Моноспектакль по-владикавказски (Газета «Пульс Осетии» №48, декабрь 2016)

Да, да, дамы и господа, вы не ослышались: впервые на сцене Русского театра поставлен моноспектакль — «Белый танец для любимой актрисы» по пьесе московского драматурга и режиссера Николая Квижинадзе, который соединил в себе два в одном, так как является еще и постановщиком данного спектакля.
Моноспектакль — это спектакль-монолог с единственным исполнителем. Не каждый артист, полагаю, согласится, а вернее сказать, решится на этакий шаг. Такой спектакль может сыграть, пожалуй, только актер с опытом, наработавший свой личный багаж мастерства и имеющий определенную смелость, то есть артист, которому есть что сказать и показать зрителю. В этом смысле народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц — вариант беспроигрышный. Она замечательно справилась с единственной и главной ролью — ролью Актрисы в «Белом танце для любимой актрисы», ведущей со сцены диалог не с кем-нибудь, а с самим маэстро (так Актриса называет его величество Театр). На протяжении двух действий музыкальной драмы Тер-Давидянц держит в напряжении весь зал, искусно перевоплощаясь то в девочку с красным бантом в волосах, которая еще в детстве познакомилась с маэстро, то в школьницу, сыгравшую свою первую театральную роль — роль Снежной королевы, то в страстную Кармен, то в легендарную Марию Стюарт, то в жертвенную Маргариту Гете, то в прекрасную египтянку Нефертити, то…
Перевоплощений и переодеваний в «Белом танце…» великое множество. И Актриса едва ли так виртуозно справилась бы с ними, если бы не два бессловесных Мима (Анастасия Романова, Николаус Мавроматидис) в черных костюмах, белых театральных масках и белых перчатках, которые помогают ей переодеваться, при помощи пластики (хореограф — Алина Хубаева — браво!) передают то, что не могут выразить словами и изображают незримых персонажей пьесы — Маму, Одноклассника, Учителя (так Актриса называет своего первого режиссера, ставшего ее первой любовью), Политика (соглашение с ним дает Актрисе возможность стать повелительницей театра, которая сама себе выбирает роли и сама себе назначает гонорары), Примадонну, Летчика, Красавчика. Стоит лишь накинуть на плечи шаль, водрузить на голову шляпку или поменять белый шарф на синий. С незримыми персонажами Актриса-Тер-Давидянц время от времени разговаривает. Однако главный ее немой собеседник — маэстро — его величество Театр. А так как произносит она свои монологи в зал, то складывается впечатление, что именно зрителя приглашает Актриса к диалогу, откровенному разговору, размышлению о чем-то очень важном.
И хотя Ника Квижинадзе, работая над своей пьесой, которая изначально писалась для бенефиса его сестры Ирины Квижанадзе, заслуженной артистки Грузии, актрисы Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова, по его собственному признанию, проштудировал биографии многих театральных звезд, найдя в них много общего, у меня как у зрителя сложилось стойкое впечатление, что это спектакль о судьбе не только актрисы, но и вообще человека (неважно, женщины или мужчины), который от рождения до тризны играет в жизни самые разные роли, переживает то радости, то несчастья. Ведь жизнь — театр, а люди в ней — актеры. Возможно, поэтому так по-особенному тепло приняли зрители премьерный спектакль, возможно, поэтому он так затронул их души, возможно, поэтому не осталась незамеченной слеза, скатившаяся по щеке Актрисы-Тер-Давидянц, которая играла самоё себя, всю эту нашу жизнь с ее радостями и печалями, искренними чувствами и коварными интригами, завистью закулисья, что имеет место не только в театре, но и в миру, где клевета и предательство самых близких горячо ранят и разочаровывают, если не сказать, убивают. Актриса Анжелики Тер-Давидянц говорит о наболевшем, сокровенном, включая свои эмоции и личные переживания.
Театр — это жизнь. И высказывания о нем-ней на протяжении всего спектакля такие разные в зависимости от предлагаемых жизненных обстоятельств. То это предмет обожания и любви — на заре туманной юности («Любите ли вы театр так, как люблю его я?»), то «такая человеческая мясорубка, которая перемалывает все — даже сильные натуры», «помойка, куда люди выбрасывают свои мечты», потому что «жизнь — дьявольская игра вымысла с реальностью».
Однако в светлые, счастливые мгновения жизни, когда сердце Актрисы, истосковавшейся «по нормальным, искренним человеческим отношениям», поражено любовью, рождаются лучшие слова: «Мы живем на одной земле. Пьем одну воду. Нам нечего делить. Любите друг друга!» Но тень опять заслоняет свет, включая трезвый взгляд на мир, который «свихнулся — у всех на уме только деньги», тогда как хочется чего-нибудь для души, где «между актером и политиком много общего, только актер врет со сцены, а политик — с трибуны», и так далее, и так далее, и так далее.
Что же в итоге? А в итоге: «Маэстро (театр-жизнь), я тебя ненавижу. Я тебя люблю!» (все как в жизни: вверх-вниз, черно-белая полоска). И приглашение на танец, белый танец с маэстро, который, надеется она, не откажет любимой актрисе. Ключевое слово здесь, полагаю, «любимая».
Что и говорить, убедительная постановка. Хотя это неудивительно. Ведь Ника Квижинадзе знает, что делает: сам написал, сам поставил. Предельно достоверна в роли Актрисы великолепная Анжелика Тер-Давидянц, которой на самом деле есть что сказать. И, кстати, на протяжении всего спектакля звучит потрясающая музыка (недаром он назван музыкальной драмой)! Так что заведующему музыкальной частью театра Алексею Деминову тоже браво!

Ольга РЕЗНИК
Фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: