согласно предъявляемым требованиям с поручнями и расширенными дверными проемами.
Подъезд к остальным учебным корпусам осуществляется с ул. Кирова, где имеется кнопка вызова у въездных ворот. На территории и в учебных корпусах университета вывешена необходимая информация для лиц с ограниченными возможностями, все санузлы оснащены кнопками экстренного вызова.
Продолжается работа по внедрению мероприятий по адаптации среды пребывания для лиц с ОВЗ с учетом концепции жизнеобеспечения этих групп населения. Однако строительство подъездных пандусов во все учебные корпуса в короткие сроки невозможно.
Реализация требований законодательства РФ о социальной защите прав инвалидов и людей пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата — пандусы, лифты, подъемники, пожаробезопасные зоны, места для отдыха, эвакуационные пути, световые сигнальные устройства, тактильные полосы и прочее — будут осуществляться согласно принятой университетом программой «Доступная среда» до 2018 года по мере финансирования.
Благоприятные условия для обеспечения учебного процесса созданы в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте, в том числе и в рамках программы «Доступная среда». СОГПИ заключил договоры о сотрудничестве и совместной деятельности для доступной реализации учебного процесса и помощи студентам-инвалидам со Всероссийским обществом инвалидов, Северо-Осетинским региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов «Общество слепых», Северо-Осетинской региональной организацией слабослышащих «Мир звуков». Все студенты данной категории находятся под постоянной опекой и вниманием всего коллектива сотрудников, ППС, студентов, ректората института. Управление воспитательной и социальной работы и все его подразделения (служба социальной поддержки, служба психологической поддержки, студсовет, волонтерское движение, факультет свободного развития, кураторы) осуществляют работу со студентами-инвалидами. Студенты-инвалиды, обучающиеся на факультете свободного развития, по окончании учебы получают помимо основного еще и диплом о дополнительном образовании.
В течение года студентам-инвалидам оказывается материальная помощь. Все инвалиды получают социальную стипендию, а успешно сдавшие сессию — академическую.
В СОГПИ обучается 12 инвалидов, из них 8 студентов имеют инвалидность бессрочную, 4 студента — с установленным сроком переосвидетельствования.
Из 12 инвалидов 8 — инвалиды с детства, 4 — имеют статус ребенок-инвалид. У 4 студентов — III группа инвалидности, у одного — II группа, у двух — I группа.
Студенты-инвалиды обучаются: на факультете управления — 1 человек; на факультете начального и дошкольного образования — 3 человека; на факультете художественного и музыкального образования (учитель ИЗО) — 2 человека; на факультете филологии — 4 человека; на факульте-
те дефектологии — 1 человек; на факуль-тете психологии — 1 человек.
В 2017 году планируется выдать дипломы преподавателя иностранного языка двум студентам-инвалидам, диплом психолога — одному студенту.
Главное бюро медико-социальной экспертизы
P. S. Поздравляем студентов-инва-лидов с наступающим Новым годом! Желаем счастья, добра, удачи.

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: